СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования Internet-ресурсов в учебном процессе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад в рамках семинара учителей информатики общеобразовательных организаций Курского района на базе МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа».

Тема: «Особенности использования Internet-ресурсов в учебном процессе» 

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования Internet-ресурсов в учебном процессе»

Доклад учителя информатики МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ INTERNET-РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»


С каждым годом уменьшается количество людей, находящихся в стороне от современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обусловлено процессами развития компьютерной техники и расширения доступа к всемирным информационным сетям. Массовое распространение средств информатизации ныне касается всех сфер деятельности человека. Современные компьютеры и сеть Интернет используются в медицине и юриспруденции, в торговле и науке, в культуре и военном деле. В связи с этим закономерным явлением следует признать активное внедрение и использование информационных технологий в системе образования. С одной стороны, современные средства обработки информации позволяют существенно повысить эффективность подготовки специалистов, с другой стороны, система образования является кузницей, в которой формируются члены общества, живущего в условиях повсеместной информатизации.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения способность информационных ресурсов, имеющихся в сети Интернет, существенно повысить эффективность обучения многим дисциплинам за счет наглядности, сопровождения аудио- и видеоинформацией, что способствует формированию у школьников мотивации к изучению дисциплин. Благодаря этому использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с такими ресурсами и основными подходами к их использованию становится очевидной.

В настоящее время в большинстве стран мира приоритетным является гуманистический подход к образованию, в основе которого лежит задача всестороннего развития личности, а также ее способности к самостоятельному творческому и критическому мышлению. Поэтому необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации, разные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие человека к самостоятельному мышлению, к поиску собственной аргументированной позиции. Данный подход требует создания определенных условий для организации такой системы.

Система образования – целостная, но при этом открытая система, доминирующая характеристика которой является ее информативность. Информационное обеспечение системы образования не может ограничиваться такими источниками, как учитель, учебник, учебные или справочные пособия, средства массовой информации.

Для воспитания человека с ориентацией на самостоятельность необходим не просто значительно больший объем информации, а большая вариативность информации, отражающая разные подходы к решению одних и тех же задач. Только в этом случае у человека появится предмет для собственного поиска истины, фактов и аргументов в поддержку или опровержение той или иной идеи, точки зрения, задачи.

Интернет предоставляет уникальные возможности для школьного образования и воспитания личности. Он не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной деятельности школьника, его творческой самореализации, в результате которых у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки. В настоящее время в Интернет активно идет процесс создания и систематизация ресурсов для целей школьного образования. Поскольку образовательные веб-сайты стали важным элементом новых образовательных информационных технологий, важно познакомить учителей предметников и методистов с дидактическим потенциалом Сети, с возможностями, предоставляемыми такими сайтами для обучения и воспитания школьников.

Существуют различные классификации образовательных ресурсов.

Ресурс для самостоятельной работы школьников. Требования, предъявляемые к ресурсам этой категории: простота изложения, учитывающая возрастные особенности контингента; высокая наглядность; соответствие программе обучения; наличие системы контроля знаний, позволяющей учащемуся правильно оценить результаты обучения и получить рекомендации по организации дальнейших занятий.

Ресурс для подготовки учителя к уроку. В данной категории можно выделить еще две подкатегории: ресурсы для подбора наглядных материалов и методические ресурсы. Основными требованиями к данному виду ресурсов являются достоверность содержащейся в нем информации и избыточность.

Ресурс для самообразования учителя. К данной категории ресурсов следует отнести различные сайты дистанционного обучения, а также сайты институтов и обществ и др.

Ресурс для организации практической работы на уроке. Сюда относятся ресурсы, позволяющие использовать интернет- и мультимедиа технологии для проведения виртуальных экспериментов, лабораторных работ и т. п.

Ресурс для организации внеурочной работы по предмету. Это сайты, на которых присутствуют различные интерактивные викторины, конкурсы, размещены материалы по организации забавных опытов и т. п.

Можно выделить следующие формы уроков, проводимых с использованием ресурсов Интернет: урок-презентация, урок-исследование, виртуальный эксперимент, лабораторная работа, тематический проект, электронная викторина, контроль знаний, факультатив, сетевой проект, индивидуальное обучение, консультации. Возможны и другие формы, например, сетевая игра, “виртуальная экскурсия”, пресс-конференция, урок – творческий отчет, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты и др. Ресурсы Интернет могут использоваться и учителями для повышения своей квалификации (сетевые методические объединения и виртуальные педагогические советы, дистанционное обучение, участие в сетевых проектах и др.).

Образовательные интернет-ресурсы можно использовать следующим образом:

при подготовке к урокам, т. е. подбирать необходимые дидактические материалы, чтобы затем использовать их на уроках в режиме offline;

скачивать из сети компьютерные обучающие или моделирующие программы для последующего использования на уроках;

проводить уроки с использованием ресурсов сети в режиме online, например, с использованием анимации, апплетов или интерактивных виртуальных лабораторий;

организовывать обучение и контроль знаний при помощи дистанционных уроков и тестов;

адресовать учащихся к образовательным ресурсам сети для выполнения домашних заданий;

использовать Интернет-ресурсы во внеклассной работе с учащимися, например, в проектной деятельности; организовывать участие школьников в дистанционных олимпиадах и викторинах;

использовать ресурсы глобальной сети для повышения своего профессионального уровня путем участия в различных телеконференциях и виртуальных педсоветах или общения с коллегами в чатах и по электронной почте, а также путем изучения многочисленных материалов, размещенных на сайтах методических объединений.

Сеть Интернет предоставляет возможность выбора информации: базовая информация на серверах, базы данных ведущих библиотек, научных центров, музеев, сайты ведущих компаний, различные аналитические обзоры, журналы и др., которая значительно превышает объемы любых печатных изданий.

Это позволяет углубляться в содержание материала, а также способствует формированию практических умений и навыков учащихся в освоении материала. Использование образовательной информации на серверах сети Интернет создает основу для организации педагогом самостоятельной деятельности по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм учебного процесса.

Хотелось бы особенно отметить такой ресурс как (ЛенингЭппс) LearningApps.org, который является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью применения является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность. Данное приложение полезно как преподавателям, так и ученикам, которые могут проверить свои знания с помощью уже готовых модулей.