Консультация по теме:
Особенности обучения учащихся, имеющих нарушения зрения.
учитель математики
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей - интернат»
Причины зрительных нарушений
нарушения
Причины зрительных нарушений
Классификация детей с нарушениями зрения
Классификация детей с нарушениями зрения
Ослепшие (зрительные представления остались в памяти)
Чем позже ребенок потерял
зрение, тем легче ребенок
вспоминает образ предмета
(явления) по словесному описанию.
Слепорожденные (отсутствуют зрительные представления)
Классификация детей с нарушениями зрения
дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4
Нарушение зрения обычно вызывает отклонения практически во всех видах познавательной деятельности из-за снижения качества получаемой информации:
сокращение зрительных ощущений ограничивает возможность формирования образов памяти, обеспечивает схематизм и отсутствие целостности зрительного образа;
Отсутствие бинокулярного зрения приводит к нарушению восприятия перспективы и глубины пространства. Из-за этого специфические особенности возникают и в других анализаторах человеческой системы - речь, внимание, а также замедляется интенсивность движений, их точность.
Объем и устойчивость внимания снижаются из-за ограничений внешних
впечатлений , но активность, интенсивность, сосредоточенность внимания могут быть развиты также и даже лучше, чем у здоровых людей.
Помощь:
Помощь:
Развивать волевые качества личности, самостоятельность и активность в
отработке практических навыков , так как процесс запоминания и сохранения информации для слабовидящих определяется значимостью этой информации именно для них при большом количестве повторений и тренировок. В этом первую помощь оказывает тифлокомпьютеризация учебного процесса и применение мультимедийных технологий . Компьютерные технологии позволяют формировать у слабовидящих школьников сложные пространственные впечатления, визуализируют информацию и обеспечивают её дозированность, придают процессу обучения динамизм и выразительность, повышают информационность и интенсивность урока, обеспечивают личностно-ориентированный подход, что в конечном итоге повышает эффективность обучения.
Необходимо настроить компьютер ученика в соответствии с его личными физическими возможностями. Окончательная настройка изображения проводится с участием ученика на его рабочем месте по его личным ощущениям.
Учёные еще в конце 20 века отметили, что для слабовидящих важно не только
увеличение изображения для комфортной работы, но и его контрастность, цветовое взаимоотношение фона и объекта на нем, а также зернистость экрана монитора, частота развертки экрана , предотвращающая «дрожание» изображения. Таким образом, основные требования к мониторам для слабовидящих: зернистость от 0,24 mm, частота от 70 Hz и диагональ не менее 17.
Важное требование – оборудование и оснащение комнаты для занятий. Надо слабовидящему ученику оборудовать такое индивидуальное рабочее место, которое позволит ему удобно разместить компьютер, клавиатуру и рабочие материалы, а также поднять или опустить на необходимую высоту специальное кресло, развернуть его. Освещение в комнате комбинированное: искусственное и естественное, регулирующееся с помощью штор.
Тифлокомпьютеризация учебного процесса
.
- Электронная почта;
- Телеконференции;
- Пересылка данных ;
- Гипертекстовые среды;
- Ресурсы мировой сети Интернет;
- Видеоконференции.
Схема тифлокопьтеризации обучения
Профессиональное самоопределение и социализация
слабовидящих учащихся.
Социализация образования предполагает усиление его коммуникативной направленности, что является средством интеграции личности в социальную среду общества на основе достижения взаимопонимания в процессе коммуникативного обмена.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза,
расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не
доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем
посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией
взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо
вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для
проведения физкультминутки и упражнений для глаз.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Литература:
- Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем:
учеб.-метод. пособие / авт. Т.Ю.Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
- Бенеш Э.В. Компьютер как средство реабилитации и интеграции инвалида-интеллектуала и особенности обучения работе на компьютере слабовидящих и частично-
зрячих (1,2 и 3 группы инвалидности по зрению). – www.integr.org.
- Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Концепция Фрейма в обучении / Р.В.Гурина/ Школьные технологии. – 2009. - № 3. – С. 77-84.
Литература:
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов
- высших педагогических учебных заведений. – СПб.: изд-во КАРО, 2006. – 336 с.
- · Обучение и воспитание детей с нарушением зрения: опыт, проблемы. Сборник
- материалов областного семинара (15-16 апреля 2003 г.). – Архангельск: АО ИППК РО
- Рощина М.А. Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. - www.disszakaz.com.