СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности этапа начальной подготовки в силовом троеборье.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считается, что многолетний процесс подготовки спортсменов включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. При этом большинство авторов отмечают, что рост спортивных достижений, главным образом, зависит от эффективности системы многолетней подготовки спортсменов, которую следует определять как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки. Выделяют следующие этапы многолетнего процесса подготовки спортсменов: этап начальной подготовки, этап предварительной базовой подготовки, этап специализированной базовой подготовки, этап подготовки к высшим достижениям, этап максимальной реализации индивидуальных возможностей, этап сохранения высшего спортивного мастерства, этап ухода из спорта высших достижений [25].

Просмотр содержимого документа
«Особенности этапа начальной подготовки в силовом троеборье.»

Особенности этапа начальной подготовки в силовом троеборье

Считается, что многолетний процесс подготовки спортсменов включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. При этом большинство авторов отмечают, что рост спортивных достижений, главным образом, зависит от эффективности системы многолетней подготовки спортсменов, которую следует определять как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки. Выделяют следующие этапы многолетнего процесса подготовки спортсменов: этап начальной подготовки, этап предварительной базовой подготовки, этап специализированной базовой подготовки, этап подготовки к высшим достижениям, этап максимальной реализации индивидуальных возможностей, этап сохранения высшего спортивного мастерства, этап ухода из спорта высших достижений [25].

Основными задачами этапа начальной подготовки являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, обучение технике избранного вида спорта, освоение различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Тренировочные занятия на этом этапе, как правило, проводятся 2−4 раза в неделю, продолжительность каждого из них не более 2 часов (для спортсменов 14−16 лет). Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 140−240 часов.

Прежде чем говорить об особенностях этапа начальной подготовки, целесообразно, отметить представления о возрасте начала занятий силовым троеборьем. Анализ специальных литературных источников, посвященных данной проблеме, позволяет заключить, что единого мнения у авторов нет. Значительная группа авторов считает возможным начинать занятия силовым троеборьем с 12-летнего возраста и даже раньше. Другие исследователи полагают, что целесообразным начинать занятия пауэрлифтингом с 14−15 лет. Имеется и третья точка зрения. Группа специалистов считает допустимым раннее начало занятий силовым троеборьем, однако, непременно с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Существенными для определения оптимального возраста начала силовой тренировки могут стать сведения о возрастных особенностях развития организма детей.

Известно, что организм мужчины полностью созревает к 20−25 годам. При этом важным моментом является характер возрастных изменений. Установлено, что рост и развитие отдельных органов, их систем и всего организма происходят неравномерно и гетерохронно. Таким образом, различные функциональные системы созревают неравномерно, они включаются поэтапно, постепенно сменяются, создавая организму условия для приспособления к условия окружающей среды в различные периоды развития.

Актуальными для наших исследований являются сведения о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата. Известно, что интенсивный рост мышечной ткани происходит в период полового созревания. Чаще всего границы интенсивного протекания процессов полового созревания для мальчиков определяются в 12−15 лет. Именно в этом возрасте существенно увеличиваются поперечник и масса скелетных мышц, происходит дифференцировка мышечных волокон, величина отношения «мышца — сухожилие» приближается к показателям взрослых. Тем не менее, в ряде работ отмечается, что и морфологически и функционально мышцы подростков в этом возрасте не готовы к напряженным тренировкам силовой направленности. Указывается также, что наибольший прирост толщины мышечных волокон у юношей наблюдается в возрасте от 17 до 20 лет.

Для построения рациональной системы начальной подготовки юношей в силовом троеборье важны также сведения о возрастных особенностях вегетативных систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой. В ряде источников отмечается, что на период полового созревания приходится наибольший прирост аэробных возможностей организма подростков. Несомненно, подобная динамика отражает существенные изменения всего кислородтранспортного звена, в том числе и сердечно-сосудистой системы. Однако ряд авторов указывает, что морфологически (строение сердечной мышцы), биохимически (активность окислительных систем в клетках сердечной мышцы) и функционально (в первую очередь, механизмы регуляции) сердце юношей приближается к показателям взрослых только после 17 лет. Имеются также сведения о неэффективности приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы подростков при выполнении силовых упражнений и, особенно, статических усилий [14].

Кроме того, в специальной литературе имеются сведения, что особенности развития подростков в значительной мере зависят от индивидуальных темпов полового созревания и особенностей телосложения — соматического типа. Данное обстоятельство приводит к пониманию вариативности временных границ сенситивного периода развития силы у отдельных подростков, что должно учитываться при разработке методики тренировки юных спортсменов на этапе начальной подготовки в силовом троеборье.

