- ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В РАМКАХ ФГОС
ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Игнатьева Оксана Вячеславовна
Учитель начальных классов
МОУ школы № 45 г.о. Самара
Авторы линии « Наш мир» О.Н.Федотова,Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов
Концепция УМК "Перспективная начальная школа"
Характеристика ведущих идей проекта «Перспективная начальная школа»
Предпосылками для ее создания стали:
- основные положения Л.В. Выготского,
- научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова,
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»,
- «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»,
- «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).
Концепция УМК "Перспективная начальная школа"
Характеристика ведущих идей проекта «Перспективная начальная школа»
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования .
Основные из них обусловлены необходимостью
- формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности,
- гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
- инициативности, толерантности,
- способности к успешной социализации в обществе.
Концепция УМК "Перспективная начальная школа"
Основные задачи начального общего образования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии:
все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт .
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа«
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» —
оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
- Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития.
- Система заданий разного уровня трудности,
- сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.
Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка
предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
Принцип целостности картины мира
предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования).
Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума.
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
Принципы прочности и наглядности . Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу.
Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному.
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей .
Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК обеспечивает прежде всего единство установки формирования таких УУД:
- как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием),
- умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом).
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач.
Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации.
Инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач.
Инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу;
дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников.
Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы современного учебного комплекта.
Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации.
УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвертый ученик в классе.
Интерактивность — это еще и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение» и «Естествознание. Обществознание» и «Технология».
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
ИНТЕГРАЦИЯ — важнейшее основание единства методической системы.
Это прежде всего понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Именно это типическое педагогическое свойство стало основой разработки интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ.
Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию личностных результатов и УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Преимущества УМК "Перспективная начальная школа"
Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний. То есть практически реализовать одно из требований стандарта начального образования (раздел «Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни») ко всем предметам.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД по курсу «окружающий мир» (УМК «пНШ»)
Согласно требованиям Стандарта, программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения Образовательной программы и программы формирования УУД. Эти программы должны содержать:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета, курса, описание его места в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- результаты освоения конкретного учебного предмета, курса и его содержание;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД по курсу «окружающий мир» (УМК «пНШ»)
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
государственную символику России;
первый куплет и припев гимна России;
виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
правила поведения в городе во время экскурсии;
что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
название органов чувств и их функции;
названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
название каждого времени года и их последовательность;
основные признаки времен года;
правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
различать объекты природы и изделия человека;
различать объекты живой и неживой природы;
различать части растений, отображать их в рисунке;
приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
приводить примеры съедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод своего края;
ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская
башня).
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
написания на конверте своего адреса;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД по курсу «окружающий мир» (УМК «пНШ»)
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
В 1-ом классе выделяется несколько содержательных линий.
Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности.
В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой родного края. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).
Специфические особенности кvpca
1 . Программа учитывает специфику сельских начальных школ, где имеются возможности более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.
2.0сновной способ познания первого года обучения - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.
3. Знакомство с источниками информации об окружающем мире (адаптированные научные источники, справочная литература, наглядные пособия, первичное умение собирать информацию устно ( в беседах с информированными взрослыми - родителями, педагогами, агрономами, экологами, на уроках информатики и т.п.) и письменно (общение по средством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).
Методическое сопровождение
Учебники «Наш мир» для 1,2,3,4кл.
Тетради для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и задания» для 1.2,3 классов.
Учебник-хрестоматия «Давай знакомиться, мир» для 1-го класса.
«Наш мир знакомый и загадочный»
для 2,3,4 классов.
Методическое пособие для учителя
« Наш мир» для 1,2,3,4классов.
Тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта
«Перспективная начальная школа»
№
Тема урока
Тип урока.
1.Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)
Планируемые результаты
Кол-во часов
1
(предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Где живет семья Ивановых (с.3-5)
2
Содержание урока
Характеристика деятельности
Изучение нового (1 ч)
Личностные
(ученик должен знать)
3
Где живет семья Ивановых (с.3-5)
Мы познаем мир (с.6-7)
Урок-игра (1ч)
Познавательные
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы.
УУД
Знать : название своего поселка (города). Название своей улицы, номер своего дома, адрес школы.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Коммуникативные
Изучение нового (1 ч)
УУД
Дата
Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер).
