Особенности обучения литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Одной из актуальных проблем в системе российского образования является обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями [1].
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы [4].
Литературное чтение как учебный предмет для школьников с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания [3].
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с поведением культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Работа по формированию читательской компетенции у детей с ОВЗ реализуется по следующим направлениям:
- формирование техники чтения и приемов понимания текста;
- приобщение учащихся к литературе через литературоведческий анализ текстов, развитие устной и письменной речи;
- знакомство через литературу с миром человеческих отношений;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно эстетического и познавательного опыта ребенка.
В процессе освоения курса у младших школьников с ОВЗ повышается уровень коммуникативной культуры. Это очень важно для дальнейшей социализации этих учеников. Следует отметить, что, владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний, дети с ограниченными возможностями здоровья фактически ограничены в возможностях словесной коммуникации. Это связано с тем, что усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребностей в общении [2]. На уроках литературного чтения формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов.
Наше экспериментальное обучение проводилось на базе областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан. Обучающиеся Центра — дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме.
Предметом деятельности Центра является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием образовательных технологий, в том числе дистанционных.
Авторская программа обучения литературному чтению рассчитана на 136 часов в год (4 урока в неделю). По учебному плану Центра образования «Ступени» для индивидуального обучения отведено по 2 урока в неделю (68 часов в год).
Программа составлена с учетом психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По данным психолого-педагогического обследования, которое было проведено в начальный период обучения, ученики имеют вторичную задержку психического развития. Данная категория обучающихся испытывает затруднения в усвоении учебного курса, обусловленных недостаточными познавательными способностями, расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, часто избирательная и неустойчивая, зависит от сложности и привлекательности вида деятельности, а также от эмоционального состояния.
Для данной категории учащихся характерны следующие образовательные потребности:
увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, для активизации их познавательной деятельности, на уроках использовались дидактические игры, наглядный материал, карточеки — «помощницы». Образовательный процесс для данной категории учащихся был организован с использованием информационно – коммуникативных технологий.
Целью обучения литературному чтению во 2 классе является обучение чтению художественной литературы, развитие интереса к чтению, формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Работа по формированию читательской компетенции у младших школьников с задержкой психического развития реализовывалась по следующим направлениям:
- формирование техники чтения и приемы понимания текста;
- приобщение учащихся к литературе через литературоведческий анализ текстов, развитие устной и письменной речи;
- знакомство через литературу с миром человеческих отношений; расширение кругозора учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно эстетического и познавательного опыта ребенка.
Программа курса «Литературное чтение» во 2 классе состоит из 8 блоков – модулей. Они распределены в определенной последовательности и имеют каждый свою комплексно – дидактическую цель, где указаны те знания, которыми должен овладеть обучающийся, а также заложены те умения, которые должны быть отработаны по программе.
Основными разделами данной программы являются следующие блоки – модули:
Люблю природу русскую. Весна. Ф.Тютчев «Зима недаром злится ….», «Весенние годы». А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег уже теперь не тот ..». И.Бунин «Матери». А.Плещеев «В бурю». Е.Благинина «Посидим в тишине». Э.Мошковская «Я маму мою обидел…».
И в шутку и в серьёз. Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенка Винни-Пуха». Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». И.Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г.Остер «Будем знакомы». В.Драгунский «Тайное становится явным».
Литература зарубежных стран. «Бульдог по кличке Дог»; «Перчатки»; «Храбрецы»; «Храбрецы»; «Сюзон и мотылёк»; «Знают мамы, знают дети»; Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»; Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»; Эни Хогарт «Мафин и паук».
Самое великое чудо на свете. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество. Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка».
Поэтическая тетрадь. Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». И.Никитин «Степь моя», «Встреча зимы». И.Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане». И.Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». М.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» , «Утес», «Осень». Детство Л.Толстого, «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве».
Поэтическая тетрадь. Н.Некрасов «Славная осень!», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Бальмонт «Золотое слово». И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги....».
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов | Проверочная работа |
1 | Люблю природу русскую. Весна | 6 | |
2 | И в шутку и всерьез | 11 | |
3 | Литература зарубежных стран | 8 | 1 |
4 | Самое великое чудо на свете | 2 | |
5 | Устное народное творчество | 10 | 2 |
6 | Великие русские писатели | 18 | 2 |
7 | Поэтическая тетрадь | 7 | |
8 | Всего | 68 | 5 |
Следует отметить, что уроки литературного чтения проводились нами только в индивидуальной форме с учетом календарно-тематического плана. Календарно-тематическое планирование строилось на основе программных требований, но для каждого конкретного ученика нами была составлена индивидуальная рабочая программа с учетом особенностей психофизического развития учебной деятельности.
Библиографический список
Бояркова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ, Астрель, 2008 — 224 с.
Емельянова И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: автореф. Дис. … канд. пед. наук. : 13.00.03: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009 — 23 с.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Авторская программа по литературному чтению. - М.: Просвещение , 2012.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В 2-х частях. Часть 1. департамент общего среднего образования РФ. - М.: Просвещение, 2000. - 166 с.