Просмотр содержимого документа
«Особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте»
Работу выполнила педагог-психолог
МБОУ Михайловской СОШ
Бойко Ксения Александровна
Цель - изучить особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.
Объектом нашего исследования являются старшеклассники с разными стратегиями поведения в конфликте.
Предмет исследования – межличностные отношения старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.
Задачи исследования
- Изучить основные подходы к изучению межличностных отношений в раннем юношеском возрасте в исследованиях отечественных и зарубежных авторов;
- Изучить научно-теоретические аспекты исследования проблемы конфликтного поведения старшеклассников;
- Сбор эмпирических данных для изучения особенностей межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте;
- Анализ эмпирических данных на предмет наличия различий в особенностях межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте будут отличаться.
Выборка
- Исследование проводилось в Ризоватовской средней общеобразовательной школе Починковского района;
- в исследовании приняли участие старшеклассники. Средний возраст испытуемых – 17 лет. Всего выборка составила 53 человека.
Методы и методики исследования
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические (использование методик, соответствующих данной теме):
- Личностный опросник К.Томаса «Описание поведения в конфликтных ситуациях» (адаптация Н.В.Гришиной). Выявляет стратегии поведения в конфликте: соревнование, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление;
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Выявляет типы межличностных отношений: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический);
- Опросник Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова). Выявляет межличностные отношения в трех основных областях межличностных потребностей.
3) Статистические методы обработки полученных данных.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)
Стратегии
Исследуемая группа
Абсолютное число
Соревнование
13 чел.
В %
Сотрудничество
24 %
3 чел.
Компромисс
28 чел.
Избегание
6 %
53 %
4 чел.
Приспособление
5 чел.
8 %
9 %
Стратегии поведения в конфликтной ситуации по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)
Стратегии поведения в конфликтной ситуации старшеклассников Ризоватовской сош
Результаты исследования типов межличностных отношений по методике Т. Лири
Типы отношений
Количество человек
I. Авторитарный
В %
10 ч.
II. Эгоистичный
2 ч.
19%
III. Агрессивный
IV. Подозрительный
4%
1 ч.
0 ч.
2%
V. Подчиняемый
0%
3 ч.
VI. Зависимый
2 ч.
5%
VII. Дружелюбный
4%
28 ч.
VIII.Альтруистический
7 ч.
53%
13%
Результаты исследования межличностных отношений старшеклассников с помощью Опросника Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова)
Значения по шкалам
Ie
Низкие
Кол-во
8
Iw
чел.
Средние
%
Высокие
15
Кол-во
35
10
чел.
10
Ce
%
66
Кол-во
19
19
15
43
чел.
28
Cw
28
%
9
53
81
Кол-во
20
1
чел.
Ae
17
%
38
Кол-во
2
8
Aw
22
чел.
25
15
%
25
47
42
Кол-во
13
чел.
6
47
%
40
25
11
-
75
-
Сопоставление результатов исследования межличностных отношений старшеклассников по двум методикам
Типы межличностных отношений старшеклассников Ризоватовской сош по методике Т. Лири
Результаты исследования межличностных отношений старшеклассников Ризоватовской сош с помощью Опросника Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца
Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте выявило следующее:
- Стратегия поведения «Компромисс» - в основе межличностных отношений таких старшеклассников лежит склонность к кооперации, гибкость, ответственность по отношению к людям; они находятся в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих и активно избегают принятия ответственности на себя.
- Стратегия поведения «Соревнование» - диктаторский, властный, деспотический характер межличностных отношений, с типом сильной личности; стремятся к тому, чтобы окружающие приглашали их принимать участие в их делах, прилагали усилия, чтобы быть в их обществе, даже в тех случаях, когда они сами ничего не делают для этого и при всем этом избегают принятия на себя какой-либо ответственности.
3. Стратегия поведения «Сотрудничество» - сознательный приход к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; они стремятся принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей.
4. Стратегия поведения «Приспособление» - мягкий, робкий характер в межличностных отношениях; нуждаются в том, чтобы окружающие стремились быть к ним эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения.
5. Стратегия поведения «Избегание» - деликатные, добрые, эмоциональное отношение к людям они выражают в сострадании, ласке, у них отсутствуют тенденции к достижению собственных целей; они очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают интимные, глубокие отношения.
Благодарю за внимание!