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (на примере описания дороги от дома до школы).
УУД
Регулятивные
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ( рассказать о своих наблюдениях)
УУД
Познакомиться с правилами поведения в природе и обсудить их. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Знать : правила поведения в природе, признаки различных объектов природы.
Умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания.
Умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение слушать собеседника.
Подведение под понятие – признак предмета, определение с помощью чего познается окружающий мир. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.
1 нед.сент
Формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками. - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
2нед.сент
Умение слушать и вступать в диалог. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Умение включаться в работу. Моделировать различные ситуации поведения
Моделировать различные ситуации поведения
2нед.сент
Тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
2
Где живет семья Ивановых (с.3-5)
3
Урок-игра (1ч)
Мы познаем мир (с.6-7)
Изучение но
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер).
вого (1 ч)
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ( рассказать о своих наблюдениях)
Урок-экскурсия
Познакомиться с правилами поведения в природе и обсудить их. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Знать : правила поведения в природе, признаки различных объектов природы.
Умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Умение слушать собеседника.
Подведение под понятие – признак предмета, определение с помощью чего познается окружающий мир. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками. - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
2нед.сент
Моделировать различные ситуации поведения
Умение слушать и вступать в диалог. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Умение включаться в работу. Моделировать различные ситуации поведения
2нед.сент
Тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
№
Тема урока
Тип урока.
Кол-во часов
Планируемые результаты
(предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Содержание урока
Характеристика деятельности
(ученик должен знать)
Личностные
УУД
Познавательные
Коммуникативные
УУД
Дата
УУД
Регулятивные
УУД
14
Растения – часть живой природы (с.18-19)
Изучение нового (1 ч)
Растения разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения.
Знать общие признаки для всех растений; название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); название и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Умение договариваться, находить общее решение, работая в паре.
Умение быстро включаться в работу и осознавать, что надо делать в процессе решения поставленной задачи.
3нед. окт
Проектирование отдельного урока, в чём его отличие от традиционного урока
Ход урока
1. Оргмомент.
Итак, мы поиграли и вспомнили характеристики живой и неживой природы.
РУУД волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Проверка готовности к уроку.
2. - Посмотрите вокруг, а что у нас в классе можно отнести к живой природе? (растения).
Кууд
- Почему? (перечисляют характеристики живой природы).
- Ну-ка, проверяй дружок,
Ты готов начать урок?
умение слушать и вступать в диалог,
- А теперь отправимся в наше путешествие.
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Сели в вертолёт. Закрыли глаза. Представили, что мы с вами летим… Отклоняемся вправо, прямо, влево, вниз, вверх, прямо
(Дети выполняют движения, ориентируясь в пространстве).
Ручка, книжка и тетрадка?
Кууд Умение выражать свои мысли полно и точно;
- Посмотрите внимательно вокруг. Что вы видите? Что нас окружает? (Нас окружает мир природы, который не создан человеком, и изделия, которые созданы человеком).
Все ли правильно сидят?
Пууд
Все ль внимательно глядят?
логические
Открываются фотографии животного и растительного мира.
- Что увидели? На какие две группы можно разделить мир живой природы? ( Мир живой природы можно разделить на группу животных и группу растений).
анализ объектов с целью выделения признаков
-Проверим рабочие места. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие на вертолёте ( иллюстрация ). …
- Определение целей и сообщение темы урока
Рууд Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно
Лууд - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству
2. Актуализация темы и целей урока.
Пууд общеучебные, Выделение познавательной цели
Но перед путешествием давайте немного поиграем.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (будем говорить о растениях).
Кууд Умение выражать свои мысли полно и точно;
Лууд формирование установки на здоровый образ жизни
1.Игра «живое - неживое».
- Правильно, тема нашего урока «Растения – часть живой природы».
Пууд подведение под понятия, выведение следствий
Пууд логические - построение логической цепи рассуждений ,
- Какие цели мы должны тогда себе поставить на урок? (выяснить, что такое растение; узнать какие бывают растения, выяснить, что необходимо для роста растения , подтвердить знания о том, что растения – часть живой природы).
Класс делится на две команды.
Одна – живая природа.