Таким образом, в специальной литературе имеется достаточно сведений, позволяющих заключить, что организм подростков до 15 лет еще не готов к напряженным тренировкам силовой направленности.

Важным моментом при разработке методики тренировки юных спортсменов в силовом троеборье на этапе начальной подготовки являются вопросы планирования объёма и направленности тренировочной работы.

Разрабатывая методику тренировки спортсменов на том или ином этапах подготовки, планируя объём и направленность тренировочной работы, в первую очередь, необходимо учитывать основные принципы спортивной тренировки. Исключительно важным представляется принцип соответствия тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Особенно велико его значение на этапе начальной подготовки.

В первую очередь надо иметь в виду общий объем тренировочных занятий. Анализ имеющихся работ позволяет заключить, что у специалистов имеются различные взгляды на данную проблему. В фундаментальных теоретических работах, посвященных проблемам спортивной тренировки, отмечается, что на этапе начальной подготовки тренировать чаще 4 раз в неделю нецелесообразно. При этом считается наилучшим вариантом трехразовые тренировки в неделю. Продолжительность тренировочных занятий не должна превышать 2 часов. Исходя из этих представлений, годовой объем тренировочной работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки должен находиться в пределах 140−240 часов.

В тоже время, имеется значительное количество работ, посвященных проблемам планирования подготовки юных спортсменов на этапе начальной подготовки в силовом троеборье, в которых доказывается возможность применения больших объёмов тренировочных занятий.

В частности, в программе по пауэрлифтингу для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства отмечается, что юные спортсмены 13−15 лет на этапе начальной подготовки должны иметь 4 учебно-тренировочных занятия в неделю продолжительностью 2 часа. При этом годовой объём должен составлять 320 часов.

С.М. Гузь рекомендует юным спортсменам 12−14 лет в силовом троеборье за два года на этапе начальной подготовки выполнять суммарный объём тренировочной работы в 918 часов: 404 часа в первый год и 514 часов во второй год тренировки.

Для нашей работы также представляет интерес система начальной подготовки в тяжелой атлетике. В частности, А. Н. Воробьёв считает, что на этапе начальной подготовки для возрастной группы 14−16лет общая нагрузка должна составлять 416 часов в год, из них 150 часов следует отводить на общую физическую подготовку, 266 на специальную, в том числе 16 часов на специальную техническую подготовку.

Согласно результатам исследования Л. C. Дворкина, при 4−5 разовых тренировках в недельном микроцикле на начальных этапах спортивной подготовки в тяжелой атлетике общая нагрузка за два года подготовки должна составлять 1272 часа. Примерно такие же рекомендации дает Б. И. Шейко в отношении начальной подготовки юных спортсменов в силовом троеборье.

Важное значение имеет единство общей и специальной подготовки спортсменов. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования. По мнению отдельных авторов, общей физической подготовке на этапе начальной подготовки должно отводиться до 70 — 80%, а специальной — только 20 — 30% от общего объёма тренировочной нагрузки. Подобное соотношение рекомендуется рядом авторов и для подготовки юных спортсменов в силовом троеборье.

Другая группа авторов считает целесообразным на этапе начальной подготовки в силовом троеборье планировать равное соотношение между общей и специальной физической подготовкой.

В научно-методической литературе встречаются также данные о преобладании специальной физической подготовки уже на этапе начальной подготовки, как в тяжелой атлетике, так и силовом троеборье.

Достижение должного уровня всесторонней физической подготовленности спортсменов во многом зависит не только от эффективного соотношения общей и специальной подготовки в процессе многолетних занятий спортом, но и от рационального подбора средств и методов тренировки.

Выше уже отмечалось, что этап начальной подготовки является неотъемлемой частью многолетнего процесса подготовки спортсменов и имеет свои специфические особенности. Основными задачами этапа являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, обучение технике избранного вида спорта, освоение различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.

Авторы единодушны в том, что разносторонняя подготовка, осуществляемая на этапе начальной подготовки в силовом троеборье, выступает как эффективное средство создания прочного фундамента спортивного мастерства и позволяет избежать односторонности развития спортсменов.

Основные средства ОФП, рекомендуемые для построения тренировочных занятий на этапе начальной подготовки в силовом троеборье, можно разделить на следующие группы: общеразвивающие упражнения, упражнения силовой направленности, скоростные упражнения, упражнения аэробной направленности, упражнения координационной направленности, подвижные и спортивные игры.

К числу ведущих средств общей физической подготовки для данного этапа относят легкоатлетические упражнения, гимнастические и акробатические упражнения, спортивные игры [17].

