«Особенности работы учителя в условиях малокомплектной школы»
В работе малокомплектных школ есть своя особая специфика и свои трудности, которые носят не только организационно-педагогический, но и психологический характер, связанный с работой учителя с несколькими классами. Преодоление этих трудностей позволит значительно улучшить учебно-воспитательную работу малокомплектных школ.
Развитие малокомплектной школы (МКШ) провозглашается общегосударственной задачей. МКШ всегда занимала особое место, так как была не только образовательным учреждением, а социальным институтом многоаспектного и концентрированного влияния на культуру сельского социума, конструктивным фактором преобразований на селе.
В материале рассматриваются вопросы рационализации и повышения эффективности труда учителя малокомплектной школы. Данные примеры привлекут внимание учителя, помогут ему критически переоценить и усовершенствовать свою практику, повысить культуру и эффективность педагогического труда.
Учебные занятия с несколькими классами являются сложным и трудным педагогическим процессом для учителя. В этих условиях большое значение имеет правильно составленное расписание уроков, призванное обеспечить организацию детей в классе с различным уровнем знаний и возраста, с их различными программами, рациональное распределение предметов по времени или совмещение их.
Расписание и планирование уроков, самостоятельная работа учащихся на уроках в малокомплектной школе могут явиться примером продуманной работы учителя, обеспечивающего высокие результаты в обучении и воспитании младших школьников.
Даны примерные планы в малокомплектной школе, работа учителя с несколькими классами, самостоятельная работа учащихся.