МБОУ Относовская СОШ
Вяземского района Смоленской области
Особенности преподавания истории в условиях введения ФГОС
Автор: учитель истории
и обществознания
Сюрин Н.С.
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
В настоящий момент к системе школьного образования предъявляются новые требования. Ведь образование, которое является основополагающим компонентом социализации личности, должно идти в ногу со временем. Особенно остро стоит проблема существенного обновления исторического образования: изменение методики построения урока, использование новых форм урока, разработка новой линии учебников и т. д. Причина внимания к предмету «история» следующая. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Однако заметим, что современные учащиеся значительно отличаются от своих предшественников, тех, под которых создавалась действующая система обучения.
Социальные реалии современного мира таковы:
Дети мало читают художественную литературу
Резко возросла информированность детей через СМИ
Дети заменяют живое общение со сверстниками виртуальным миром
Дети узко мыслят, зачастую их выводы основываются на обывательских представлениях, а не на теоретическом знании
Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку истории.
Зададимся вопросом: как проходил раньше обычный урок истории? Учитель вызывал ученика, который должен рассказать домашнее задание – пересказ параграфа. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Во второй части урока учитель рассказывал новую тему в форме лекции под запись и задавал домашнюю работу.
ФГОС второго поколения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на разных ступенях основного общего образования, выдвигает новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования. Таким образом, каждый педагог должен переосмыслить свою учительскую деятельность, чтобы найти ответы на следующие вопросы:
В соответствии с новыми стандартами, педагогу необходимо через предметную деятельность подготовить учащегося к решению практических вопросов, научить своевременно находить полезную информацию и грамотно применять ее в реальной жизни.
Вся учебная деятельность теперь должна строиться на основе системно – деятельностного подхода.
Так, учитель становится «дирижером», ученик – незаменимой частью «оркестра» под названием «урок».
На уроках истории педагог должен научить ученика:
самостоятельно добывать историческое знание;
отбирать и анализировать информацию, сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
уметь дискутировать с одноклассниками по проблемным историческим вопросам;
определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпох;
видеть проявления исторических коллизий прошлых лет/веков в современном мире;
предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей и т. д.;
Что же поможет сегодня учителю истории добиться планируемого уровня подготовки и реализовать поставленные цели?
Использование межпредметных связей (литература, обществознание, география)
Использование активных форм познания (мозговой штурм, круглые столы, дебаты, кейс-метод, диспут, дискуссия, портфолио, семинар, ролевые игры)
Использование проектной деятельности (исследовательская научная деятельность)
Использование ИКТ: на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей:
- запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.);
- наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
- таблицы и схемы;
- тесты;
- игры;
- проектная деятельность учащихся
Использование рефлексии (оценка учеником своих учебных действий, соотнесение результата с целью)
Использование индивидуального подхода к учащимся
Использование дифференцированных домашних заданий
Использование инноваций
Использование технологической карты урока (оптимальная форма проектирования современного урока, позволяет тщательно планировать каждый этап деятельности, максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату и координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности, проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой)
Структура современного урока:
Требования к уроку | Урок современного типа |
Постановка темы урока | Тему формулируют сами учащиеся |
Знакомство с целями и задачами урока | Цели и задачи формулируют сами учащиеся |
План работы на уроке | Учащиеся сами примерно очерчивают объем и методы работы для достижения поставленных цели и задач |
Коррекция и контроль знаний | Учащиеся на основе самоанализа и взаимоанализа обращаются к учителю за помощью, испытывая затруднения |
Оценивание учащихся | Самооценивание, осуществление сотрудничества с педагогом по результатам учебной деятельности |
Подведение итогов урока | Рефлексия |
Домашнее задание | Разноуровневые домашние задания с учётом личных возможностей учащихся |
Таким образом, применяя данные формы, методы и структуру на уроках истории, каждый ребенок будет замечен и вовлечен в активную учебную деятельность, что, безусловно, посодействует формированию его самостоятельности как личности. В этом и состоит главная задача педагога: построить учебный процесс так, чтобы спровоцировать учебное действие учащегося.
Уроки истории не должны учить школьников исключительно пассивному запоминанию дат и фактов, они призваны погрузить ученика в ту или иную эпоху для того, чтобы воспитать в нем умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества.
Кроме того, основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой художественной культуры. Развитие же личности предполагает формирование творческого мышления. Лев Толстой замечал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Значит, учитель должен только направлять, указывать путь, а ученик – творить, самореализовываться.
Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – его гуманизация. Гуманизация истории - это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных и нравственных запросов. Урок истории должен быть интересным и эмоциональным, не оставлять равнодушным, учить думать и сопереживать.
Тогда школа сможет воспитать настоящего гражданина, патриота России, активного, мыслящего, творческого, остро чувствующего и радеющего за судьбу Отечества.
Вывод: в целом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму.
Список используемой литературы
Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // /ps/blog/35203.html
Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
Историко-культурный стандарт http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3483