СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности жизни животного мира зимой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Особенности жизни животного мира зимой" для обучающихся с ОВЗ

 

Просмотр содержимого документа
««Особенности жизни животного мира зимой»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Запольских Г.Н Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 1б класс ОВЗ МАОУ «СОШ №4»

Тип урока: Закрепление, обобщение знаний.

Тема урока: «Особенности жизни животного мира зимой»

Цель: закрепить знания о многообразии животного мира; формировать  знания об  особенности жизни животных в зимнее время.

Задачи :

Образовательные: дать представление о том, как зимуют животные: дикие звери (заяц, белка, волк, лось, лиса), зимующие птицы обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами

Коррекционно-развивающие: коррекция наглядно-образного и логического мышления на основе упражнения в анализе и синтезе

развивать умение классифицировать животных, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, развитие устойчивости внимания, долговременной зрительной памяти, восприятия,

развитие мелкой моторики через выполнение коррекционных заданий, расширение и обогащение словарного запаса. способствовать развитию связной речи, познавательной творческой активности детей,

Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам. прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;

Планируемые результаты урока:

Предметные:

знают особенности жизни животных в зимнее время. получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения.



Формируемые БУД:

Личностные:

понимают, что к животным нужно относиться бережно; осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. учебно- познавательный интерес к учебному материалу; чувство ответственности за выполнение своей работы;

Познавательные БУД

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения. ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы

Регулятивные

под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей работы, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; е УД:



Коммуникативные УД:

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Средства (оборудование):

1)карточки с заданиями;

2)презентация

3)проектор-компьютер, магнитная доска

Технологии:

технология оценивания, личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения, технология критического мышления информационные, здоровьесберегающие



Ход урока







Этапы урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Коррекционная работа


Результаты: формируемые

БУД

1

Организационный этап.

Цель: осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу.


- Учащиеся встают в кружок, держась за руки; уч-ся повторяют их хором вслух:

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы хорошо учимся!

Все у нас получится!

Уч-ся рассаживаются по местам. Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок, Начинаем наш урок.

Учащиеся передают свое настроение



коррекция эмоционального развития ребёнка;

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.


3

Актуализация знаний















Загадка.

Вот так тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.


ВИДЕО 1. ЗИМА

- Ребята, какое время года сейчас идет?

- Кто назовет зимние месяцы?


- А кто сможет назвать признаки зимы?


Сегодня мы в лес за наукой пойдем

Смекалку, фантазию нашу возьмем

А чтоб не спугнуть ни сову, ни лису

Не станем в лесу нарушать тишину!

- Итак, мы в лесу…


Разгадывают загадку.

-Декабрь, январь, февраль.

-Сильные морозы, кругом лежит снег, летают снежинки, на деревьях иней. Реки покрыты льдом.


Просматривают предложенный фрагмент фильма.


способствовать развитию связной речи

Личностные: проявление интереса к данной теме, выделение общих признаков.

Познавательные: повторение раннее изученного материала


4

















Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока, нацелить каждого на решение учебной задачи.












А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина:

Зверушек и пичужек -

Всех спрятала зима.


Игра «Зоркий глаз». (слайд 4)

-Сейчас вам предстоит разглядеть кого же спрятала зима

- Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?


На доске появляется тема урока. «Особенности жизни животного мира зимой»

- Как вы думаете о чем мы должны узнать на уроке?

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь зверей с наступлением зимы?

- Какая главная причина изменения их жизни?

Вот сегодня на уроке мы и попробуем ответить на каждый поставленный вопрос, но для начала посмотрим видеофильм

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы по содержанию презентации в доступной форме


Учащиеся определяют

животных в лесу (работа парами)


-Да, дикие животные

- они самостоятельно живут в лесу, сами добывают пищу, сами устраивают свои жилища.


-Дикие животные зимой

.

развивать внимание через игру «Зоркий глаз».






















Познавательные:

Формирование умения устанавливать связи, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.


5

Объяснение нового материала

Цель: формировать  знания об  особенности жизни диких животных в зимнее время













ФИЗМИНУТКА
















ВИДЕО 2-3 ЗВЕРИ

Медведь, волк, лиса(33сек), лось(1,10 сек), бурундук и белка (1.49 сек)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «СНЕЖИНКИ»


-Мы с вами просмотрели о жизни диких животных.

Что вы запомнили и что можете сказать о каждом животном? ( по 1 предложению)


-Зимой тяжело приходится животным. Сильные морозы, пронизывающие ветра, вьюги, метели.


Послушаем, как воет ветер в лесу.

ЗАПИСЬ ВЕТРА «ЗВУК ЗИМЫ»

ЗИМНЯЯ ФИЗМИНУТКА


- Согрелись? Посмотрите на доску, что то изменилось?

Игра « Кто лишний» (слайд 5)



-Зимой каждое животные обязательно «распишется» в «зимней книге» леса, т.е. оставит свои следы.


