«Психология человека – особенности восприятия времени»
Восприятие времени – это, прежде всего отражение длительности и последовательности явлений и событий. Именно благодаря восприятию времени отражаются изменения, которые происходят в окружающем мире. Чувство времени не является врожденным и развивается в процессе накапливания человеком опыта.
Восприятие длительности времени во многом зависит от содержания деятельности человека. Например, часы, дни, недели, которые заполнены значительными и интересными событиями, кажутся быстротекущими и короткими. А наоборот, отрезок времени, в течение, которого не произошло ничего особенного, когда было все обыденно, однообразно и привычно, представляется достаточно длительным.
Время переживаемого удовольствия и радости часто недооценивается по длительности, время неприятности и скуки, наоборот, переоценивается. Также особенно коротким кажется время, в течение, которого следует успеть сделать очень много.
Следует отметить такую особенность, что достаточно точно можно оценить промежутки времени в 5-15 минут.
При воспоминании, время, которое было в прошлом насыщено различными переживаниями, событиями, деятельностью, вспоминается как более длительный период жизни. Отрезок времени, наполненный неинтересными и однообразными событиями, вспоминается обычно, как прошедший очень быстро.
Педагогическая проблема
Традиционная технология обучения (классно-урочная система), задает для всех обучаемых одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни обучаемые лучше усваивают материал, другие хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т.е. уровень овладения знаниями у студентов разный.
Технология полного усвоения задает единый для студентов фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Определяющим в этой технологии является планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми студентами. Критерии полного усвоения, задает эталон целей, иерархически взаимосвязанные по сферам деятельности студентов – мыслительной, чувственной и психомоторной.
Преподаватель доводит до студентов планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнить обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям познавательной деятельности относятся:
знание (студент запомнил, воспроизвел, узнал);
понимание (студент объяснил, проиллюстрировал);
применение (студент применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);
обобщение и систематизация (студент выделил части из целого, образовал новое целое);
оценка (студент определил ценность и значение объекта изучения).
Подготовка учебного материала по данной технологии состоит в том, что все содержимое делиться на «учебные единицы», законченные по смыслу и небольшие по объему (1-3 пары). По каждой «учебной единице» усвоения готовиться тест (контрольное задание) по двухбалльной шкале (зачет-незачет). К каждой «учебной единице» также разрабатывается корректный дидактический материал, рассчитанный на дополнительную проработку неусвоенного материала, форма представления которого отличается от первоначального варианта и дает возможность студенту найти подходящий способ его восприятия, осмысления и запоминания. По всей «учебной единице» определяется эталон ее полного усвоения.
К предстоящей работе студентов, имеет цель обеспечить мотивацию совместной работы группы студентов с преподавателем на договорных началах и разъяснить основные принципы данного способа обучения. Отметка за усвоения темы выставляется после заключительной проверки учащегося.
В ходе работы каждый студент получает необходимую помощь, разъяснение и поддержку.