ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ.
Миннигалеева Анастасия Николаевна (min.anas-71@yandex.ru),
учитель биологии высшей квалификационной категории
МБОУ «Рудницкая средняя общеобразовательная школа» пгт. Тенишево Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Аннотация
Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. В свете этого значение преподавания экологии в школе в значительной степени возросло. И здесь мы сталкиваемся с целым рядом проблем. В статье рассматриваются проблемы преподавания экологии в школе. Приводится авторская программа «Формирование нравственных качеств личности через экологизацию образования и воспитания», рассматриваются её цели и задачи. А так же приведены некоторые результаты применения программы в школе.
Воздействие человека на окружающую среду уже давно престало быть локальным и даже региональным, его последствия носят глобальный характер. Сегодня назрела необходимость решения экологических проблем, их значимость не вызывает более скептических усмешек и отговорок. Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.
В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в практику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение методами конкретных предметов отношений и взаимодействия организмов и, в частности, человека с окружающей средой. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления.
Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.
В свете этого значение преподавания экологии в школе в значительной степени возросло. И здесь мы сталкиваемся с целым рядом проблем.
Во-первых, не хватает преподавателей экологии, этот предмет в школах зачастую передают учителя биологии, которые не владеют в должной степени даже языковым аппаратом экологии, не говоря уже о ее теоретическом содержании и практическом наполнении. Кроме того, в такой ситуации преподавание экологии получает ярко выраженную биологическую окраску, теряется индивидуальность предмета. Другой путь – приглашение в школу эколога без педагогического образования. К сожалению, профессиональное владение экологическими знаниями еще не гарантирует того, что азы предмета будут качественно усвоены школьниками. Согласитесь, инженер и учитель математики, специалист по русской словесности и учитель русского языка и литературы, геолог и учитель географии – это не одно и то же. Мало знать предмет, нужно уметь научить других. Не спорю, есть самородки, которым удается самостоятельно освоить методику преподавания в школе со всеми ее нюансами, увлечь детей и, в конечном итоге, достичь высоких показателей уровня обученности и качества знаний по экологии. Но таких людей единицы. В свете вышесказанного, первой проблемой преподавания экологии в школе является отсутствие достаточного количества профессионально подготовленных учителей экологии. Хотя наблюдаются и положительные сдвиги в этом направлении, например, ТГГПУ выпускает специалистов по направлению география – экология.
Во-вторых, преподавание экологии в школе осложняется почти полным отсутствием материальной базы по данному предмету. Нет наглядных пособий, в том числе настенных плакатов, картосхем, диаграмм, таблиц. Почти нет учебных видеофильмов по предмету (за 5 лет преподавания экологии мне удалось собрать 2-3 диска с материалами по экологии). Есть проблемы с раздаточными материалами, рабочими тетрадями по предмету и многим другим, зато радует изобилие учебных программ и учебников по экологии.
Однако здесь возникает проблема номер три. Если внимательно изучить содержательную сторону предлагаемых сейчас учебных программ и учебников, то очевидной становится их чрезмерная перегруженность терминами и понятиями, определения которых зачастую не приводятся вообще, излишняя теоретизированность материала, оторванность от жизни. Так, одной из базисных школьных программ по экологии является программа Б.М.Миркина и Л.Г.Наумовой. К этому учебнику имеется хрестоматия, составленная В.Н.Козловым и дидактический материал, подготовленный коллективом Т.А.Козловой, А.Н. Мягковой и Н.И.Сониным. Ее авторы не только написали хороший учебник, но и разработали к нему рабочую тетрадь, а также книгу для учителя. Прекрасно подобран теоретический материал, уровень его вполне адаптирован для учащихся 9-11 классов, много интересных иллюстраций в учебнике и развивающих творческое мышление заданий в рабочей тетради. Но, к сожалению, весь курс построен на основе фундаментальной науки, в нем абсолютно отсутствует прикладной аспект экологии и региональный материал.
Любой учитель знает, что изобилие теоретического материала, не подкрепленного отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает мотивацию к обучению предмету.
Поэтому мне бы хотелось поделиться своим опытом применения авторской программы «Формирование нравственных качеств личности через экологизацию образования и воспитания». Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой экологического воспитания.
Целью данной программы: является формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемых в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов.
Программа предусматривает решение задач:
Выявление экологических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения;
Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
Формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развития способных детей;
Проведение экологической работы среди родителей.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение экологических законов и взаимосвязей, развитие практических знаний, умений и навыков, а так же экологических основ охраны природы, что приводит к повышению воспитанности учащихся.
В ходе реализации данной программы учащиеся рассматривают сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Развивают знание экологических закономерностей, что лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для формирования разносторонне развитой личности.
Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Программа «Экологизация воспитания» предусматривает работу с родителями. Включает традиционные формы работы, как родительские собрания, так и инновационные формы: родительские конференции, круглые столы, диспуты. В ходе работы с родителями повышается их экологические знания и воспитание, что приводит к повышению нравственных качеств общества. При работе по данной программе родителям отводится роль не пассивного слушателя, а активного участника воспитательного процесса своих детей.
В ходе работы по данной программе проводится ряд мероприятий с классными руководителями и преподавателями. Это помогает им в построении воспитательного процесса.
Работа по данной программе предусматривает помощь учащимся в подготовке к сдаче экзаменов.
За последние годы применение этой программы дало хорошие результаты. Учащиеся нашей школы занимают призовые места в экологических олимпиадах, конференциях, участвуют в фестивалях различного уровня. Члены школьного объединения «Юный эколог» ежегодно проводят различные акции «Живи, родник!», «Лес и мы», «Чистота в поселке зависит от каждого из нас». Экологической тематике посвящены классные часы, внеклассные мероприятия, а так же уроки всех школьных дисциплин.