Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Коммуникативные УУД обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. В соответствии с Концепцией формирования УУД, в процессе формирования коммуникативных УУД, выпускник должен научиться [16.117]:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства
Выпускник получит возможность научиться:
-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;
-оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.).
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К ним относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [39.46-52].
Необходимо также отметить (по Л.С. Выготскому), что процесс обучения задаёт содержание и характеристику учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД. Однако методический инструментарий педагога требует дальнейшего совершенствования.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы [16.115]:
-коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности);
-коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
-коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Рассмотрим каждую группу коммуникативных УУД в приложении к развитию младших школьников.
1. Коммуникация как взаимодействие.
Первая группа – коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей младшего школьного возраста является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения – та, которая совпадает с их собственной. При этом, детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям – будь то взрослые или сверстники [16.117-119].
По мере приобретения опыта общения младшие школьники научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение. В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.
Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компоненты универсальных учебных действий в начальной школе.
Коммуникация как кооперация.
Большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности. Способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.
Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнёра. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. От навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития младшего школьника.
Коммуникация как условие интериоризации.
Третью большую группу коммуникативных УУД образуют коммуникативно – речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания.
Характеризуя нормативно - возрастные особенности развития коммуни- кативных действий младших школьников, следует отметить, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к неудовлетворительным результатам.
Одной из наиболее существенных причин такого положения является вербализм обучения, при котором происходит:
1) отрыв речи от реальной деятельности в её предметно-преобразующей материальной или материализованной форме;
2) преждевременный отрыв речи от её исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.
Однако невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с её исходной коммуникативной функцией – функцией сообщения, адресованного реальному партнёру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, – прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД в начальной школе [16.124].
Таким образом, в контексте концепции формирования УУД коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального общего образования является создание оптимальных условий для их формирования.
Список литературы
Аквилёва Г.Н. Методика преподавания естествознания. М.: Просвещение, 2004. 245 с.
Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство. 2002. №3. с. 34-37.
Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69 – 73.
Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.
Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Олма-пресс. 2004
Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М: Academia, 2006.
Выготский Л.С. Собрание сочинений М.: Просвещение, 1983. Т.3. с. 146
Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. М.: Владос, 2008. 253 с.
Групповая работа [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия «Википедия» Режим доступа: http:// ru/Wikipedia/org/.
Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач //Вопросы психологии. № 3, 1980.
Дмитриенко З.И., Колесова С.Н. Формирование УУД на уроках окружающего мира (на примере УМК «Перспективная начальная школа») URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-170394.html
Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования М.: Издательский Центр «Академия». 2007. 480с.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие М.: Педагогика, 1989. 44 с.
Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Эффективность коллективно-распределённых форм обучения // Новые исследования в психологии. 1979. N 2. С.21-24.
Ермаков Д. С. Учить школьников разрешать проблемы // Педагогика. 2005. №10. с.33-38.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
Кларин М.В. Педагогическая технология. М.: 1989
Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: высшее профессиональное образование. М.: Академия, 2004. 496 с.
Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников// Начальная школа. 2007. № 2. С.13-14.
Концепция ФГОС НОО. М.: Изд-во Просвещение, 2010.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991.
Курганов, С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге М.: Просвещение. 1989. 127 с
Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников М., Просвещение, 2012г.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2002. 343 с.
Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977. 224 с.
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ, 2003. 720 с.
Методическое пособие для учителей начальных классов по предмету «Окружающий мир». А.А Плешакова «Мир вокруг нас» URL: http://topreferat.znate.ru/docs/index-53722.html
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: Учитель, 2013. 174 с.
Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 153 с.
Немов Р.С. Психология. В. 3 кн. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.
Определение индекса групповой сплочённости Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: 2002. C.179-180.
Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения: учебник для студентов пед. ин-тов М.: Просвещение, 1990. 191 с.
Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011. 120 с.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2009. 160 с.
Плешаков А.А. Программа и тематическое планирование. М.: Просвещение, 2012. 125 с.
Плешаков А.А. Проверь себя: тетрадь для учащихся 4 классов начальной школы. М.; Вита-Пресс, 2012. 94 с.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь для 4 класса. Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2012. 96 с.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2010. 176 с.
Программа развития УУД для преддошкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 292 с.