Из опыта работы учителя МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области Ярошенко Татьяны Владимировны по теме
«Особенности планирования воспитательной работы с подростками».
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
В вязи с такими разрушительными явлениями, как рост детской и подростковой преступности, опасности суицида, наркомании, когда в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, особое значение имеет повышение внимания к воспитательной работе.
Каким должен быть современный классный руководитель? Носителем каких ценностей он призван стать? Что следует изменить в содержании его работы?
Отвечая на эти вопросы, я пришла к выводу, что работа классного руководителя тогда обретает смысл, когда детям предъявляются ценности человеческой жизни, и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь, а педагог, классный руководитель, должен совершенствоваться, обновляться в соответствии с новыми требованиями жизни. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, любовь и преданность Отечеству, для того, чтобы завтра они дали всходы.
Наивысшие ценности современного мира, отраженные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К.Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя.
Для получения объективных данных об обучающихся я изучила их в естественной обстановке, в единстве с условиями их жизнедеятельности; выявила отношение к родителям, учителям, товарищам по классу, с кем и как дружат, открыты или скрытны, добросовестно или недобросовестно учатся, какие предметы любят, какой труд предпочитают, чем интересуются во внеурочное время, какие поручения и как выполняют, как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.
Получив исчерпывающую картину с помощью анкетирования: «Я и ценности моей жизни», «Я и смысл моей жизни», «Я и мои одноклассники», «Я и здоровый образ жизни», «Я и мои таланты», «Моё отношение к чтению», исходя из личного наблюдения, бесед с родителями и учителями-предметниками, я пришла к выводу, что класс ничем не отличается от других классов, в которых я имею честь работать. В нём есть немало хорошего, но и достаточно негативных явлений, которые нужно корректировать или искоренить.
Деструктивные стереотипы поведения, как правило, расцветают во всей своей «красе» именно в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период достраивается фундаментальный пласт мировоззренческой картины, ищутся новые пути и способы взаимодействия с миром, определяется место в этом мире. Именно сейчас подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия.
Отягощённые известными всем психологическими особенностями, подростки 13-14 лет моего класса проявляют чувство взрослости, отстаивают собственное понимание взглядов на мир, проявляют ложь, хамство, агрессию, замкнутость, неспособность объяснить и понять свое поведение.
Ребёнок - росток человеческий. В нём изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель личности подростка – утвердить своё уникальное «я», выявить своё неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?
Основа для меня это:
Для самоактуализации личности растущего человека необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.
Причем успех должен быть доступен каждому. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни.
2. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.
3. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, реализующий свою профессиональную роль.
4. Однако, прекрасно понимаю, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом, родителей и общественности.
5. «Слова учат, а примеры влекут» – гласит народная мудрость. Поведение педагога становится фактором, определяющим результативность его профессиональной деятельности.
А.С. Макаренко говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое знание, умение, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе».
6. Эффективность воспитательного воздействия на обучающихся во многом зависит от установления правильного контакта с классом. Мастерство состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, поддержать и поверить в их силы и возможности, вовремя предотвратить конфликт, обратившись к содействию психолога, что я и делаю при необходимости.
Следует отметить, что мой класс обладает хорошим творческим, интеллектуальным потенциалом. Большая половина класса – активные, творческие дети, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом.
Наши принципы:
Познай себя - это интересно!
Сотвори себя - это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Классный час «Я талантлив», которому предшествовало анкетирование «Я и мои таланты», позволил расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию; утвердил в убеждении о необходимости участия в различных кружках, секциях, учил слушать друг друга, а главное - помог повысить взаимоуважение одноклассников. Выявленные таланты и способности (кто-то рисует, кто-то с выражением читает поэтические произведения, кто-то танцует, поёт или имеет дар ведущего, кто-то обладает артистическими данными, кто-то обращается на «ты» с компьютером) всё это рационально использую при подготовке классных часов, задействую всех без исключения, приучила их не отказываться от поручений, каждый занимается делом по способностям. Обязательно оформляем «картинную галерею» из рисунков по заданной теме. Для создания эмоционального воздействия считаю использование красочных, содержательных презентаций просто необходимым, как и использование музыкальных фрагментов. Всегда нахожу пословицы, поговорки ,предлагаю детям высказать своё отношение по теме, продумываю игровые моменты-паузы. Стараюсь, чтобы каждое мероприятие было не только воспитывающим, но и интеллектуально обогащающим.
Исходя из перечисленных принципов, складываются направления воспитательной работы в моём классе. Остановлюсь на некоторых из них.
Гражданско-патриотическое,правовое, вкючающее в себя
воспитание патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины, области, району, совершенствование нравственных качеств личности.
В классе были проведены классные часы, посвященные дню Конституции, Дню воинской славы «России славные сыны, Олимпиаде в Сочи «Все победы начинаются с победы над собой», «День народного единства», День космонавтики, «Государственные символы России».
Мероприятия, посвященные празднованию победы в ВОв, ежегодно проводятся в классе. «Правда об Освенциме» «Дети блокадного Ленинграда», «Маленькие герои большой войны».
Особо запомнился классный час «Мы помним, мы гордимся», посвящённый 70-летию ВОв, в рамках которого удалось показать обучающимся жестокость войны, принесшей огромные бедствия, гибель миллионов людей с одной стороны и мужество, героизм нашего народа-с другой. Это мероприятие способствовало формированию гражданской позиции обучающихся, воспитанию чувства гордости за простой народ, победивший в войне, за талантливых полководцев.
