СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями

Просмотр содержимого документа
«Особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте» Работу выполнила педагог-психолог МБОУ Михайловской СОШ Бойко Ксения Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте»

Работу выполнила педагог-психолог

МБОУ Михайловской СОШ

Бойко Ксения Александровна

Цель - изучить особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.  Объектом нашего исследования являются старшеклассники с разными стратегиями поведения в конфликте.  Предмет исследования – межличностные отношения старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.

Цель - изучить особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.

Объектом нашего исследования являются старшеклассники с разными стратегиями поведения в конфликте.

Предмет исследования – межличностные отношения старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.

Задачи исследования  Изучить основные подходы к изучению межличностных отношений в раннем юношеском возрасте в исследованиях отечественных и зарубежных авторов;  Изучить научно-теоретические аспекты исследования проблемы конфликтного поведения старшеклассников;  Сбор эмпирических данных для изучения особенностей межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте;  Анализ эмпирических данных на предмет наличия различий в особенностях межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.

Задачи исследования

  • Изучить основные подходы к изучению межличностных отношений в раннем юношеском возрасте в исследованиях отечественных и зарубежных авторов;
  • Изучить научно-теоретические аспекты исследования проблемы конфликтного поведения старшеклассников;
  • Сбор эмпирических данных для изучения особенностей межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте;
  • Анализ эмпирических данных на предмет наличия различий в особенностях межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте будут отличаться.

Гипотеза исследования: особенности межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте будут отличаться.

Выборка  Исследование проводилось в Ризоватовской средней общеобразовательной школе Починковского района; в исследовании приняли участие старшеклассники.  Средний возраст испытуемых – 17 лет.  Всего выборка составила 53 человека.

Выборка

  • Исследование проводилось в Ризоватовской средней общеобразовательной школе Починковского района;
  • в исследовании приняли участие старшеклассники. Средний возраст испытуемых – 17 лет. Всего выборка составила 53 человека.
Методы и методики исследования  1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические (использование методик, соответствующих данной теме): Личностный опросник К.Томаса «Описание поведения в конфликтных ситуациях» (адаптация Н.В.Гришиной). Выявляет стратегии поведения в конфликте: соревнование, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление; Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Выявляет типы межличностных отношений: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический); Опросник Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова). Выявляет межличностные отношения в трех основных областях межличностных потребностей. 3) Статистические методы обработки полученных данных.

Методы и методики исследования

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические (использование методик, соответствующих данной теме):

  • Личностный опросник К.Томаса «Описание поведения в конфликтных ситуациях» (адаптация Н.В.Гришиной). Выявляет стратегии поведения в конфликте: соревнование, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление;
  • Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Выявляет типы межличностных отношений: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический);
  • Опросник Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова). Выявляет межличностные отношения в трех основных областях межличностных потребностей.

3) Статистические методы обработки полученных данных.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) Стратегии Исследуемая группа Абсолютное число Соревнование 13 чел. В % Сотрудничество 24 % 3 чел. Компромисс  28 чел. Избегание 6 % 53 % 4 чел. Приспособление 5 чел. 8 % 9 %

Стратегии поведения в конфликтной ситуации по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)

Стратегии

Исследуемая группа

Абсолютное число

Соревнование

13 чел.

В %

Сотрудничество

24 %

3 чел.

Компромисс

28 чел.

Избегание

6 %

53 %

4 чел.

Приспособление

5 чел.

8 %

9 %

Стратегии поведения в конфликтной ситуации по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) Стратегии поведения в конфликтной ситуации старшеклассников Ризоватовской сош

Стратегии поведения в конфликтной ситуации по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)

Стратегии поведения в конфликтной ситуации старшеклассников Ризоватовской сош

Результаты исследования типов межличностных отношений по методике Т. Лири Типы отношений Количество человек I. Авторитарный В % 10 ч. II. Эгоистичный 2 ч. 19% III. Агрессивный IV. Подозрительный 4% 1 ч. 0 ч. 2% V. Подчиняемый 0% 3 ч. VI. Зависимый 2 ч. 5% VII. Дружелюбный 4% 28 ч. VIII.Альтруистический 7 ч. 53% 13%

Результаты исследования типов межличностных отношений по методике Т. Лири

Типы отношений

Количество человек

I. Авторитарный

В %

10 ч.

II. Эгоистичный

2 ч.

