« Организация групповой деятельности на уроках математики как средство развития познавательных УУД »
Асямочкина Екатерина Игоревна
МБОУ гимназия №18
«Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
В. А. Сухомлинский
Групповая деятельность – это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению»
Е.Н. Щуркова
С введением новых стандартов, многие учителя в начальной школе стали использовать новую форму организации учебного процесса - групповую.
Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: «учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель ».
На смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность.
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность . (1)
Цель групповой работы:
-взаимообогащение,
- воспитание коммуникативной культуры учащихся,
- Воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей
-приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт.
Качество усвоения знаний также определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
- • Общеучебные универсальные действия • Логические универсальные действия • Постановка и решение проблемы
Блиц - турнир
- Задача 1. Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг?
- Задача 2. У сороконожки 90 ножек. Она купила 13 пар сапожек. Но при этом 16 ног остались босыми. Сколько пар старых сапожек было на сороконожке до покупки новых сапожек?
- Задача 3. Петя и Коля живут в одном многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше, чем Пети. Вечером Петя поднимался по лестнице к Коле. Когда он прошёл половину пути, то оказался на 8 этаже. На каких этажах квартиры мальчиков?
- Задача4. Речь пойдёт про единицы времени. Что можно узнать, данным произведением 60 х 60 х 24 х 7?
Цель данного типа заданий
- осуществлятся анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- устанавливаются причинно-следственные связи;
- строятся рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; логические цепочки
- овладевают общим приемом решения задач.
Задачи открытого типа
Такие задачи предполагают разнообразие путей решения. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативных качеств личности.
Отец и сыновья катались на велосипедах. У велосипедов было 12 колес. Сколько сыновей у отца?
- Если все катаются на двухколесных велосипедах…
Если все катаются на двухколесных велосипедах…
Если катаются на двухколесных и трехколесных велосипедах…
Если катаются на двухколесных и трехколесных велосипедах…
Если катаются на других велосипедах…
Сколько может быть сыновей?
Если…
Если…
Вывод:
у отца может быть 3 сына и больше…
Такой тип задач развивает:
- Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Пирамида
Цель:
- Закрепляются навыки устного счета
- Осуществляется выбор наиболее эффективных способов решения
- Развиваются коммуникативные навыки
Найдите все четырехугольники
Посчитайте все треугольники
Цель данного задания:
- Развитие логического мышления, образного представления.
- Усвоение понятий о геометрических фигурах
- Выделение заданного объекта из группы предметов
Результаты применения Групповой формы работы:
- растет самокритичность ребенка,
- возрастает глубина изучаемого материала,
- растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
- возрастает сплоченность класса,
- меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,
- учатся делать выводы по предметному содержанию,
- формируется терминологическая речь.
Рекомендации для учителя при организации Групповой деятельности:
· Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
· Найти индивидуальное место ученику, который хочет работать один;
· Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда;
· В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
· Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе;
· В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!