Л ууд
- Как будем достигать наши цели? (дальше продолжать путешествовать в вертолёте, наблюдая за тем, что видим, а затем сделаем выводы).
Другая – неживая природа .
-Вспомним, что мы находимся в вертолёте.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе
Пууд Общеучебные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Пууд
Посмотрите на фотографии в телевизоре.
-развития познавательных интересов,
Динамическая пауза
Закрыли глаза. Представили, как мы с вами летим… Отклоняемся вправо, прямо, влево, вниз, вверх, прямо
Если увидите фото, которое обозначает ваше название команды, то вы встаёте, если – нет, то хлопаете в ладоши.
логические
(Дети выполняют движения, ориентируясь в пространстве ).
- Что видно только ночью? (звёзды), Один пастух тысячи овец пасёт (месяц); Летом греет, зимой холодит? (солнце); Без рук, без ног, а бежит? (вода); Дышит, растёт, а не ходит? (растение); Под мостиком виляет хвостиком (рыба); Ползун ползёт, иглы везёт (ёж).
- Что видно только ночью? (звёзды),
- Один пастух тысячи овец пасёт (месяц);
- Летом греет, зимой холодит? (солнце);
- Без рук, без ног, а бежит? (вода);
- Дышит, растёт, а не ходит? (растение);
- Под мостиком виляет хвостиком (рыба);
- Ползун ползёт, иглы везёт (ёж).
анализ объектов с целью выделения признаков
(каждый ответ сопровождается пояснением: живая природа – это то, что рождается, дышит, питаются, размножается, умирает; неживая природа – не обладает этими характеристиками).
Лууд формирование установки на здоровый образ жизни
Пууд
1.Открываем учебник на стр. 18-19. Присмотритесь, какие вы видите растения у Ивановых в саду из вертолёта?
логические
(Мы видим деревья. Узнали рябину у забора, берёзу, яблоню, грушу).
- Как одним словом назвать эти растения? Почему с вертолёта мы видим хорошо только их?
анализ объектов с целью выделения признаков
Рууд оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
(Это деревья. Они высокие, их хорошо видно).
- Давайте посмотрим в словаре, что означает слово «дерево».
Рууд контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
В словаре С.И.Ожегова написано: «Дерево - многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону хвойных и лиственных деревьев».
Лууд формирование адекватной позитивной осознанной самооценки
Л ууд Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе
Учитель: Что означает слово «деревцо»? Докажите, что деревцо относится к живой природе. Ответы детей
Динамическая пауза
-развития познавательных интересов,
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше.
Пууд
- Что нужно сделать, чтобы увидеть растения, которые ниже деревьев? (Спуститься на вертолёте на землю, подойти ближе).
логические
анализ объектов с целью выделения признаков
- Мы зашли в сад к Ивановым. Присмотритесь. Что увидели в саду кроме деревьев, которые вы перечисляли? ( подсказка внизу листа ).
Лууд формирование установки на здоровый образ жизни
( Мы видим малину, смородину, одуванчик, подорожник).
- Чем отличается малина, смородина, от деревьев? Используйте новые слова. Ответы детей
Лууд - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству
Пууд
2. Самостоятельная работа.
логические
анализ объектов с целью выделения признаков подведение под понятия, выведение следствий
С соседом по парте, соотнесите листья и растения. (Лист малины – с кустом малины; лист рябины – с деревом рябины; лист берёзы – с берёзой.)
3.Проверка самостоятельной работы.
Пууд обучение работе с разными видами информацией
Формирование умения поиска по условным обозначениям
- Как назвать одним словом малину и смородину?
Кууд Умение выражать свои мысли полно и точно;
( Кустарник).
Лууд формирование адекватной позитивной осознанной самооценки
- Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово.
Кууд управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
В словаре С.И.Ожегова такая запись: «Куст – растение с древовидными ветвями, начинающимися у самой земли». Чем похож и чем отличается куст от дерева? Докажите, что кусты относятся к живой природе.
Лууд - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству
Показ гербария: яблоня – малина; берёза – смородина и их веточек без листьев.
Л УУД. Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу
- Можно ли по веточкам определить, от дерева эта веточка или от куста?
Кууд учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем .
( Нужно видеть всё растение, чтобы не ошибиться и точно быть уверенны).