19%

III. Агрессивный

IV. Подозрительный

4%

1 ч.

0 ч.

2%

V. Подчиняемый

0%

3 ч.

VI. Зависимый

2 ч.

5%

VII. Дружелюбный

4%

28 ч.

VIII.Альтруистический

7 ч.

53%

13%

Результаты исследования межличностных отношений старшеклассников с помощью Опросника Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца  (адаптация А. А. Рукавишникова) Значения по шкалам Ie Низкие Кол-во 8 Iw чел. Средние % Высокие 15 Кол-во 35 10 чел. 10 Ce % 66 Кол-во 19 19 15 43 чел. 28 Cw 28 % 9 53 81 Кол-во 20 1 чел. Ae 17 % 38 Кол-во 2 8 Aw 22 чел. 25 15 % 25 47 42 Кол-во 13 чел. 6 47 % 40 25 11 - 75 -

Результаты исследования межличностных отношений старшеклассников с помощью Опросника Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова)

Значения по шкалам

Ie

Низкие

Кол-во

8

Iw

чел.

Средние

%

Высокие

15

Кол-во

35

10

чел.

10

Ce

%

66

Кол-во

19

19

15

43

чел.

28

Cw

28

%

9

53

81

Кол-во

20

1

чел.

Ae

17

%

38

Кол-во

2

8

Aw

22

чел.

25

15

%

25

47

42

Кол-во

13

чел.

6

47

%

40

25

11

-

75

-

Сопоставление результатов исследования межличностных отношений старшеклассников по двум методикам Типы межличностных отношений старшеклассников Ризоватовской сош  по методике Т. Лири Результаты исследования межличностных отношений старшеклассников Ризоватовской сош с помощью Опросника Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца

Сопоставление результатов исследования межличностных отношений старшеклассников по двум методикам

Типы межличностных отношений старшеклассников Ризоватовской сош по методике Т. Лири

Результаты исследования межличностных отношений старшеклассников Ризоватовской сош с помощью Опросника Межличностных Отношений (ОМО) В. Шутца

Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте выявило следующее:  Стратегия поведения «Компромисс» - в  основе межличностных отношений таких старшеклассников лежит склонность к кооперации, гибкость, ответственность по отношению к людям; они находятся в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих и активно избегают принятия ответственности на себя. Стратегия поведения «Соревнование» - диктаторский, властный, деспотический характер межличностных отношений, с типом сильной личности; стремятся к тому, чтобы окружающие приглашали их принимать участие в их делах, прилагали усилия, чтобы быть в их обществе, даже в тех случаях, когда они сами ничего не делают для этого и при всем этом избегают принятия на себя какой-либо ответственности.

Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников с разными стратегиями поведения в конфликте выявило следующее:

  • Стратегия поведения «Компромисс» - в основе межличностных отношений таких старшеклассников лежит склонность к кооперации, гибкость, ответственность по отношению к людям; они находятся в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих и активно избегают принятия ответственности на себя.
  • Стратегия поведения «Соревнование» - диктаторский, властный, деспотический характер межличностных отношений, с типом сильной личности; стремятся к тому, чтобы окружающие приглашали их принимать участие в их делах, прилагали усилия, чтобы быть в их обществе, даже в тех случаях, когда они сами ничего не делают для этого и при всем этом избегают принятия на себя какой-либо ответственности.
3.  Стратегия поведения «Сотрудничество» - сознательный приход к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; они стремятся принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей. 4.  Стратегия поведения «Приспособление» -  мягкий, робкий характер в межличностных отношениях; нуждаются в том, чтобы окружающие стремились быть к ним эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. 5.  Стратегия поведения «Избегание» - деликатные, добрые, эмоциональное отношение к людям они выражают в сострадании, ласке, у них отсутствуют тенденции к достижению собственных целей; они очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают интимные, глубокие отношения.

3. Стратегия поведения «Сотрудничество» - сознательный приход к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; они стремятся принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей.

4. Стратегия поведения «Приспособление» - мягкий, робкий характер в межличностных отношениях; нуждаются в том, чтобы окружающие стремились быть к ним эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения.

5. Стратегия поведения «Избегание» - деликатные, добрые, эмоциональное отношение к людям они выражают в сострадании, ласке, у них отсутствуют тенденции к достижению собственных целей; они очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают интимные, глубокие отношения.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!