СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения учащихся, имеющих нарушения зрения.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены причины зрительных нарушений. Дана классификация детей с нарушением зрения и их психофизические особенности развития. Рассмотрены виды помощи слабовидящим детям и особенности подготовки учебного процесса. Есть схема тифлокомьпьютеризации обучения и примерный комплекс упражнений для снятия напряжения глаз.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения учащихся, имеющих нарушения зрения.»

Консультация по теме: Особенности обучения учащихся, имеющих нарушения зрения.   учитель математики КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей - интернат»

Консультация по теме:

Особенности обучения учащихся, имеющих нарушения зрения.

 

учитель математики

КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей - интернат»

Причины зрительных нарушений   нарушения         

Причины зрительных нарушений

 

нарушения

 

 

 

 

Причины зрительных нарушений    

Причины зрительных нарушений

 

 

Классификация детей с нарушениями зрения                 

Классификация детей с нарушениями зрения

 

 

 

 

Классификация детей с нарушениями зрения       Ослепшие (зрительные представления остались в памяти) Чем позже ребенок потерял зрение, тем легче ребенок вспоминает образ предмета (явления) по словесному описанию.  Слепорожденные (отсутствуют зрительные представления)

Классификация детей с нарушениями зрения

 

Ослепшие (зрительные представления остались в памяти)

Чем позже ребенок потерял

зрение, тем легче ребенок

вспоминает образ предмета

(явления) по словесному описанию.

Слепорожденные (отсутствуют зрительные представления)

Классификация детей с нарушениями зрения      дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4     

Классификация детей с нарушениями зрения

 

дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4

 

 

    Нарушение зрения обычно вызывает отклонения практически во всех видах познавательной деятельности из-за снижения качества получаемой информации:  сокращение зрительных ощущений ограничивает возможность формирования образов памяти, обеспечивает схематизм и отсутствие целостности зрительного образа; Отсутствие бинокулярного зрения приводит к нарушению восприятия перспективы и глубины пространства. Из-за этого специфические особенности возникают и в других анализаторах человеческой системы - речь, внимание, а также замедляется интенсивность движений, их точность. Объем и устойчивость внимания снижаются из-за ограничений внешних впечатлений , но активность, интенсивность, сосредоточенность внимания могут быть развиты также и даже лучше, чем у здоровых людей.

 

Нарушение зрения обычно вызывает отклонения практически во всех видах познавательной деятельности из-за снижения качества получаемой информации:

сокращение зрительных ощущений ограничивает возможность формирования образов памяти, обеспечивает схематизм и отсутствие целостности зрительного образа;

Отсутствие бинокулярного зрения приводит к нарушению восприятия перспективы и глубины пространства. Из-за этого специфические особенности возникают и в других анализаторах человеческой системы - речь, внимание, а также замедляется интенсивность движений, их точность.

Объем и устойчивость внимания снижаются из-за ограничений внешних

впечатлений , но активность, интенсивность, сосредоточенность внимания могут быть развиты также и даже лучше, чем у здоровых людей.

Помощь:   

Помощь:

 

Помощь: Развивать волевые качества личности, самостоятельность и активность в отработке практических навыков , так как процесс запоминания и сохранения информации для слабовидящих определяется значимостью этой информации именно для них при большом количестве повторений и тренировок. В этом первую помощь оказывает тифлокомпьютеризация учебного процесса и применение мультимедийных технологий . Компьютерные технологии позволяют формировать у слабовидящих школьников сложные пространственные впечатления, визуализируют информацию и обеспечивают её дозированность, придают процессу обучения динамизм и выразительность, повышают информационность и интенсивность урока, обеспечивают личностно-ориентированный подход, что в конечном итоге повышает эффективность обучения.

Помощь:

Развивать волевые качества личности, самостоятельность и активность в

отработке практических навыков , так как процесс запоминания и сохранения информации для слабовидящих определяется значимостью этой информации именно для них при большом количестве повторений и тренировок. В этом первую помощь оказывает тифлокомпьютеризация учебного процесса и применение мультимедийных технологий . Компьютерные технологии позволяют формировать у слабовидящих школьников сложные пространственные впечатления, визуализируют информацию и обеспечивают её дозированность, придают процессу обучения динамизм и выразительность, повышают информационность и интенсивность урока, обеспечивают личностно-ориентированный подход, что в конечном итоге повышает эффективность обучения.

