Просмотр содержимого документа
«Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9, 11 классов при подготовке к ГИА»
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9, 11 классов при подготовке к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) Подготовила педагог-психолог МКОУ Новочановской СОШ Котлярова А.П. август, 2016
Готовность выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
- понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ могут быть выделены следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Психолого-педагогическое сопровождение
создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ребенка, его потенциальные ресурсы, способствующие личностному и интеллектуальному развитию
обучающегося.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
- поиск, адаптация и разработка необходимого методического материала;
- создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;
- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого обучающегося;
- развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у обучающихся;
- оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки выпускников к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения на уровне ОО
Деятельность педагога-психолога направлена на :
- разработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке обучающихся к ГИА;
- разработку и реализацию программы психологической поддержки субъектов образования (педагогов, родителей);
- разработку методических рекомендаций по психологической подготовке к ЕГЭ и ГИА для учителей и родителей.
Формы и методы работы:
- групповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренинга;
- проведение семинаров для учителей-предметников;
- групповые и индивидуальные консультации;
- тренинги;
- родительские собрания и др.
Документация по п-п сопровождению ГИА педагога-психолога МКОУ Новочановской СОШ
Циклограмма работы по психологическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках подготовки к ГИА
Программа сопровождения ГИА
Психологическое сопровождение субъектов образования в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА
- «Программа психологической подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ и ГИА» (18ч)
Цели программы : формирование психологической готовности учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА; развитие умений и навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
- развитие уверенности в себе, выработка индивидуальной стратегии поведения в период подготовки и сдачи экзамена;
- создание условий для развития навыка постановки и достижения целей;
- обучение учащихся эффективным способам работы с текстом, способам запоминания;
- освоение учащимися методами и приемами саморегуляции, мобилизации, способами управления стрессом.
Интернет-источники
Официальный сайт МКОУ Новочановской СОШ http://www.s_novochan.bar.edu54.ru/p31aa1.html
Психолого-педагогическое сопровождение на уровне класса 2015-2016 уч.г. ШКОЛА ЗАВУЧА 24.11.2015
Школьный округ Пробный экзамен у 9-ти классников (19.04.2016)
Деятельность классного руководителя направлена на:
- информирование и осуществление постоянной связи между субъектами системы (обучающимися, учителями-предметниками, родителями, администрацией);
- формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
- оказание всесторонней поддержки выпускников на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ и ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
- ориентировка учащихся на действие , как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Деятельность учителей-предметников
- обеспечение предметной готовности выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА (организация повторения изученного материала по отдельным темам содержания образования; ознакомление учащихся с требованиями оформления тестов (КИМов), критериями оценивания работы и др.)
- обеспечение предметной готовности выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА (организация повторения изученного материала по отдельным темам содержания образования; ознакомление учащихся с требованиями оформления тестов (КИМов), критериями оценивания работы и др.)
Формы и методы работы:
- проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися учебной программы; проведение групповых занятий в рамка базисного учебного плана; проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами; проведение пробного тестирования.
- проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися учебной программы;
- проведение групповых занятий в рамка базисного учебного плана;
- проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами;
- проведение пробного тестирования.
Что такое психологическая поддержка?
- Психологическая поддержка – это процесс:
Необходимо:
- забыть о прошлых неудачах;
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- помочь обрести уверенность в том, что человек справится с данной задачей;
- который помогает поверить в себя и в свои способности;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
- который помогает избежать ошибок;
- который поддерживает при неудачах.
Как оказывать психологическую поддержку? Правила для взрослых
- Опираться на сильные стороны.
- Избегать подчеркивания промахов.
- Уметь помочь выпускнику разбить большие задания на долее мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- Проводить больше времени.
- Знать обо всех попытках справиться с заданием.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм.
Психологическое сопровождение субъектов образования в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА ( подробности – на сайте www.niro.nnov.ru )
Для педагогов-психологов
Для учителей-предметников:
- модуль «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования в процессе подготовки к ЕГЭ» (36ч.)
- « Конфликтология» (12ч.);
- «Тренинг разрешения конфликтных ситуаций»
(12-18ч.)
- Блог «Как психологически подготовить учащихся к ЕГЭ?» http://www.openclass.ru/blogs/25144
- «Тренинг профилактики эмоционального выгорания» (12-18ч.)
- Семинар-тренинг «Стресс. Профилактика и управление стрессом» (12-18ч.)
- Практикум «Основные трудности ЕГЭ и стратегии психологической поддержки» (8 ч.)
- Методические рекомендации
Тест «Мое самочувствие»
- У меня часто плохое настроение, я плачу.
- При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.
- Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
- Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
- Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих)
- В последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.
- Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.
- В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.
- Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.
- Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Как вести себя на экзамене?
- После вскрытия пакета с экзаменационными заданиями, внимательно и аккуратно заполните регистрационный бланк во избежании ошибок, которые существенно затруднят работу экспертов и операторов.
- Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы.
- Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны, так как они расположены по нарастанию трудности.
- Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему; вернетесь к нему, если после выполнения всей работы у вас останется время.
- Разумно используйте черновик.
- Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, так как за выполнение различных по сложности заданий дается 1 или более баллов.
- Все записи выполняйте аккуратно и разборчиво, соблюдайте требования к оформлению решения и записи ответа.
Способы снятия нервно-психического напряжения
- Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
- Спортивные занятия.
- Контрастный душ.
- Стирка белья.
- Мытье посуды.
- Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
- Скомкать газету и выбросить ее.
- Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
- Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
- Слепить из газеты свое настроение.
- Закрасить газетный разворот.
- Громко спеть любимую песню.
- Покричать то громко, то тихо.
- Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
- Смотреть на горящую свечу.
- Вдохнуть глубоко до 10 раз.
- Погулять в лесу, покричать.
- Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
Издательский дом 1 сентября Общероссийский проект « Школа цифрового века»
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://5psy.ru/obrazovanie/rabota-s-obrazami-kak-podderjat-vypusknikov-pered-gia-i-ege.html
- http://ppt4web.ru/pedagogika/psikhologopedagogicheskoe-soprovozhdenie-subektov-obrazovanija-v-processe-podgotovki-k-gia.html
- My.1september.ru ЕГЭ с точки зрения учителя
- http://www.s_novochan.bar.edu54.ru/p31aa1.html