Отдельные авторы рекомендуют не только отводить на общую физическую подготовку юных спортсменов основную долю общего объёма тренировочной нагрузки, но и особое внимание уделять освоению и совершенствованию техники выполнения вспомогательных, легкоатлетических, акробатических, гимнастических и других упражнений. Указывая при этом, что освоение техники данных упражнений будет способствовать совершенствованию координационных способностей юных спортсменов в силовом троеборье, а это, в свою очередь, благоприятно скажется на специально-технической подготовке и спортивных результатах.

По мнению ряда авторов, в тренировочную программу на этапе начальной подготовки в силовом троеборье целесообразно включать различные спортивные игры. Отмечается, что включение спортивных игр в программу подготовки позволяет развивать необходимые юным спортсменам качества и разнообразить тренировочные занятия.

Ряд авторов рекомендует уделять особое внимание в тренировочном процессе юных спортсменов на этапе начальной подготовки в силовом троеборье упражнениям аэробной направленности. Отмечая, что на данном этапе подготовки выполнение упражнений аэробной направленности не только не мешает развитию силовых способностей, но и положительно сказывается на росте специальной подготовленности, так как увеличение аэробных возможностей юных спортсменов позволяет им быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям напряженных тренировок.

К числу важных средств, применяемых на начальном этапе подготовки в пауэрлифтинге, относятся упражнения, направленные на совершенствование выносливости, физической работоспособности, улучшение состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем [14].

Из средств специальной подготовки на данном этапе рекомендуются специально-вспомогательные упражнения для развития силы и совершенствования координационных способностей, а также соревновательные упражнения со штангой, направленные, в первую очередь, на разучивание спортивной техники.

Схожие взгляды можно встретить и в работах А. Н. Воробьёва, связанных с вопросами планирования тренировочной нагрузки на этапе начальной подготовки в тяжелой атлетике.

В последнее время наблюдается тенденция к применению упражнений локального характера в тренировке спортсменов различной квалификации. Установлено, что применение подобных упражнений позволяет акцентировано воздействовать на отстающие в развитии группы мышц, индивидуализировать физические нагрузки и двигательный режим, увеличить адаптационные возможности спортсменов.

В связи с этим у исследователей и практиков повышается интерес к применению тренажёров на различных этапах спортивного совершенствования, включая и начальный этап подготовки. Отмечается, что физические упражнения, выполняемые с использованием тренажёров, позволяют значительно ускорить процесс освоения и совершенствования техники соревновательных и вспомогательных упражнений, добиваться заметного прогресса в росте спортивных достижений на этапе начальной подготовки, не оказывая, при этом, негативного влияния на организм юных спортсменов. Имеются работы, в которых указывается, что при развитии силовых способностей с использованием тренажёров проявляется ряд преимуществ по сравнению с упражнениями со штангой. Отмечается, что упражнения на тренажёрах характеризуются строго заданной структурой движений. Это важно для обеспечения избирательного тренировочного воздействия на отдельные мышечные группы и реализации индивидуального подхода в тренировочном процессе. Кроме того, в работах указывается, что упражнения на тренажёрах позволяют снизить суммарную нагрузку на организм спортсменов и уменьшают травматизм на занятиях.

Кроме того, имеются сведения, что при соответствии биомеханических и координационных характеристик упражнений на тренажёрах соревновательным упражнениям со штангой достигается положительный перенос двигательных навыков.

Имеются также сведения, что применение тренажёров позволяет повысить моторную плотность занятий, добиваясь при этом дифференцированного подхода к каждому спортсмену.

Зарубежные авторы предлагают разнообразные тренировочные программы для начинающих спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом, включающие упражнения на тренажёрах. Причём, указывается на необходимость придерживаться определённых правил при выполнении силовых упражнений на тренажёрах:

обязательно следовать принципу постепенности увеличения нагрузок;

особое внимание уделять темпу выполнения упражнения (наиболее универсален средний темп, вовлекающий в работу большое число мышечных волокон);

при выполнении упражнений дыхание должно быть спокойным и ритмичным, без задержек.

Характеризуя актуальность применения тренажёров на начальном этапе подготовки в силовом троеборье, следует учесть еще одно важное обстоятельство. Как отмечает А. Г. Беркут, невысокий уровень физического развития современных подростков ограничивает возможности использования многих известных силовых упражнений со штангой. В подготовке взрослых квалифицированных спортсменов по силовому троеборью считается приемлемым активное использование изометрических (статических) упражнений. О возможности применения статических упражнений на этапе начальной подготовки в силовом троеборье такого единодушия у авторов нет. Причиной тому, видимо, следует считать большое число работ, в которых раскрываются особенности развития утомления и изменения в работе вегетативных систем организма при выполнении статических упражнений. В тоже время, Э. А. Городниченко указывает, что при рациональном использовании статических упражнений, основанном на учете возрастных особенностей организма подростков, они могут стать эффективным средством тренировки юношей и девушек. Аналогичные данные приводит А. П. Костенко. В научно-методической литературе встречаются отдельные описания эффективного применения статических и комбинированных статодинамических упражнений в тренировочном процессе начинающих тяжелоатлетов.

