СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности морали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения уроков ОРКСЭ по теме" Особенности морали.

Просмотр содержимого документа
«Особенности морали.»

Тема урока:

Особенности морали.


Цель: дать учащимся представление об особенностях морали как сфере общества, о человеке как носителе моральных ценностей.


Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.


Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.


Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Возможные вопросы к учащимся: 1. Кому ты рассказывал о культуре и морали?

Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе? 2. Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

Работа в группах:

Притча.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял за руку и подвел к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.

Задание: а)Составить план (внутри группы).

б)Сопоставление планов (какие пункты плана повторяются, на сколько частей разбит текст).

в)Составить единый план.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.

Как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль. Как соотносится понятия морали и культуры. Обратитесь к записям в тетради.

  1. Работа с понятиями: материальная культура, духовная культура. Записать понятия в тетрадь, обратив внимание на правописание слов. Объяснить значение слов.

  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  3. Выборочный пересказ текста по заданию учителя.

  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  5. Самостоятельная работа учащихся.

Задания: Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-практической культуры.

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Возможные вопросы учащимся: 1). Какие особенности вы выписали? Сравните результаты, работая в парах. 2) Чтобы вы исправили в своих записях?

  1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Вопросы: 1. Как вы понимаете слова материальная культура, духовная культура?

2. Как вы объясните разницу между этими понятиями?

3. Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры? Как вы думаете, почему моральные нормы нигде не записаны? Какой вклад вносите вы в поддержание морали среди ваших друзей?

11. Задание на дом: подготовить рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры, опираясь на записи в тетради и текст статьи. Придумать пример (история из жизни, кино и. т.д, ), иллюстрирующий одну из особенностей морали.



СЛОВАРИК:

  1. Мораль – ( от лат. - нрав, обычай) система этических ценностей, которые признаются человеком: добро, ответственность, долг, справедливость.

  2. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

  3. Материальная культура – это результат созидательной, практически-преобразовательной деятельности людей.

  4. Духовная культура - это результат познавательной деятельности л

  5. Урок №46. Материальная и духовная сфера жизни общества. Духовный мир личности. Сферы духовной культуры. Культура и духовная жизнь.


1. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура — это результат созидательной, практически-преобразовательной деятельности людей. Это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия, выделяют следующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном, в широком и узком значениях.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

2. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

3. Воспроизводство материальной и духовной культуры

Всё, что создано людьми, весь многообразный результат воздействий общества на природу и взаимоотношений внутри общества представляет собой — в широком смысле — культуру человечества. Положительные и отрицательные стороны культурного опыта люди оценивают, исходя из практических достижений своего времени и в соответствии с идеалами, принятыми в том или ином сообществе

В обществах замкнутых, традиционных, чей образ жизни меняется медленно, культурное наследие прошлого перенимается целиком. В обществах открытых, модернизируемых, чей образ жизни постоянно обновляется, культурное наследие прошлого критически перерабатывается и дополняется.

Преемственность культуры, ее сохранение и развитие последующими поколениями связаны с двумя видами деятельности человека — созидательным и познавательным, с двумя основными социальными процессами — материальным и духовным освоением мира.

Преобразовывая окружающую природу, совершенствуя средства и способы производства и потребления, оснащая повседневный быт множеством вещей, люди создали предметную среду, материальные условия своего существования. Познавая окружающий мир и самих себя, совершенствуя порядок общежития, насыщая память множеством образов и идей, люди создали систему истин и ценностей, духовные ориентиры своего сознания.

Накопление материальной и духовной культуры, накопление осязаемых результатов человеческой деятельности и суммы знаний об этой деятельности происходит неравномерно и противоречиво. Вещи всегда подвержены физическому и моральному износу и замене, идеалы часто переосмысливаются или забываются. Иногда стихийные бедствия и социальные потрясения приводят к уничтожению целых культур. Однако непрерывность хода всемирной истории обеспечивает и непрерывность культурного наследования.

В доклассовом обществе роды, племена, семьи и соседские общины воспроизводили в каждом поколении и материальные условия жизни, и духовные ориентиры своей социальной общности. С переходом к классовому делению социума функцию материального производства, его организацию и контроль берут на себя социальные классы, а функцию сохранения и развития духовных ценностей и истин — социальные общности.

Конечно, это не означает, что раб, феодально - зависимый крестьянин или наемный рабочий становятся только механическими приложениями к средствам производства, а рабовладелец, феодал и буржуа только владеют средствами производства. Имея свое классовое обличие, эти люди вместе с тем входят в определенные социальные общности, к духовной культуре которых они приобщены.

Сложность социальной структуры общества в том и состоит, что человек может одновременно иметь и общностную, и классовую принадлежность, духовно формироваться в своей семье, общине, сословии, народе, нации — и участвовать в материальном производстве как человек трудового или собственнического класса.

