Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верейская средняя общеобразовательная школа № 1
Доклад на тему:
Особенности работы учителя при введении ФГОС
Учитель русского языка и литературы Ларина О.В.
30 марта 2016 год
Особенности работы учителя при введении ФГОС
Введение новых стандартов предъявляет новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Результатом образования школьника должны стать не только знания по конкретному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Такого результата можно достичь через:
- преемственность между всеми ступенями образования - готовности учителей среднего звена сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы;
- освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.
Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?
Изменился учебно-методический комплекс. В учебнике появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Например, проект «Скороговорки» в русском языке. Задача учителя – научиться работать с проектами сначала самому, а потом объяснить детям. Чтобы сделать удачный проект, нужно, прежде всего, заинтересовать ребенка в выполнении проекта, объяснить план действия, помочь в подготовке. Также в учебнике есть страничка для любознательных, где написана дополнительная информация. Например. По русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова.( Проектная работа « Энциклопедия одного слова – СЧАСТЬЕ).
Произошли изменения в организации урока. Слова К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Задача учителя стремиться к тому, чтобы ученики сами формулировали тему урока, сами объясняли, зачем нужно изучать эту тему.
По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Например, при выполнении задания по русскому языку ученики ставят на полях оценку, в зависимости от того, как ребёнок справился. Если он считает, что всё выполнил правильно, чисто, без ошибок, написал красивым почерком, то ставит себе определенные символы( оценку).
На завершающемся этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли они своей цели или нет, смогли они все понять или где-то есть затруднения. Например,
Задание на самоанализ
Закончите предложения:
На уроках по теме «Предложение. Повторение» я:
- узнал (а)… я не знал (а)…
- понял (а)… не умел (а)…
-научился (лась)… научился (лась)…..
Задание на самооценку
Закончите предложение:
Я … (очень, не очень) доволен (льна) объявлением, которое составил(а) и написал(а)………………………….( сам(а), с помощью сверстника, учителя).
Различаются традиционный и современный уроки деятельностью учителя и учащегося на уроке.
Ученик, ранее присутствовавший и пассивно исполнявший указания учителя на уроке традиционного типа, теперь активно включён в деятельность. А учитель призван ненавязчиво осуществлять управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся.
Изменились формы организации деятельности учащихся. Ученики на уроке работают в парах, в группах, самостоятельно, что способствует развитию коммуникативных навыков. С соседом в паре или с ребятами в группе можно посоветоваться, поделиться мыслями и совместно выбрать оптимальный вариант выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.
Изменилась система контроля результатов. В диагностические работы включены нестандартные задания, которые направлены на развитие логического мышления, творчества и умения применять знания в жизни.
Особенности современного урока
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач(чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует(чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме ««Буквы о-а в корнях –раст-, -ращ-,-рос»» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.
Создание проблемной ситуации
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Буквы о-а в корнях –раст-, -ращ-,-рос»
1) Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
– Все слова смогли проверить? (нет)
– Почему? (правило не подошло)
– А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
–Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –раст-, -ращ-, -рос-) Запишите тему урока.
2. Составление кластера. Составление кластера на уроках русского языка и литературы помогает включить детей в проблемную ситуация.
Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

![]()
Конечно, ФГОС несет много положительного – это и сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование, и поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Но в процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы:
Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
Переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя, так и у ребенка.
Увеличение документации.
Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современное оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
Особенности работы учителя при введении ФГОС
Введение новых стандартов предъявляет новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Результатом образования школьника должны стать не только знания по конкретному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Такого результата можно достичь через:
- преемственность между всеми ступенями образования - готовности учителей среднего звена сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы;
- освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.
Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?
Изменился учебно-методический комплекс. В учебнике появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Например, проект «Скороговорки» в русском языке. Задача учителя – научиться работать с проектами сначала самому, а потом объяснить детям. Чтобы сделать удачный проект, нужно, прежде всего, заинтересовать ребенка в выполнении проекта, объяснить план действия, помочь в подготовке. Также в учебнике есть страничка для любознательных, где написана дополнительная информация. Например. По русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова.
Произошли изменения в организации урока. Слова К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Задача учителя стремиться к тому, чтобы ученики сами формулировали тему урока, сами объясняли, зачем нужно изучать эту тему.
По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Например, при выполнении задания по русскому языку ученики ставят на полях оценку, в зависимости от того, как ребёнок справился. Если он считает, что всё выполнил правильно, чисто, без ошибок, написал красивым почерком, то ставит себе определенные символы( оценку).
На завершающемся этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли они своей цели или нет, смогли они все понять или где-то есть затруднения. Например,
Задание на самоанализ
Закончите предложения:
На уроках по теме «Предложение. Повторение» я:
- узнал (а)… я не знал (а)…
- понял (а)… не умел (а)…
-научился (лась)… научился (лась)…..
Задание на самооценку
Закончите предложение:
Я … (очень, не очень) доволен (льна) объявлением, которое составил(а) и написал(а)………………………….( сам(а), с помощью сверстника, учителя).
Различаются традиционный и современный уроки деятельностью учителя и учащегося на уроке.
Ученик, ранее присутствовавший и пассивно исполнявший указания учителя на уроке традиционного типа, теперь активно включён в деятельность. А учитель призван ненавязчиво осуществлять управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся.
Изменились формы организации деятельности учащихся. Ученики на уроке работают в парах, в группах, самостоятельно, что способствует развитию коммуникативных навыков. С соседом в паре или с ребятами в группе можно посоветоваться, поделиться мыслями и совместно выбрать оптимальный вариант выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.
Изменилась система контроля результатов. В диагностические работы включены нестандартные задания, которые направлены на развитие логического мышления, творчества и умения применять знания в жизни.
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует(чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме ««Буквы о-а в корнях –раст-, -ращ-,-рос»» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.
Создание проблемной ситуации
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Буквы о-а в корнях –раст-, -ращ-,-рос»
1) Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
– Все слова смогли проверить? (нет)
– Почему? (правило не подошло)
– А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
–Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –раст-, -ращ-, -рос-) Запишите тему урока.
2. Составление кластера. Составление кластера на уроках русского языка и литературы помогает включить детей в проблемную ситуация.
Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

![]()
Конечно, ФГОС несет много положительного – это и сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование, и поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Но в процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы:
Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
Переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя, так и у ребенка.
Увеличение документации.
Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современное оборудование не дадут результата, если не начать с себя.