На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.).
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств.
Изучение особенностей познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения.
В познавательной деятельности младшего школьника отечественные психологи выделяют ведущую роль мыслительной деятельности, в частности наглядно-образного мышления, а также разных мыслительных операций. Уровень развития мышления, достигаемый в этом возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека.
Мыслительная деятельность играет существенную роль в познании ребенком окружающего мира.
У ребенка младшего школьного возраста с нарушением речи наблюдается крайне низкий уровень развития мыслительной деятельности, что, прежде всего, объясняется недоразвитием речи.
В наши дни проблема изучения особенностей мыслительной деятельности у детей с нарушением речи является чрезвычайно важной и актуальной. Ученые разрабатывают новые методики изучения мыслительной деятельности и пути ее развития и коррекции.
Важным в аспекте исследуемой проблемы является мнение многих ученых о том, что мыслительная деятельность детей с нарушением речи формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Дети с нарушением речи отличаются от здоровых детей большой конкретностью мыслительной деятельности и слабостью обобщений.