Кууд
- Чем занята Маша на рисунке в учебнике?
Умение выражать свои мысли полно и точно;
( Маша рыхлит землю вокруг садовой земляники).
- Для чего она это делает? К какой группе растений отнесём это растение? К деревьям или кустарникам? Ответы детей
Лууд формирование адекватной позитивной осознанной самооценки
- В словаре С.И. Ожегова сказано, что трава – небольшое растение с однолетним мягким зелёным стеблем. Как вы думаете, трава – часть живой природы? Докажите.
Рууд оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Динамическая пауза
Учитель показывает различные растения (осина, ромашка, шиповник, сирень, подорожник, малина, одуванчик, ель, сосна). Если дерево или название дерева – стоим руки вверх; куст или название кустарника – приседаем, руки в стороны; трава или название травянистого растения – приседаем, руки вниз.
5. Первичное закрепление.
- На какие группы можно разделить растения?
Дети группируют иллюстрации: дерево, кустарник, трава (на доске)
6. Обобщение приобретённых знаний.
- Откройте тетрадь на с. 15, № 13. Что видите? Какой знак для обозначения дерева поставим в левом нижнем углу? ( ствол и крона ) Для обозначения травы? ( три травинки )
Выполняем самостоятельно.
Дети: Есть изображение кустарника, а значка нет.
- Чем кустарник отличается от дерева и от травы?
(Несколько ветвей начинаются от самой земли, ветви древовидные).
- Каким значком можно обозначить кустарник? ( три кружочка, стволики ) Проверьте у себя работу, затем у соседа. Кто нашёл ошибки?
Посовещайтесь в парах и докажите, что растения, как и животные, относятся к живой природе.
(Им характерны рождение, дыхание, питание, рост, размножение, увядание (гибель)).
7. Практическое задание
- Вы сами можете в этом убедиться. В учебнике на стр. 19 изображён рисунок справа «Длительное наблюдение», что нам предлагают сделать авторы учебника? Попробуйте дома с кем-то из взрослых выполнить это задание. В классе посадим в баночку бобы на предметном кружке.
- Послушайте рассказ Л. Кона «Знакомься: это растения!» (хрестоматия, стр. 6). Что интересного узнали? Как человек должен относиться к природе? Ответы детей.
8. Итог.
- Какие цели ставили на урок?
Какие цели достигли?
Теперь встанем в круг, и каждый скажет, чему он научился на уроке, что узнал нового, что вспомнил?
Вы хорошо выполняли все задания, многому научились на уроке и многое узнали. Значит, наш урок прошел не зря. На этом урок закончен.
Кууд
умение слушать и вступать в диалог,
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Кууд Умение выражать свои мысли полно и точно;
Пууд
логические
анализ объектов с целью выделения признаков
Рууд Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно
Пууд общеучебные, Выделение познавательной цели
Лууд формирование установки на здоровый образ жизни
Итак, мы поиграли и вспомнили характеристики живой и неживой природы.
2. - Посмотрите вокруг, а что у нас в классе можно отнести к живой природе? (растения).
- Почему? (перечисляют характеристики живой природы).
- А теперь отправимся в наше путешествие.
Сели в вертолёт. Закрыли глаза. Представили, что мы с вами летим… Отклоняемся вправо, прямо, влево, вниз, вверх, прямо
(Дети выполняют движения, ориентируясь в пространстве).
- Посмотрите внимательно вокруг. Что вы видите? Что нас окружает? (Нас окружает мир природы, который не создан человеком, и изделия, которые созданы человеком).
Открываются фотографии животного и растительного мира.
- Что увидели? На какие две группы можно разделить мир живой природы? ( Мир живой природы можно разделить на группу животных и группу растений).
- Определение целей и сообщение темы урока
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (будем говорить о растениях).
- Правильно, тема нашего урока «Растения – часть живой природы».
- Какие цели мы должны тогда себе поставить на урок? (выяснить, что такое растение; узнать какие бывают растения, выяснить, что необходимо для роста растения , подтвердить знания о том, что растения – часть живой природы).
- Как будем достигать наши цели? (дальше продолжать путешествовать в вертолёте, наблюдая за тем, что видим, а затем сделаем выводы).
-Вспомним, что мы находимся в вертолёте.
