СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения грамматическим структурам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности обучения грамматики. Разноуровневые задания

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения грамматическим структурам»

Грамматика: рутина или творчество?



Опять эта грамматика…В сознании многих учеников овладение этим аспектом языка ассоциируется с тяжелым и малоувлекательным занятием. Действительно, до сих пор, нередко, обучение грамматике в школе сводится к заучиванию правил и выполнению огромного количества переводных предложений. Это связано с тем, что в течение многих лет преподавание иностранных языков базировалось на грамматико-переводном методе, при котором обучение языку сводилось к изучению его грамматической структуры.

В настоящее время, когда целью преподавания языка является использование его в реальной коммуникативной ситуации, и грамматике нужно обучать путём практического закрепления определенных грамматических особенностей иноязычной речи .

Осознание грамматических особенностей иноязычной речи может осуществляться разными способами, одним из которых является вовлечение учеников в продуктивно-творческую иноязычную речь. Практическая тренировка учеников в живой, творческой речи на иностранном языке в целях усвоения грамматического строя иностранного языка позволяет реализовать основную задачу обучения - овладение речью на изучаемом языке.

В качестве практической отработке навыка могут служить коммуникативные упражнения продуктивно-творческой иноязычной речи, которые воспроизводят реальные условия общения и служат для выражения собственных мыслей в пределах освоенного языкового материала. Коммуникативность упражнений может задаваться с помощью создания соответствующих ситуаций. Ситуативные упражнения моделируют процесс естественной коммуникации и создают благоприятные условия не только для формирования автоматизированных навыков владения грамматическим материалом, но и для непроизвольного запоминания грамматических явлений.

К коммуникативным упражнениям продуктивно-творческой иноязычной речи можно отнести создание собственного стихотворения, рассказа и т.п. Данный вид работ является самостоятельным, открытым видом работы, в процессе подготовки и осуществления которого ученики сами конструируют содержание общения. Задача учителя сводится лишь к тому, чтобы создать условия максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, и координировать их действия.

Ниже я представляю творческие проекты, реализуемые учениками 9 класса. Так, для закрепления темы «Герундий» ученикам предлагается сочинить стихотворение, посвященному тому, что им нравится и не нравится, чего они избегают, что они предпочитают, хотят делать

• В жаркий июльский день

• В холодное утро декабря

• В дождливый апрельский день

• В туманный октябрьский вечер

Приведу некоторые работы моих учеников, иллюстрирующих использование герундия.

In the middle of July

When the weather is sunny

I feel like swimming in the sea

I think it’s very funny

***

On misty October evenings

I enjoy talking to my friends

We like spending time together

In the movies, theatres or somewhere else

***

On cold December mornings

I don’t feel like going outside.

And even on rainy April days

I don’t mind staying inside

В качестве другого творческого проекта моим учащимся предлагается прочитать начало какого-либо рассказа. Следующее действие предполагает составить продолжение рассказа, в котором будет широко представлена изучаемая грамматическая структура.

После того, как введен, отработан и закреплен грамматический материал, я практикую использование такого вида работы, как написание детективного рассказа с использованием изученной грамматической структуры. В качестве опоры и с целью облегчения выполнения задания приводится список незаконченных предложений, которые ученики могут использовать в своём рассказе. Например: Не went along the street…; He saw a man…; There were people…; …I realized that it was wrong; He kept silent…; He went out quickly; …it was an unbelievable thing to happen; He looked round as if…; Though…I could not help smiling.

Также, в качестве закрепления всего пройденного материала, я часто предлагаю моим ученикам написать рассказ с заданным началом. В своих рассказах ученики должны использовать изученный грамматический материал.

Немало важным фактом является организация работы, при которой ученики будут активно общаться друг с другом, тем самым закрепляя изученный материал. Организация учебных занятий в виде парной, групповой работы обучаемых, способствующих созданию атмосферы общения, моделирующих реальные жизненные ситуации повышают интерес учащихся к усвоению языкового материала. Механическое воспроизведение упражнений вытесняется игровыми ситуациями, подключающими не только память, но и логику. Мои ученики любят инсценировать и быть участниками воображаемых ситуаций. Учебная деятельность, построенная на использовании личного опыта учащихся, их мнений, идей, чувств интересна, потому что высказывания непредсказуемы, разнообразны и оригинальны. Постоянная смена речевых ситуаций придает уроку новизну, а характер упражнений (диалогическое общение, групповая работа)- обеспечивает коллективное взаимодействие. Приведу пример коммуникативных приемов в обучении грамматике, которые были применены мною на уроках, использовались на разных этапах обучения и показали эффективность их применения, так как они повышают мотивацию, расширяют экспрессивные возможности речи и придают естественность высказываниям студентов в учебных условиях:

1. You’ve returned from your friend’s birthday party. Tell everybody about it. Begin with the words: “It’s been a wonderful party for me…”Use Present Perfect.

2. Bob is late for classes. He explains the reason to his teacher. Use the Passive Voice of the verbs: ( to be left alone in the house, not to be awakened, etc.)

3. Your friend is going to the party. Use Passive Voice of the verbs: to be invited to the party, to be accompanied by, to be picked up by, to be introduced to, to be offered smth., to be invited to sing etc.

4. You visited your sick friend. Describe your visit to her. Use Past Simple of the verbs: to catch the flue, to sneeze, to cough, to have high temperature etc.

Игра - одно из любимых занятий учеников. Они любят инсценировать и быть участниками воображаемых ситуаций. В ролевой игре достигается более высокий уровень общения. Ролевая игра представляет собой коллективную деятельность, предполагающую активное участие каждого члена группы. Учитель выполняет роль организатора общения, он поддерживает обсуждение репликами, наводящими вопросами, снимает возникающее напряжение.

Таким образом, у учеников снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой и предоставляется возможность высказать свое мнение.

Творческие задания, направленные на формирование грамматических навыков, вызывают у учеников огромный интерес, развивают креативные навыки. Новые речевые задачи и установки не только мотивируют учеников выполнять различные действия, но и способствуют закреплению определенного грамматического навыка в новой ситуации, его функционированию на новом материале. Только в этом случае «скучный» аспект обучения как грамматика станет интересным и увлекательным.