Феодалы и феодально - зависимые крестьяне не создают духовную культуру, а дворянство, духовенство, крестьянство (имеется в виду не класс, а сословие) — создают. Точно так же наемный рабочий и капиталист разделены трудом и капиталом, заработной платой и прибылью (то есть классовым положением и классовыми интересами), но как люди, принадлежащие, например, к одной нации, соединены общностью языка, общностью страны рождения и общностью культурной (духовной) традиции.

Человек обязательно принадлежит к той или иной социальной общности и всегда несет в себе духовную культуру этой общности, участвуя в ее воспроизводстве тем, что говорит и думает на родном языке, тем, что воспитывает детей в своей культурной традиции, тем, что оберегает свою землю. Человек обязательно пользуется материальными условиями жизни, но не всегда принадлежит к тому или иному социальному классу и поэтому не всегда связан с воспроизводством материальной культуры.

4. Сферы (области) духовной культуры

Можно выделить несколько основных (весьма условных) хронологических вех первоначального формирования сфер духовной культуры:

— 2,5 млн. лет тому назад;

— 40 тыс. лет тому назад;

— 5 тыс. лет тому назад.

Это рубежи, обозначающие значимые перемены в процессе, который последовательно ведет к оформлению нормативных сфер духовной культуры (объективные истины) и к становлению ценностных сфер духовной культуры (субъективные ценности).

Этика — это нормы морали, правила поведения, нравственные отношения людей. Этика отражает и закрепляет межличностные отношения. Они могут быть представлены формулой человек — человек, в которой общепринятые в социуме нормы поведения даны как модель общения, как стереотип поступков не только по отношению к конкретному человеку, но и — в цивилизованных обществах — к человеку воображаемому или ко всему тому, что одушевлено, очеловечено, на чем лежит образ человека, что сохраняет память о нем.

Нормы морали почерпнуты из житейского опыта и зафиксированы в установлениях и документах как светского, так и религиозного содержания, иногда в форме назидательных примеров и поучений, в том числе иносказательного характера (пословицы, поговорки, присказки, сказки, басни, притчи), а также в форме актов властных структур, в художественных, научных и философских произведениях, имеющих целью привить человеку понятия добра и зла, обеспечить такого рода поведение личности, которое бы не нарушало целостности коллектива, его стабильности.

Нравственность — исторически первая сфера духовности, освоение которой через ритуально-обрядовые действа и с помощью семейно-родственных отношений позволяло противопоставить животному инстинкту человека жить для себя потребность жить для окружающих людей.

Превосходство общего интереса над индивидуальным насаждается силой или прививается любовью — и воспринимается как абсолютный закон поведения во благо самосохранения всего коллектива и самого человека, чьи поступки ограничиваются запретами. По мере формирования личности поведение человека корректируется им самим — в результате осознания самоценности своего социума.

Эстетика — это художественное сознание и художественное творчество, восприятие и воспроизведение внешнего мира природы и общества и внутреннего мира человека в образах, представленных словами, жестами, мимикой, наглядными изображениями, в том числе нанесенными на орудия труда, предметы обихода и культа в качестве украшений или представленных в специально созданных произведениях, имеющих чисто художественное значение.

Эстетика как пласт духовности формируется параллельно и одновременно с этическим сознанием уже на ранних этапах истории человечества — прежде всего, как адекватное выражение представлений о добре в зримых образах прекрасного и о зле в зримых образах безобразного.

Коллективизм общественного бытия прививался системой воспитания не только в поучительно-назидательной форме, но и с помощью ритуально-обрядовых действий, которые со временем приобрели характер самостоятельных игр, праздников, зрелищ, театрализованных актов, в которых воплотились обычаи племен и народов. Самоотождествление человека с окружающей природой, подражание ей, ритмизация трудовой деятельности и быта позволили со временем создать живописные, пластические и музыкальные образы, не несущие непосредственной функциональной нагрузки, а опосредующие чувственно-эмоциональное отношение людей к миру и к самим себе.

Духовная культура, сложившаяся еще в период родоплеменных отношений как этико-эстетическое сознание, пополнялась (по мере формирования новых социальных общностей и по мере вычленения человека из жестко обусловленного коллективного окружения) другими пластами коллективного сознания, наслоение которых создавало единую духовность того или иного исторически сложившегося социума.

Этика, право, наука определяют нормы, правила, законы, которые, отражая объективные отношения, сложившиеся в обществе, и объективные отношения общества к природе, становятся истинами. А эстетика, религия, философия, отражая субъективное, личностное отношение человека к миру (соответственно на чувственном, эмоциональном и рациональном уровнях), определяют ценности, на основе которых складываются идеалы.

5. Духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое, в свою очередь, изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.