СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности профориентационной беседы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит поверхностную информацию о построении, подготовки и проведении профориентационной беседы. Этот материал будет полезен тем, кто собирается проводить подобную работу.

Просмотр содержимого документа
«Особенности профориентационной беседы.»

Профориентационная беседа.

Место проведения: СОШ №6, с. Сумкино.


Ключевые проблемы и особенности, которые могут возникнуть в ходе беседы:

- у слушателя должна появиться потребность стать медицинским работником (для этого необходимо говорить не о внешней стороны Тобольского медицинского колледжа (далее ТМК), о сути медицинской специальности, о её актуальности для общества, о её престижности);

- не выпячивать национальный вопрос;

- не запугивать слушателей различными примерами;

- не придумывать и не приводить выдуманные примеры (не врать);

- не преподносить процесс обучения в ТМК как систему запретов;

- к коммерческим вопросам относится осторожно, не говорить лишнего;

- необходимо говорить только о положительном отношении к профессиональной деятельности и учёбе;

- слова беседующего должны не расходиться с его делами;

- желательно рассказать о досуговой деятельности студентов, о достижениях ТМК;


Задача беседы.

Главная и первостепенная задача профориентационной беседы – привести человека до порога ТМК, сформировать желание получить медицинскую специальность в ТМК. Для этого необходимо найти подход к каждому человеку. А для этого, в первую очередь, необходимо самому проникнуться в сферу ТМК, воспринять с любовью свою работу, иметь большое желание продолжать свою профессиональную деятельность. Работник ТМК, который ведёт профориентационную беседу – это некая воронка, пропустившая через себя педагогику, личное переживание с каждым студентом, набравшиеся определённого опыта и т.д.


Организационные моменты проведения профориентационных бесед.

1). Отсутствие частных целей.

Беседу строить на принципах сочувствия, сострадания, равенства в форме диалога. Не нужно рассчитывать, что вас будут слушать. Не нужно ждать супер реакции.

2). Установление дружественных отношений.

3). Следует затрагивать вопросы, связанные с жизнью человека. Это всегда актуально.

4). Задача такого рода встреч - разоблачение ложных представлений о врачах, о медицинских заведениях и медицины в целом.

5). Центром встреч должна быть речь об актуальности и престижности медицинской профессии.

6). Дать представления о жизни студента ТМК, его внешнем и внутреннем укладе. Научение основам нравственной, патриотической, профессиональной и пр. жизни.


Формы проведения профориентационных бесед:

- личная беседа.

- профориентационная беседа.

- открытые встречи.

- цикл регулярных встреч в группах.

- экскурсии по ТМК групп;

и пр.


Состав профориентационной группы.

Состав группы должен быть более 2-х человек. Одному человеку доверять нельзя. Сплоченная группа - это успех профориентационной работы.

Должности в группе: старший и «актёр(ы)». Старший в группе несет обязанности организационные. «Актёр(ы)» - демонстрируют небольшую инсценировку (не более 3-х минут): стихотворение, песню, сценка и пр. – на медицинскую тематику.

Накануне такой поездки необходимо собрать группу, для создания сценария проведения встреч.

После встречи необходимо осуществить запись удавшихся и неудавшихся методов проведения профориентационной работы. Нужно оценивать то, как прошла каждая встреча. Оставлять рекомендации и пожелания.


Сценарий встречи.

Для достижения успеха встречи необходимо тщательно продумывать сценарий выступления. Он должен иметь цель и хорошо разработанный план.

Особенно тщательно должна быть разработана тема встречи.

Необходимо учитывать состав аудитории.

Начинать и заканчивать должен старший. Перед началом выступления необходимо представиться не углубляясь в историю ТМК.

Необходимо чередовать небольшие выступления и инсценировки.

Сценарий может быть простым и прозрачным, либо сложным и интеллектуально запутанным, но предпочтительнее первое.

Желательно чтобы все члены группы участвовали в выступлениях. Либо если есть дополнительный состав, то группу можно разделить.

Должно быть учтено место для вопросов из зала.

Сценарий вещь подвижная, поэтому нельзя работать по одной схеме.


Подготовка и произнесение профориентационной речи.

Речь, которая произносится публично должна быть тщательно подготовлена и предварительно проговорена.

Необходима конкретная цель, чего необходимо добиться от слушателей. Речь должна иметь практическую ценность. Содержательным будет тот материал, в котором содержится что-то для жизни.

Речь должна соответствовать ситуации.

Необходимо говорить только правду. В противном случае либо лож умножится, либо будет потеряно уважение к выступающему.

Следует разнообразить речь дополнительными пояснительными материалами.

Подготовка речи:

Выступающий должен иметь стремление поделиться радостной вестью. Необходимо быть убежденным, что слушателем это также необходимо.

Должна хорошо быть продумана тема. Тема должна быть конкретной - конкретной позицией, точкой зрения.

Слова или мысли темы должны быть видны во всех частях.

Тема должна быть выношена и тщательно разработана.

Необходимо точно знать маршрут речи. Нельзя возвращаться к закрытому вопросу. Скакать с темы на тему.

Необходимо иметь рабочий план. Начало. Середина. Конец. При этом конец речи - это самое важное.

