Хасанова Г.М.
Россия, г. Казань.
Особенности коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие и коррекцию письменной речи обучающихся основного общего образования с ОВЗ (на примере детей с ДЦП).
Features of the correction-developing program sent to development and correction of writing speech of student basic universal education with special possibilities of health (on the example of children with CCP).
Развитие речи - это главная задача уроков русского языка и литературы. Поэтому детей необходимо учить речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Необходимо развивать навыки устной и письменной речи, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. В процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение - осознанию. Освоение речи проходит следующие этапы: слушание, практическое освоение, осознание. Целью обучения русскому языку в инклюзивных классах, в которых обучаются дети с ДЦП, является обеспечение уровня коммуникативных умений, элементарных знаний о языке и правописных умений, интеллектуальное и общее развитие школьников.
Основными задачами курса обучения русскому языку учащихся основного общего образования с ДЦП являются:
- развитие и коррекция всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- развитие и коррекция орфоэпических, орфографических и пунктуационных умений по русскому языку;
- развитие и коррекция и формирование коммуникативных умений в устной и письменной форме;
-развитие и коррекция представлений учащихся с ДЦП об окружающем мире;
- приобщение детей к миру художественной литературы, к работе с книгой.
Статус основного принципа обучения русскому языку учеников с ДЦП в среднем звене в условиях инклюзивного образования имеет развитие и коррекция речи, поскольку коммуникативно-действенный и коррекционно-развивающий подходы являются ведущими в обучении школьников.
Специальными задачами обучения русскому языку с детьми ДЦП является коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, образного и логического мышления, повышение познавательной активности учащихся, воспитание их нравственных качеств.
Коррекционная направленность обучения русскому языку детей с ДЦП реализуется в практической деятельности обучения: разделение каждой темы на доступные ученикам порции знаний, детальном объяснении материала, использовании разных видов наглядных пособий, последовательном и поэтапном формировании понятий, использовании подготовительных упражнений с целью предупреждения и коррекции ошибок и трудностей при их выполнении, индивидуальный подход к ученикам с учетом уровня их подготовленности к восприятию нового материала, личностных качеств, познавательных возможностей, работоспособности.
Значительное внимание уделяется практической деятельности учащихся: работе с деформированными текстами и предложениями, таблицами, схемами, самостоятельных работ, списыванию с печатных и рукописных текстов. Крайне необходимо систематически повторять и корректировать изученный материал для обобщения и полноценного усвоения нового.
Коррекция устной и письменной речи рассматривается как основополагающий принцип, который пронизывает все виды речевой деятельности учащихся.
Источниками коррекции речи обучающихся основного общего образования с ДЦП являются общение со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, наблюдение окружающей действительности, чтение художественной литературы, игровая деятельность.
Коррекция речи учащихся с ДЦП включает: усовершенствование звукопроизношения и культуры речи, обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса, формирование грамматического строя речи, заучивание наизусть с голоса учителя небольших стихотворений, скороговорок, загадок, поговорок, детских песен; развитие диалогической и монологической речи, коррекцию произношения и соблюдение правильного ударения, интонации, выразительности речи.
Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствование грамматического строя речи детей с ДЦП предусматривает включение в их речь слов - названий предметов, их действий, признаков, составление простых и сложных предложений, различных конструкций.
В основе коррекции навыков речевой деятельности лежит умение слушать и понимать устную речь. Для этого полезно на уроках создавать такие ситуации, которые побуждали бы учащихся выражать свои мысли, говорить. С этой целью используются сюжетно-ролевые игры, работа в подгруппах. Учащиеся знакомятся с многозначностью слов, словами противоположного значения, родовыми и видовыми понятиями, называют характерные признаки хорошо известных им предметов, используют художественные средства текстов в самостоятельной речи.
Успешное изучение предмета позволяет обеспечить тот познавательно-мировоззренческий потенциал, который дает учащемуся возможность познания действительности, самопознания, самоопределения личности в окружающем мире. Владение учащимися устной и письменной речью способствует успешному изучению других предметов.
