СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования системы активных методов обучения.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип активности учащихся в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлении, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования системы активных методов обучения.»



Особенности использования системы активных методов обучения



Мельницкий В.С., преподаватель


Принцип активности учащихся в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлении, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность присутствует во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно - ориентационной, коммуникативной и т. п. характеризуется способностью человека производить в мире. Отношение учащихся к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т. п., которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; осознание выполняемых действий; устойчивость внимания к предмету активности; стремление повысить свой личный уровень и др.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

-самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;

-отстаивать своё мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-задавать вопросы своим товарищам и учителям;

-рецензировать ответы;

-оценивать ответы и письменные работы;

-заниматься обучением отстающих;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильное задание.

-находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

-проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;

-решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.

В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести: игровые технологии; технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, продуктивные; в них учащийся вводится в ситуации, требующие от него самостоятельного поиска выхода; интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.) технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной социальной активности, защитных качеств личности).

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Проблемные методы–это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащиеся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использовании дифференцированного и индивидуального подходов.

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

- построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания.

- отбор и использование самых актуальных, сущностных задач;

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

Под проектом подразумевается специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентаций.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

- исследовательские по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;

- творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

- информационные – сбор информации и ознакомление с ней, анализ и обобщение фактов;

- социально значимые – с самого начало чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой – либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;

- особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, учащихся-партнёров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Литература.

1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.,1991.

2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.,1982.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе. М.,1979.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., НИИ школьных технологий, 2005.