СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации развивающей среды в группах дошкольного возраста современного детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений  становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации развивающей среды в группах дошкольного возраста современного детского сада»

Автор: Чебодаева Татьяна Николаевна

Воспитатель МБДОУ

«Бейский детский сад «Ромашка»




Особенности организации развивающей среды в группах

дошкольного возраста современного детского сада


Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя [3].

Проблема организации предметно-развивающей среды в детском саду разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П.Стрелкова) [1].

Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где и в каком окружении он растет.

На основе выше сказанного мы определили тему нашего исследования «Особенности организации развивающей среды в группах дошкольного возраста современного детского сада».

Окружающая среда, играет особую роль в развитии ребенка и должна быть организована соответственно задачам воспитания.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед дошкольным учреждением встал вопрос о грамотной организации развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Опираясь на требования, прописанные в ФГОС, при организации развивающей предметно- пространственной среды, следует ее моделировать так, чтобы ребенок мог получать и расширять свои знания по всем пяти направлениям развития:

- социально–коммуникативному,

- речевому,

- познавательному,

- художественному творчеству,

- физкультурному, что в свою очередь способствует максимальному развитию личности ребенка.[2]

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашего детского сада "Ромашка" села Бея Бейского района, вы окажетесь в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни ребенка. Теплая домашняя обстановка – основа развивающей среды детского сада. Это создано специально, т.к. дети здесь находятся с 1,6 до 7 лет. Поэтому вы можете увидеть в группах все разнообразие развивающих уголков.

В каждой группе уголки оформлены с учетом интересов и возраста детей.

Разработан план, который отражает основные требования в рамках реализации ФГОС посредством организации развивающих центров активности детей в групповых помещениях.

Построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает  развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

В нашем дошкольном учреждении создавая развивающую среду, мы стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу.  Создавая развивающую среду группы дошкольного возраста, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.

Наш детский сад «Ромашка» реализует образовательную программу «От рождения до школы». Цель Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: • патриотизм; • активная жизненная позиция; • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; • уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Групповая комната дошкольной группы представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания.

Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду отвечает художественно-эстетическим требованиям. Пространство помещений преобразовано в разнообразные «уголки», которые выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и активности.

 В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.

В музыкально-театральном уголке есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.

Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Это настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Уголок творчества оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.)  

Уголок природы содержит материалы опытнической деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. Имеющийся в детском саду материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания. Дети ходят в походы, учатся правилам поведения возле водоемов.

Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты, обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, в группе оборудован   художественный уголок. Дети любят, когда мы читает с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому много книг по программе, портреты писателей и поэтов.

Наш педагогический коллектив создает эмоционально-благоприятную обстановку в группе детей, которая направлена на проявление творческих способностей ребенка, организовываем предметную среду для обогащения и развития игровых замыслов; обеспечиваем правильное руководство сюжетно-ролевой игрой детей в соответствие с их возрастными возможностями.

Таким образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.


1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – М.:Просвещение,2009. – №6.

2. Верховкина М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014 г.

3. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. – 2003.