Динамическая пауза
Закрыли глаза. Представили, как мы с вами летим… Отклоняемся вправо, прямо, влево, вниз, вверх, прямо
(Дети выполняют движения, ориентируясь в пространстве ).
1.Открываем учебник на стр. 18-19. Присмотритесь, какие вы видите растения у Ивановых в саду из вертолёта?
(Мы видим деревья. Узнали рябину у забора, берёзу, яблоню, грушу).
- Как одним словом назвать эти растения? Почему с вертолёта мы видим хорошо только их?
(Это деревья. Они высокие, их хорошо видно).
- Давайте посмотрим в словаре, что означает слово «дерево».
В словаре С.И.Ожегова написано: «Дерево - многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону хвойных и лиственных деревьев».
Учитель: Что означает слово «деревцо»? Докажите, что деревцо относится к живой природе. Ответы детей
Динамическая пауза
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше.
- Что нужно сделать, чтобы увидеть растения, которые ниже деревьев? (Спуститься на вертолёте на землю, подойти ближе).
- Мы зашли в сад к Ивановым. Присмотритесь. Что увидели в саду кроме деревьев, которые вы перечисляли? ( подсказка внизу листа ).
( Мы видим малину, смородину, одуванчик, подорожник).
- Чем отличается малина, смородина, от деревьев? Используйте новые слова. Ответы детей
Пууд Общеучебные
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Пууд
логические
анализ объектов с целью выделения признаков
Лууд формирование установки на здоровый образ жизни
Пууд
логические
анализ объектов с целью выделения признаков
Рууд оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Самостоятельная работа.
С соседом по парте, соотнесите листья и растения. (Лист малины – с кустом малины; лист рябины – с деревом рябины; лист берёзы – с берёзой.)
3.Проверка самостоятельной работы.
- Как назвать одним словом малину и смородину?
( Кустарник).
- Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово.
В словаре С.И.Ожегова такая запись: «Куст – растение с древовидными ветвями, начинающимися у самой земли». Чем похож и чем отличается куст от дерева? Докажите, что кусты относятся к живой природе.
Показ гербария: яблоня – малина; берёза – смородина и их веточек без листьев.
- Можно ли по веточкам определить, от дерева эта веточка или от куста?
( Нужно видеть всё растение, чтобы не ошибиться и точно быть уверенны).
- Чем занята Маша на рисунке в учебнике?
( Маша рыхлит землю вокруг садовой земляники).
- Для чего она это делает? К какой группе растений отнесём это растение? К деревьям или кустарникам? Ответы детей
- В словаре С.И. Ожегова сказано, что трава – небольшое растение с однолетним мягким зелёным стеблем. Как вы думаете, трава – часть живой природы? Докажите.
Динамическая пауза
Учитель показывает различные растения (осина, ромашка, шиповник, сирень, подорожник, малина, одуванчик, ель, сосна). Если дерево или название дерева – стоим руки вверх; куст или название кустарника – приседаем, руки в стороны; трава или название травянистого растения – приседаем, руки вниз.
Рууд контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Лууд формирование адекватной позитивной осознанной самооценки
Л ууд Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов,
Пууд логические анализ объектов с целью выделения признаков
Лууд формирование установки на здоровый образ жизни
Отличие работы по новым стандартам достижения проблемы
путь современной школы :
развивать умения
Достижения работы
1. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.
5.Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора
2. Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся
3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике)
4. Ученики делают вывод по теме.
6. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике
Нужно, учиться выбирать главное и интересное!
Достижения работы
7.Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст.
8.Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов
Оценка может быть и без отметки (без «5»,«4»,«3»,«2»!)
Дети будут оценивать себя сами!
Каждый может быть лучшим в чем-то своем!
Отличие работы по новым стандартам достижения
Отличие работы по новым стандартам достижения
Отличие работы по новым стандартам достижения
Отличие работы по новым стандартам достижения
Качества, которые пригодятся в современной жизни ребенку на выходе из школы, чтобы он был успешен!
- Умение ставить цель и добиваться ее
- Умение общаться
- Умение адаптироваться к ситуации
- Умение ориентироваться в мире
- Самостоятельно добывать и применять знания
- Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
- Сохранить здоровье …