Составить план речи.

Следует использовать вводные слова для связи между частями речи.

Нежелательно пользоваться шпаргалками. Они чаще мешают и сбивают.

Необходимо продумать первую фразу и заключение, а остальное забыть и импровизировать.

Не рекомендуется без надобности употреблять сложные и малознакомые слова и термины.

Использовать только литературные слова и выражения.

Необходимо использовать самые железные факты.

Необходимо учитывать состав аудитории. Определить состав аудитории, интересы.

Произнесение речи:

Перед произнесением необходимо отдохнуть.

Произносить натощак. Лучше всего не пить.

Не разговаривать перед выступлением.

Голос должен звучать естественно.

Страх естественен. Он собирает человека и заставляет работать мозг. Волнение также естественно.

Аудитория и помещение

Необходимо узнать аудиторию.

Бояться следует малых аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.

Лучше проводить собеседования в небольших помещениях.

Необходим свежий воздух.

Освящение должно быть направлено на выступающего.

Не прятаться за столы, кафедры, трибуны.

Выступать на достойном фоне. Не допускать присутствие мусора, плакатов рядом с выступающими.

Нежелательно пользоваться микрофонами.

Продолжительность

3-4 минуты. Вообще длительность зависит от аудитории. Чем меньше времени на выступление, тем больше нужно времени на подготовку.

Необходимо быть человеколюбивым и говорить по возможности кратко. Коротко и понятно.

Лучше сказать мало, чем сказать плохо.

Внешний вид, манеры и жестикуляция

Выступающий должен иметь опрятный вид. Необходимо о себе позаботиться перед выступлением.

К месту, где надо будет говорить, надо проходить уверенным шагом, выпрямившись.

Стоять прямо развернув плечи. Ноги на ширине плеч. Не держать руки в карманах, не должны быть искусственно прижаты.

Жестикуляция должна быть умеренной.

При произнесении речи необходимо раскрывать рот.

Дышать необходимо животом.

Говорить надо перед собой, а не вниз и не в верх. Звук должен идти к людям. Разговаривать необходимо со всеми, а не только с какой-то группой.

Начало выступления и манера речи.

Встав перед аудиторией необходимо выйдя немного посмотреть на аудиторию, возможно немножко улыбнуться.

50% устойчивого мнения о человеке формируется в первые несколько секунд.

Вступление должно вызывать интерес к теме. Один из лучших способов увлечь, это показать, что тема интересна для слушателей.

Речь должна быть в целом единой.

Начать с похвалы. Перечисления достоинств.

Сделать небольшую паузу. Если сильно шумят, то можно окинуть взглядом аудиторию.

Реплики или выкрики лучшего всего использовать себе на пользу.

Решительность, смелость, настойчивость.

Необходимо задавать риторические вопросы.

Необходимо плавно вступать в речь.

Необходимо произносить, а не вспоминать, что было написано на бумажке.

Каждый из слушающих должен быть уверен, что оратор обращается к нему лично.

Говорить нужно спокойно и уверенно в разговорном тоне.

Вкладывать душу.

Говорить громко, отчетливо, сохраняя темп речи.

В публичной речи один сильнее многих.

Не следует повторять дважды одно и тоже слово.

Нельзя переходить на личности.

Всегда нужно ставить себя на место слушающих.

Спрашивайте, а не утверждайте.

Произносите речь не словами, а фразами.

В тексте необходимо должны быть паузы. Но нельзя ими перегружать речь.

Интонация должна быть естественной.

Речь говорится для аудитории, а не для себя.

Если начался шум, то либо надо говорить потише, либо замолчать.

Не принуждайте к ответам.

Не доказывайте очевидного и не доказывайте того, что сами недопонимаете.

Необходимо использовать наглядные примеры.

Вопросы из зала. Спор

Не следует бояться реплик из зала.

Ответы должны быть дельными, ясными и краткими.

Бросайте вызов, задевайте за живое.

Указывайте на ошибку косвенно.

Доказательство: от частного к общему; от обратного.

Заключение должно содержать выводы и призыв. Не должно заставать слушателя в расплох.

Уход с трибуны не должен производить впечатление бегства.


Возрастные особенности слушателей.

1). Средняя школа. От 11 до 14 лет.

До этого возраста все идет хорошо. После 10 лет дети начинают отказываться жить по правилам. Они хотят чего-то нового для себя. Они чувствуют себя маленькими профессионалами способными все оценить. Мечта любой детской субкультуры - это справедливый лидер. Подросток нуждается в деятельности вместе.

Если встреча проводится с позиции авторитета сверху вниз, то эффекта не достигнуть. Важнейшая задача - ответственность за ту сферу, в которой он считает себя взрослым.

Жизненно важной для подростков становится сфера половых отношений.

Главная задача этого возраста - самостоятельный выбор к дальнейшему жизненному пути.

Максимализм и попытка самоутвердиться - вот основные характеристики этого периода.

2). Старшая школа. Характерно желание об успешной карьере и красивой жизни, максимализм. Это стремление нужно использовать. У многих состоялся опыт отношений, т.е. актуальна тема любви и отношений.

Подростки хорошо идут на контакт. Уважают авторитетов.