Особенности ВПР по физике
11 класс
Материал подготовила: Чернышова Е.А.
учитель физики МОАУ «Лицей № 1 г. Орска»
Что такое ВПР
Всероссийская проверочная работа по физике в 11 классе (ВПР) –это контрольная работа, проводимая по единым заданиям и оцениваемая по единым критериям, разработанным для всей страны.
ВПР проводится в конце 11 класса и проверяет качество усвоения предмета учениками в 10 и 11 классах.
ВПР по физике позволяет установить уровень форсированности следующих умений учащихся:
− умение устанавливать соответствия между физическими понятиями и примерами, физическими величинами и единицами измерениями, приборами и физическими величинами;
− умение объяснять физические явления;
− умение выбирать верные утверждения из текста по темам;
− знание физических законов и умение применять их в практической деятельности;
− умение извлекать информацию из графиков, диаграмм, таблиц анализировать информацию; понимание плотности и условий плавания тел;
− умение решать простые (базовые) задачи на движение;
− умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов;
− умение решать задачи повышенной сложности и др.
Структура ВПР по физике
Каждый вариант ВПР содержит 18 заданий.
Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики
Раздел курса физики
Механика
Количество заданий
Молекулярная физика
4-6
3-5
Электродинамика
Квантовая физика
4-6
ИТОГО
1-4
18
оценка ВПР по физике
Максимальный балл – 26.
Шкала перевода баллов:
Оценка
2
Количество баллов
3
0-8
9-15
4
5
16-20
21-26
Организация подготовки обучающих к Всероссийской проверочной работе включает в себя:
- составление плана по подготовке к проверочной работе по физике;
- инструктирование учащихся о содержании ВПР по физике;
- первичное знакомство с инструкцией по подготовке к проверочной работе;
- обзор методической литературы и пособий по подготовке к проверочной работе;
- знакомство со шкалой оценивания результатов работы;
- совершенствование системы повторения учебного материала с целью подготовки учащихся к проверочной работе;
- текущее повторение для достижения результатов обучения с учётом кодификатора ВПР по физике;
- работа по тренировке заполнения бланка регистрации и бланков ответов;
- работа по подготовке к проверочной работе, в соответствии с планом (индивидуально-групповые занятия)
- проведение пробной проверочной работы.
- Материалы для проведения работы можно взять на сайтах:
- https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2022 https://phys11-vpr.sdamgia.ru/test?id=147569 https://neznaika.info/vpr/phys11/
- https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2022
- https://phys11-vpr.sdamgia.ru/test?id=147569
- https://neznaika.info/vpr/phys11/
Задание 1. Группировка понятий
Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Максимальное количество баллов - 2
Задание 1.
Перечень понятий:
объём, диффузия, сила тяжести, кипение, масса, трение.
Название группы понятий
Перечень понятий
Задание 1.
Алгоритм работы.
1. Внимательно прочитать перечень понятий, предварительно разделить их на группы.
2. Дать название выделенным группам. Возможные варианты:
- Физические явления;
- Физические величины;
- Единицы измерения;
- Измерительные приборы;
- Понятия из раздела «_____» и др.
3. Заполнить таблицу, соотнеся выделенные понятия названию группы.
Задание 1.
Физическое явление
- это явление, при котором не произойдет превращения одного вещества в другое.
Примеры:
Плавление льда;
Ядерный взрыв;
Испарение жидкости;
Звук колокола;
Нагревание пищи;
Полет ракеты;
Вращение Земли вокруг Солнца;
Свечение электрической лампочки;
Электризация волос
Задание 1.
Физическая величина
- это количественная характеристика объекта или явления в физике, либо результат измерения
Примеры:
Длина
Масса
Сила тока
Количество вещества
Частота
Давление
Мощность
Электрическое напряжение
Магнитный поток
Задание 1.
Единицы измерения
- это числовое значение физической величины.
Примеры:
Длина метр
Масса килограмм
Время секунда
Температура Кельвин
Сила тока Ампер
Частота Герц
Давление Паскаль
Мощность Ватт
Электрическое напряжение Вольт
Магнитный поток Вебер
Задание 1.
Измерительные приборы
- это прибор, показывающий числовое значение физической величины.
Примеры:
Длина линейка
Масса весы
Время секундомер
Температура термометр
Сила тока амперметр
Влажность психрометр
Давление барометр / манометр
Электрическое напряжение вольтметр
Задание 1.
Перечень понятий:
объём, диффузия, сила тяжести, кипение, масса, трение.
Название группы понятий
Перечень понятий
Задание 1.
Перечень понятий:
объём, диффузия, сила тяжести, кипение, масса, трение.
Название группы понятий
Физические величины
Перечень понятий
Физические явления
Объём, сила тяжести, масса
Диффузия, кипение, трение
Задание 1.