Класс принял активное участие в акции «Бессмертный полк», проведена поисковая работа, выявлены 5 прадедов Победы, оформлена папка-отчёт для школьного музея. Посетили выставку в районном историко-этнографическом музее «Вехи Великой победы», ознакомились с работами-макетами исторических памятников Однодворцева Е.И.,школьного учителя.
Совершена экскурсия по Курской дуге с посещением исторического музея в Прохоровке.
В 5 классе отпраздновали День защитника Отечества традиционно в форме конкурса-игры, в 6-ом-коллективно выехали в развлекательный комплекс Пушкинский для просмотра фильма.
В этом году кл.час к 23 февраля мы провели в районной библиотеке, где совместно с работниками библиотеки было подготовлено серьезное воспитательное мероприятие с приглашением ветерана войны Ковалёва Григория Дмитриевича, рассказы которого дети слушали с нескрываемым энтузиазмом. Речь шла также о героях-воинах разных эпох. 2 марта 2016 года мы побывали на экскурсии в историко-этнографическом музее на выставке «Десантура соловьиного края», где говорилось о героях-десантниках афганской и чеченской войн -наших односельчанах.
В рамках учебно-познавательного направления регулярно провожу классные часы в форме ученических собраний «Учеба, посещаемость, дисциплина», «Что я могу сделать, для того чтобы лучше учиться!».По результатам каждой четверти выстраиваю рейтинг успеваемости учащихся, тесно сотрудничаю с учителями – предметниками и родителями.
Ребята активно участвуют в интеллектуальных конкурсах: «Кенгуру», в школьном и муниципальном турах Всероссийской олимпиады школьников по разным предметам. Ежегодно провожу интеллектуальный конкурс «Эрудит»,составляю 25-30 вопросов, постепенно каждый год усложняю, добавляя вопросы из новых областей знаний. После проверки объявляю правильные ответы.
Духовно-нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, как научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Большое внимание уделяю решению проблемы формирования толерантности в классе, так как считаю, что человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен, одновременно приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.
Все эти идеи я старалась донести до обучающихся в рамках классных часов «Нет друга - ищи, а найдёшь - береги!», «Доброта спасёт мир», «Поговорим о толерантности», «Умеем ли мы общаться», «Как мы относимся друг к другу», «Конфликты и способы их разрешения ».
Глубокое впечатление у ребят осталось от проведённого в рамках акции «Горячее сердце» классного часа в форме устного журнала «Герои наших дней». Речь шла о героях последнего десятилетия, о терактах в мирное время и тех, кто их предотвращает, о войне в Сирии, о героизме военнослужащих, пожарных, простых людей и подвигах сверстников. Красной нитью прослеживалась идея, выраженная словами Гёте: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Нужно уважать людей, которые рядом, ценить добрые поступки, нужно делать добрые дела как можно чаще и не задумываться о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт совершённого доброго дела!
Коллективный просмотр с последующим обсуждением фильма «Хорошие дети не плачут» заставил детей задуматься о таких нравственных ценностях как дружба, сочувствие, взаимная поддержка, сострадание, помощь в трудных жизненных ситуациях.
Немалую роль отвожу знакомству с историческими и памятными местами во время экскурсий, которые способствуют расширению кругозора, прививают уважение к историческим и культурным ценностям нашего региона (Марьино, Белгород, Воронеж, Курск исторический, Курск культурный)
Спортивно-оздоровительное (физическое, половое, гигиеническое)
Укрепление здоровья обучающихся, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни решаются в рамках дней здоровья; спортивных соревнований, профилактических бесед о здоровом образе жизни; о внешнем виде и личной гигиене мальчиков и девочек. Обсуждение с девочками телепередач цикла «Пусть говорят» о ранней беременности, о последствиях ранних половых связей, о проблемах похудения и анарексии, об истинной и ложной красоте девушек вызывает нескрываемый интерес и осуждение пороков общества. Классные часы «Жевательная резинка: польза или вред?», «Полезные и вредные продукты», «Скажем нет чипсам и кока-коле», «Мобильный телефон-польза или вред», «Вред спайсов », «Электронные сигареты - за и против»- имели целью проинформировать обучающих об опасностях, которые подстерегают растущий организм, предохранить их от губительного отношения к своему здоровью.
Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Для меня как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование, поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.
Один раз в четверть провожу тематические собрания, на которых проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Были проведены родительские собрания по темам «Давайте познакомимся», «Как помочь ребенку адаптироваться в среднем звене», «Возрастные и психологические особенности подростков», Как уберечь детей от вредных привычек», «Осторожно-суицид!», «Как привить любовь к чтению»
Ежегодно в конце ноября провожу открытые классные часы, посвящённые Дню матери, которые являются важным событием как для мам и бабушек, так и для самих детей. В этом году праздник
«Родней, чем мама, человека нет» в форме программы телепередач прошёл на одном дыхании. Рубрики: «Сразу после сотворения мира!», «Вся правда о наших мамах», « О самом главном!», «Что бы помнили!», «Пока все дома»,«Голос дети», «Тактичные дети», «Время покажет!» «Постскриптум» имели целью с помощью творчества детей показать беззаветную любовь, доброту, нежность, уважение матерям, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливыми окружающих.
Помогают в воспитании и папы, с которыми тесно общаюсь по проблеме успеваемости или поведения детей. Они всегда готовы помочь. В прошлом году вместе с шестью папами мы выезжали в спортивный комплекс «Арена», катались на коньках, затем посещали пиццерию.
Всегда помню о том, что развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Для меня цель всей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого классного коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.
Мне, как классному руководителю, хочется видеть моих детей самостоятельными, всесторонне развитыми, социально-адаптированными людьми. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.