СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Коммуникативные УУД обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. В соответствии с Концепцией формирования УУД, в процессе формирования коммуникативных УУД, выпускник должен научиться [16.117]:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства

Выпускник получит возможность научиться:

-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;

-оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.).

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К ним относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения

и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [39.46-52].

Необходимо также отметить (по Л.С. Выготскому), что процесс обучения задаёт содержание и характеристику учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД. Однако методический инструментарий педагога требует дальнейшего совершенствования.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы [16.115]: 

-коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности);

-коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

-коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Рассмотрим каждую группу коммуникативных УУД в приложении к развитию младших школьников.

1. Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа – коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей младшего школьного возраста является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения – та, которая совпадает с их собственной. При этом, детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям – будь то взрослые или сверстники [16.117-119].

По мере приобретения опыта общения младшие школьники научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение. В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.

Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компоненты универсальных учебных действий в начальной школе.

  1. Коммуникация как кооперация.

Большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности. Способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.

Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнёра.  Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. От навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития младшего школьника.

  1. Коммуникация как условие интериоризации.

Третью большую группу коммуникативных УУД образуют коммуникативно – речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания.

Характеризуя нормативно - возрастные особенности развития коммуни- кативных действий младших школьников, следует отметить, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к неудовлетворительным результатам.

Одной из наиболее существенных причин такого положения является вербализм обучения, при котором происходит:

1) отрыв речи от реальной деятельности  в её предметно-преобразующей материальной или материализованной форме;

2) преждевременный отрыв речи от её исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.

Однако невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с её исходной коммуникативной функцией – функцией сообщения, адресованного реальному партнёру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, – прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД в начальной школе [16.124].

Таким образом, в контексте концепции формирования УУД коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального общего образования является создание оптимальных условий для их формирования.





Список литературы



  1. Аквилёва Г.Н. Методика преподавания естествознания. М.: Просвещение, 2004. 245 с.

  2. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство. 2002. №3. с. 34-37.

  3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69 – 73.

  4. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

  5. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Олма-пресс. 2004

  6. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М: Academia, 2006.

  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений М.: Просвещение, 1983. Т.3. с. 146

  8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. М.: Владос, 2008. 253 с.

  9. Групповая работа [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия «Википедия» Режим доступа: http:// ru/Wikipedia/org/.

  10. Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач //Вопросы психологии. № 3, 1980.

  11. Дмитриенко З.И., Колесова С.Н. Формирование УУД на уроках окружающего мира (на примере УМК «Перспективная начальная школа») URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-170394.html

  12. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования М.: Издательский Центр «Академия». 2007. 480с.

  13. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие М.: Педагогика, 1989. 44 с.

  14. Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Эффективность коллективно-распределённых форм обучения // Новые исследования в психологии. 1979. N 2. С.21-24.

  15. Ермаков Д. С. Учить школьников разрешать проблемы // Педагогика. 2005. №10. с.33-38.

  16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

  17. Кларин М.В. Педагогическая технология. М.: 1989

  18. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: высшее профессиональное образование. М.: Академия, 2004. 496 с.

  19. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников// Начальная школа. 2007. № 2. С.13-14.

  20. Концепция ФГОС НОО. М.: Изд-во Просвещение, 2010.

  21. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991.

  22. Курганов, С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге М.: Просвещение. 1989. 127 с

  23. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников М., Просвещение, 2012г.

  24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2002. 343 с.

  25. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977. 224 с.

  26. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ, 2003. 720 с.

  27. Методическое пособие для учителей начальных классов по предмету «Окружающий мир». А.А Плешакова «Мир вокруг нас» URL: http://topreferat.znate.ru/docs/index-53722.html

  28. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: Учитель, 2013. 174 с.

  29. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 153 с.

  30. Немов Р.С. Психология. В. 3 кн. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.

  31. Определение индекса групповой сплочённости Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: 2002. C.179-180.

  32. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения: учебник для студентов пед. ин-тов М.: Просвещение, 1990. 191 с.

  33. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011. 120 с.

  34. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2009. 160 с.

  35. Плешаков А.А. Программа и тематическое планирование. М.: Просвещение, 2012. 125 с.

  36. Плешаков А.А. Проверь себя: тетрадь для учащихся 4 классов начальной школы. М.; Вита-Пресс, 2012. 94 с.

  37. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь для 4 класса. Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2012. 96 с.

  38. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2010. 176 с.

  39. Программа развития УУД для преддошкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 292 с.