Перечень понятий:
гравитация, ньютон, секунда, плавление, вольт, охлаждение
Название группы понятий
Перечень понятий
Задание 1.
Перечень понятий:
гравитация, ньютон, секунда, плавление, вольт, охлаждение
Название группы понятий
Единицы измерения
Перечень понятий
Физические явления
Ньютон, секунда, вольт
Гравитация, плавление, охлаждение
Задание 1.
Перечень понятий:
Ньютон, Гей-Люссак, Солнце, Эйнштейн, метеорит, спутник
Название группы понятий
Перечень понятий
Задание 1.
Перечень понятий:
Ньютон, Гей-Люссак, Солнце, Эйнштейн, метеорит, спутник
Название группы понятий
Ученые
Перечень понятий
Космические объекты
Ньютон, Гей-Люссак, Эйнштейн
Солнце, метеорит, спутник
Задание 8. Определение понятий и величин в кинематике
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
Максимальное количество баллов - 2
Задание 8.
Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени .
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны:
1) Первые 10 с автомобиль движется равномерно, а следующие 10 с стоит на месте.
2) Первые 10 с автомобиль движется равноускорено, а следующие 10 с – равномерно.
3) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.
4) Через 30 с автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.
5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с2.
Правильный ответ: 25
Задание 8.
Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны:
1) Первые 10 секунд автомобиль стоит на месте, а следующие 10 секунд равномерно движется.
2) Первые 10 секунд автомобиль стоит на месте, а следующие 10 секунд движется равноускоренно.
3) Через 35 секунд автомобиль остановился, а потом поехал в другую сторону.
4) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 36 км/ч.
5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 6 м/c2.
Правильный ответ: 24
- Объём жидкости измерили при помощи мензурки. Погрешность измерения объёма при помощи данной мензурки равна её цене деления. Запишите в ответ показания мензурки в мл с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания мензурки (25 ± 3) мл, то в ответе следует записать «25;3».
- Решение. Из рисунка видно, что между метками «40» и «60» укладывается 5 делений, значит, цена деления составляет 4 мл. По условию погрешность измерения равна цене деления. Жидкость находится на отметке 48 мл. Таким образом, показания мензурки: (48 ± 4) мл.
- Длину стороны кубика измерили при помощи линейки. Погрешность измерения длины при помощи данной линейки равна ее цене деления.
- Запишите в ответ показания линейки в мм с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания линейки (25 ± 3) см, то в ответе следует записать «25;3».
- Решение. Из рисунка видно, что между метками «1» и «2» укладывается 10 делений, значит, цена деления составляет 1 мм. По условию погрешность измерения равна цене деления. Начало кубика находится на отметке 1, а конец на отметке 7,5. Таким образом, показания линейки: (65 ± 1) мм.
- Ответ: 65;1.
- Какое физическое явление лежит в основе действия индукционной плиты?
- Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
- Индукционные плиты
- Под стеклокерамической поверхностью индукционной плиты находится катушка индуктивности. По ней протекает переменный электрический ток, создающий переменное магнитное поле. В дне посуды наводятся вихревые или индукционные токи, которые нагревают дно, а от него и помещённые в посуду продукты. Частота переменного тока в катушке индуктивности составляет 20–60 кГц, и чем она выше, тем сильнее вихревые токи в дне посуды.
- В отличие от обычной газовой плиты, здесь нет никакой теплопередачи снизу вверх, от конфорки через стеклокерамическую поверхность к посуде, а значит, нет и тепловых потерь. С точки зрения эффективности использования потребляемой электроэнергии индукционная плита выгодно отличается от всех других типов кухонных плит:
нагрев происходит
быстрее, чем на газовой
или обычной электрической
плите.
Решение. Индукционная плита — электрическая плита, разогревающая металлическую посуду индуцированными вихревыми токами, создаваемыми высокочастотным магнитным полем. Вихревые токи возникают из-за явления электромагнитной индукции.
Ответ: электромагнитная индукция
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Действие индукционной плиты основано на действии магнитного поля на проводник с током.
2) Нагревание продуктов в посуде на индукционной плите связано с тепловым действием электрического тока.
3) Индукционный ток, нагревающий посуду, зависит от частоты переменного тока в катушке индуктивности.
4) Дно посуды для индукционных плит может быть выполнено из стекла.
5) КПД нагрева у обычной электрической плиты выше, чем у индукционной.
Рещение . Действие индукционной плиты основано на явлении электромагнитной индукции, а не на действии магнитного поля на проводник с током.
- В стекле не возникают вихревые токи.
- КПД индукционной плиты выше, чем у обычной электрической плиты. Ответ: 23
Спасибо за внимание.