ВИДЕО СЛЕДЫ


Давайте рассмотрим следы лесных животных в «зимней книге».

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ



Игра «Экскурсоводы». (слайд 6)

Распознавание следов лесных животных



Игра «Тени» ( слайд 7)


Просматривают предложенный фрагмент фильма.





Учащиеся по очереди находят среди других карточек и вешают на доску последовательные картинки по теме урока.



Ложатся на парту, закрывают глаза и слушают.


Каждый ученик выполняет задание по на своем рабочем месте.

Учащиеся отбирают лишнюю картинку



Просматривают предложенный фрагмент фильма.




Каждый ученик выполняет задание по на своем рабочем месте.


Работают индивидуально. Самостоятельно.

Коррекция познавательных возможностей


обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии








развитие слухового восприятия.






развивать мышление через игру «Кто лишний»





Способствовать развитию зрительного восприятия, внимания

Коммуникативные

адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Познавательные:

Развивать умение читать по ролям.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью

Познавательные:

выделять существенные, общие и отличительные свойства

- делать простейшие обобщения, сравнивать


6.

ФИЗМИНУТКА

Физкультминутка «Простоквашино»


учащиеся изображают действия, движения

Коррекция опорно двигательного аппарата с помощью физических упражнений

Регулятивные:

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную и мыслительную.

7.

Упражнение на закрепление, повторение.


Цель: закрепить знания детей о диких животных в зимний период








А сейчас поиграем в игру «У кого кто?» 
У медведя детки – медвежата
У белки – бельчата
У зайца – зайчата

У волка – волчонок

У лося – лосенок.

Дидактическая игра «Назови семью»

Например: Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).


Предлагает вспомнить кто где живет.

Игра «Кто где живет»  ( слайд 8)

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка. )


Трудно приходится диким животным зимой. Им нужна помощь. Нужно кормить животных.

«ПТИЦ, ЗВЕРЕЙ ОБЕРЕГАЙТЕ И ВСЕГДА ИМ ПОМОГАЙТЕ!»


«Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить»


Каждый ученик выполняет задание по на своем рабочем месте.








Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы

способствовать развитию памяти

Познавательные:  знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет;

Регулятивные: выполняют учебное действие в соответствии с планом; выполняют самопроверку учебного задания

Личностные:

Выполнение учебных заданий самостоятельно


8.


Упражнение на закрепление, повторение.


Цель: закрепить знания детей о птицах в зимний период





  ВИДЕО Зимующие птицы

Наступили холода. Многие птицы улетели в теплые края. Основной их корм это насекомые. Однако некоторые пернатые друзья остались зимовать с нами. А все потому, что они могут зимой найти себе пищу. Такие птицы называются зимующими.

Зима сложное время для зимующих птиц. С утра до самого вечера им приходится искать себе пищу, чтобы не замерзнуть. В сильные холода птицы стараются не летать. Они часто сидят нахохлившись или стоят на одной ноге чтобы согреться.

Зимой птицам трудно найти себе корм. А без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому обязательно помогай птицам зимой.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.


ВИДЕО КОРМУШКА


Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае


Просматривают предложенный фрагмент фильма.






















-


 Коррекция внимания, слуха, восприятия

Познавательные:

уметь представить информацию.

Регулятивные:

контролировать свое поведение.

Коммуникативные:

формулировать речевое высказывание

Личностные:

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;


Предметные: получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения

9.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Цель: сообщение результатов решения учебных задач; самооценка учеником своих учебных достижений.




А.Яшин «Покормите птиц зимой»

Слушайте внимательно и продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а) :


У вас на столах лежат зимующие птички, выберите тот, который отражает вашу работу на уроке.

- Кому на уроке было интересно? (Синий - голубь)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный- снегирь)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый- синичка)


Ученики читают стихотворение

Покормите птиц зимой!       

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима


о диких животных –о белке, медведе, зайце.

- о том, где живут дикие животные.

- о том, чем питаются дикие животные.



Дети выбирают соответствующих птиц и прикрепляют их к кормушке.



Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку своей работе на уроке с помощью цветных квадратов.


Личностные:

оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.






Самоанализ открытого урока по окружающему миру 1 б класс

Цели задачи урока я ставила с учетом особенностей программных требований для коррекционных школ. Отбирая материал к уроку, я стремилась, чтобы задачи, реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех этапах и были логически связаны между собой. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками развития интеллекта.

Я считаю, что урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, коррекционно-развивающий и воспитывающий характер. У детей укрепилось представление о жизни диких животных в зимнее время. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались и оценивались добрым словом для дальнейшего прохождения испытаний. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная тестовая работа ), игровые моменты. Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному.

На уроке я использовала слайды мультимедийной презентации по теме урока. Предложенные задания носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

Постоянно приветствовалось проявление активности детей. Доброжелательный тон и доступность заданий, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.