  

 

    Необходимо настроить компьютер ученика в соответствии с его личными физическими возможностями. Окончательная настройка изображения проводится с участием ученика на его рабочем месте по его личным ощущениям. Учёные еще в конце 20 века отметили, что для слабовидящих важно не только увеличение изображения для комфортной работы, но и его контрастность,  цветовое взаимоотношение фона и объекта на нем, а также зернистость экрана монитора, частота развертки экрана , предотвращающая «дрожание» изображения. Таким образом, основные требования к мониторам для слабовидящих: зернистость от 0,24 mm, частота от 70 Hz и диагональ не менее 17.

 

Необходимо настроить компьютер ученика в соответствии с его личными физическими возможностями. Окончательная настройка изображения проводится с участием ученика на его рабочем месте по его личным ощущениям.

Учёные еще в конце 20 века отметили, что для слабовидящих важно не только

увеличение изображения для комфортной работы, но и его контрастность, цветовое взаимоотношение фона и объекта на нем, а также зернистость экрана монитора, частота развертки экрана , предотвращающая «дрожание» изображения. Таким образом, основные требования к мониторам для слабовидящих: зернистость от 0,24 mm, частота от 70 Hz и диагональ не менее 17.

   Важное требование – оборудование и оснащение комнаты для занятий. Надо слабовидящему ученику оборудовать такое индивидуальное рабочее место, которое позволит ему удобно разместить компьютер, клавиатуру и рабочие материалы, а также поднять или опустить на необходимую высоту специальное кресло, развернуть его. Освещение в комнате комбинированное: искусственное и естественное, регулирующееся с помощью штор.

 

Важное требование – оборудование и оснащение комнаты для занятий. Надо слабовидящему ученику оборудовать такое индивидуальное рабочее место, которое позволит ему удобно разместить компьютер, клавиатуру и рабочие материалы, а также поднять или опустить на необходимую высоту специальное кресло, развернуть его. Освещение в комнате комбинированное: искусственное и естественное, регулирующееся с помощью штор.

Тифлокомпьютеризация учебного процесса .  

Тифлокомпьютеризация учебного процесса

.

 

Электронная почта; Телеконференции; Пересылка данных ; Гипертекстовые среды; Ресурсы мировой сети Интернет; Видеоконференции.
  • Электронная почта;
  • Телеконференции;
  • Пересылка данных ;
  • Гипертекстовые среды;
  • Ресурсы мировой сети Интернет;
  • Видеоконференции.
Схема тифлокопьтеризации обучения

Схема тифлокопьтеризации обучения

Профессиональное самоопределение и социализация слабовидящих учащихся.   Социализация образования предполагает усиление его коммуникативной направленности, что является средством интеграции личности в социальную среду общества на основе достижения взаимопонимания в процессе коммуникативного обмена.

Профессиональное самоопределение и социализация

слабовидящих учащихся.

 

Социализация образования предполагает усиление его коммуникативной направленности, что является средством интеграции личности в социальную среду общества на основе достижения взаимопонимания в процессе коммуникативного обмена.

Примерный комплекс упражнений для глаз: 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза,

расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не

доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем

посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией

взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

4.  Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо

вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз.

После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для

проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

 Литература:  Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие / авт. Т.Ю.Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с. Бенеш Э.В. Компьютер как средство реабилитации и интеграции инвалида-интеллектуала и особенности обучения работе на компьютере слабовидящих и частично- зрячих (1,2 и 3 группы инвалидности по зрению). – www.integr.org. Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Концепция Фрейма в обучении / Р.В.Гурина/ Школьные технологии. – 2009. - № 3. – С. 77-84.

Литература:

  • Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем:

учеб.-метод. пособие / авт. Т.Ю.Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.

  • Бенеш Э.В. Компьютер как средство реабилитации и интеграции инвалида-интеллектуала и особенности обучения работе на компьютере слабовидящих и частично-

зрячих (1,2 и 3 группы инвалидности по зрению). – www.integr.org.

  • Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Концепция Фрейма в обучении / Р.В.Гурина/ Школьные технологии. – 2009. - № 3. – С. 77-84.
 Литература: Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: изд-во КАРО, 2006. – 336 с. · Обучение и воспитание детей с нарушением зрения: опыт, проблемы. Сборник материалов областного семинара (15-16 апреля 2003 г.). – Архангельск: АО ИППК РО Рощина М.А. Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. - www.disszakaz.com.

Литература:

  • Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов
  • высших педагогических учебных заведений. – СПб.: изд-во КАРО, 2006. – 336 с.
  • · Обучение и воспитание детей с нарушением зрения: опыт, проблемы. Сборник
  • материалов областного семинара (15-16 апреля 2003 г.). – Архангельск: АО ИППК РО
  • Рощина М.А. Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. - www.disszakaz.com.