СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психодинамических свойств у детей задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности психодинамических свойств у детей задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Особенности психодинамических свойств у детей задержкой психического развития»

Особенности психодинамических свойств у детей задержкой психического развития

На первый план в развитии детей c ЗПР выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. У детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности и импульсивности, слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот. Низкий уровень взаимоотношений не только внутри группы, но и с близкими. Отмечается низкий уровень притязаний на успех, они не уверены в своих силах, часто находятся в беспокойном состоянии. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". Такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Он не способен подчинятся к правилам дисциплины, к длительным интеллектуальным усилиям.

В основе нарушений эмоционально-волевой сферы лежат индивидуально-генетические особенности ребенка-темперамент. Учитывая их в воспитательном процессе, педагог может найти индивидуальный подход к ребенку, наладить положительный контакт, обеспечить ребенку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения, сохранить его психическое здоровье, добиться поставленных педагогически-коррекционных целей. Ведь расстройства в поведении возникают тогда, когда методы, средства воспитания и коррекции не соответствуют или даже противоречат его темпераменту. Педагог избежит многих ошибок, если знает некоторые особенности темперамента - холерического или сангвинического, флегматического или меланхолического.

У детей с нарушением интел­лекта развитие темперамента может оказаться извращенным. Основой является наследственный потенциал, гене­тическая программа формирования темперамента, на ко­торую накладывается груз врожденных поломок в нервной системе. Воспитательный момент у та­ких детей осложняется недоразвитостью интеллектуальной сферы. Органическое поражение центральной нервной системы, сопровождающееся нарушением интеллекту­ального развития, отрицательно влияет на формирование формально-динамических свойств психики ребенка и определяет такие темпераментальные особенности детей с нарушением интеллекта, которые следует учитывать при разработке практических коррекционных технологий.

Американские ученые С. Чесс и А. Томас выделяют девять параметров темперамента по которым можно определить врожденные свойства темперамента:

  1. Уровень общей активности

  2. Ритмичность деятельности организма

  3. Характер реакции на воздействие

  4. Реакция на новое (приспособляемость)

  5. Уровень интенсивности эмоциональных реакций

  6. Порог реактивность

  7. Качество настроения

  8. Способность к концентрации внимания

  9. Интервал внимания и настойчивости.

По мнению С.Чесса и А. Томаса 3-й, 4-й, 5-й, 7-й параметры темперамента играют решающую роль при определении того, насколько легко или трудно ребенку со взрослому, а взрослому с ним.

В дошкольном возрасте, на основе девяти параметров темперамента С. Чесса и А. Томаса, по критерию успешной социально-психологической адаптации выделяют три типа темперамента:

  1. Легкий темперамент. Более пяти параметров темперамента проявляются адекватно. Ребенок не проявляет выраженного своеобразия.

  2. Промежуточный темперамент. По 4-5 характеристикам наблюдается выраженное своеобразие.

  3. Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка своеобразные реакции.

Е.Тимошенко изучала темперамент у детей с ЗПР и выявила что преобладает трудный (44%) и промежуточный (28 %) темперамент по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых доминирует легкий темперамент (44%),а трудный темперамент рецессивный (20%).

Признаки трудного темперамента у дошкольников с ЗПР являются:

  • Повышенная моторная активность

  • Высокая отвлекаемость

  • Низкая выносливость

  • Нарушения настроения

Огромное значение имеет реакция окружающих ребенка людей. Для наилучшего развития личности важно, чтоб ребенка искренне принимали и понимали и на этой основе строили взаимоотношения с ним. Темпераментные характеристики могут корректироваться при правильном воспитании