Отдельной проблемой следует считать вопросы планирования учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки в силовом троеборье. Однако для решения данной проблемы в первую очередь целесообразно охарактеризовать методы обучения и развития качеств, необходимых начинающим спортсменам в пауэрлифтинге.

При выполнении упражнений, входящих в программу общей физической подготовки юных спортсменов, рекомендуется выполнять методические рекомендации, применяемые при проведении легкоатлетических, акробатических, гимнастических занятий и спортивных игр.

При развитии аэробных возможностей юных спортсменов в силовом троеборье следует отдавать предпочтение кроссовому бегу в невысоком темпе и выполнению общеразвивающих упражнений с круговой организацией при небольших интервалах отдыха.

Одной из важнейших задач начального этапа подготовки является освоение и совершенствование техники выполнения соревновательных и специально-вспомогательных упражнений. При освоении сложных в координационном отношении упражнений рекомендуется применять метод расчленения основного упражнения на более простые движения, соединяя их по мере освоения. Также рекомендуется применение целостного и комбинированного метода изучения техники спортивных движений.

В программе для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства даются рекомендации выполнения домашних заданий, в том числе и по отработке отдельных элементов техники спортивных движений.

В отношении специальной физической подготовки на этапе начальной подготовки в силовом троеборье у специалистов существуют различные взгляды.

И.В. Сухоцкий рекомендует новичкам заниматься 3 раза в неделю по стандартной схеме, которая предусматривает использование 21 упражнения на все мышечные группы. Причем, каждая мышечная группа тренируется 1 раз в неделю. По мнению автора, это оптимальный вариант для новичка. В каждом упражнении делается по 3 подхода с 10 — 15 повторениями. П. В. Перов считает, что на начальном этапе подготовки в силовом троеборье необходимо особое внимание уделять последовательности выполнения силовых упражнений. С этой целью он вводит понятие подготовительного периода, который делится на два этапа:

первый этап (базовый) от трех до четырех месяцев, на протяжении которого ведущими должны стать упражнения без предметов (с использованием веса собственного тела), лёгкими гантелями, с резиновыми амортизаторами или эспандером;

второй этап (переходный) до двух месяцев, на протяжении которого начинающие спортсмены постепенно переходят к упражнениям с гантелями, гирями и штангой.

Считается, что для подготовленных атлетов наибольший прирост силы достигается путём применения упражнений с весом, равным 80 — 90% от максимального результата. Однако на начальных этапах подготовки большинство авторов рекомендуют начинать с упражнений с весом 30 — 50% и постепенно (спустя 6−8 месяцев) доводить вес штанги до 60 — 70% от максимального.

Схожие позиции наблюдаются в работах других авторов, посвященных начальному этапу подготовки в силовом троеборье.

Однако в научно-методической литературе можно встретить иные взгляды на проблему использования различных средств развития силы на начальном этапе подготовки в силовом троеборье. Некоторые авторы предлагают начинающим сразу переходить к занятиям со штангой.

Так, D. Schmidtbleicher, K. A. Sguatting, M. Stone предлагают новичкам первые четыре недели заниматься два раза в неделю. Для развития силовых способностей сразу применять упражнения со штангой, выполняя в каждом из них два подхода по 15 повторений с весом 50% от максимального. Еще две недели заниматься по этой же схеме, но выполнять упражнения со штангой в трех подходах по 12−15 повторений. Затем рекомендуется переход на трёхразовые занятия с постепенным увеличением веса отягощений и неизменным числом повторений. На возможность применения большого числа упражнений со штангой на начальном этапе подготовки указывают Б. И. Шейко.

Вопросы применения изометрических упражнений при подготовке начинающих спортсменов в пауэрлифтинге недостаточно рассматривались. Удалось обнаружить единичные работы, посвященные вопросам использования изометрических упражнений при подготовке начинающих тяжелоатлетов. Также в единичных работах изучалась возможность применения комбинированных статодинамических упражнений в процессе подготовки начинающих тяжелоатлетов. Недостаточно освещены вопросы применения изокинетических упражнений на начальных этапах подготовки в тяжелой атлетике и силовом троеборье.

Одной из важных проблем в современном спорте считаются вопросы отбора наиболее одаренных в двигательном отношении спортсменов.