Для того, чтобы успешно изучить предмет "Русский язык" в классах с инклюзивным обучением в первую очередь нужно формировать и развивать положительную мотивацию учения. Этому способствуют:
- создание условий, комфортности для учащихся на уроках;
- установка на успех;
- спокойный тон на уроке, взаимоуважение, взаимопонимание;
- организация разных видов деятельности;
- чередование устной и письменной работы;
- индивидуальная и дифференцированная работа;
- нетрадиционная форма урока;
- физминутки;
- коллективные, групповые работы;
- привлечение к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки;
- уважение к результатам деятельности детей в сочетании с разумной требовательностью; - применение метода поощрения.
Для достижения успеха на уроке и результативности учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. А для того чтобы учащиеся по - настоящему включились в работу, проявляли познавательную активность, в ходе учебной деятельности перед ними ставлю понятные им задачи и цели.
На выполнение письменной работы дети тратят много времени, пишут очень медленно, испытывают сложности при запоминании правописания слов. Не все сразу находят в учебнике изучаемый параграф, нужный материал. При работе с детьми с инклюзивным обучением требуется большое терпение и внимание к ним, поддержка, помощь и поощрение со стороны учителя. На каждом уроке необходимо поощрять, хвалить, потому что такие дети радуются и самому маленькому успеху, тем самым у учащихся появляется интерес к учению, активность на уроках.
Формировать положительную мотивацию учения можно на всех этапах урока.
Иногда урок начинается с орфографической работы: дети сначала устно отгадывают загадки, затем записывают ответы, графически объясняя в них орфограммы. Или же в начале урока поле записи с доски числа, темы прошу детей подчеркнуть в них все изученные орфограммы, объяснить их. В отдельной тетради проводим списывание небольшого текста, затем осуществляем взаимопроверку. Учащиеся тщательно проверяют работы, потому что чужие ошибки легче находить, чем свои. Такое списывание развивает орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, дает возможность сравнивать свои же работы и видеть успехи и неудачи, отслеживать свою грамотность. Интересна учащимся и речевая разминка, проводимая в начале урока. Все эти виды деятельности активизируют внимание и интерес учащихся в начале же урока.
Иногда учащиеся самостоятельно изучают тему (если она легкая) и выступить в роли учителя. Не всегда у них хорошо получается, но видно их старание объяснить новую тему. При этом заметна душевная радость, удовлетворение учащегося. На начальном этапе урока можно актуализировать мотивы предыдущих достижений и усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, на изучение новой темы.
При закреплении изучаемой темы можно подкрепить и усилить возникшую у детей мотивацию. На этом этапе урока нужно ориентироваться на познавательные мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений. При этом можно использовать разные виды и формы деятельности: чередование устной и письменной, легкой и сложной работы. С большим удовольствием дети выполняют задания в игровой форме, решают проблемные вопросы. У них проявляется интерес, желание работать на уроке. Также интересна им парная, групповая форма работы.
На завершающем этапе урока важно показать учащимся, над чем еще им нужно поработать, важно, чтобы в конце урока у них возникла положительная установка на дальнейшее учение.
На каждом этапе урока создаются условия для положительного отношения учащихся к учебе. При объяснении нового материала или же при его повторении обязателен наглядный материал (таблицы), для лучшего запоминания вместе с учащимися используются алгоритмы по темам, ассоциативные примеры. Дети должны чувствовать себя уверенными, при выполнении заданий не бояться трудностей. Вследствие такой системы работы у учащихся снижается уровень тревожности, и они чувствуют себя на уроке свободно, комфортно.
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.
Каждый урок должен быть результативным, достичь этого можно только при условии, если привить у учащихся стремление к активной деятельности, при формировании и развитии положительной мотивации на уроках.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучение русскому языку в новых условиях стало результативнее, так как освоение курса происходит не только на предметном, но в первую очередь, на личностном, и метапредметном уровне.
Список литературы:
1. Баранов М. П. Методика преподавания русского языка М., Академия, 2000г.
2. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи 3 класс» М. Просвещение 1980 г.