«Особенности традиционного обучения в отличии от интерактивного обучения (обучение в сотрудничестве)»
Традиционное обучение | Интерактивное обучение |
1. Цель |
Передача умений, знаний, попутное воспитание, передача социального опыта. | Содействие самореализации и самоутверждения личности. Создание условий при которых ученик сам приобретает знания. |
2. Преобладающий характер и стиль взаимодействия учителя — ученика или учителя и учеников. |
Лекционный стиль преподавания материала, одиночная работа ученика по усвоению материала. | Групповая работа учеников, коллективное решение поставленной учителем задачи. |
3. Роль учителя в процессе образовательной деятельности. |
Носитель информации, хранитель норм и традиций. | Организатор сотрудничества, консультант. |
4. Роль ученика в процессе обучения. |
Пассивная – активность очень низкая | Активность высокая - постоянное сотрудничество и коммуникация. |
5. Особенности и типы уроков. |
Ученики работают индивидуально. На групповую и коллективную работу смотрят как на уход от ответственности. | Поощряется групповая работа. Создание проектов, дискуссии, дебаты, Диалог, самооценка, рефлексия. |
6. Технологии обучения. |
Репродуктивный метод, который не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал. Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности. | Пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности ученика. |
7. Методы обучения. |
Иллюстративно-объяснительные, информационные. | Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
8. Формы обучения. |
1.Классно-урочная форма обучения. 2.Лекции. 3. Практические занятия 4. Лабораторные занятия. 5. Контрольные работы. | Для эффективной подачи знаний на уроках по инновационному методу учитель использует: - работу в малых группах, разбивая учеников на пары, тройки и т. д.; - методику карусели; - эвристические беседы; - лекции, изложение которых является проблемным; - методику мозговых штурмов; - деловые игры; - конференции; - семинары в форме дебатов или дискуссий; - средства мультимедиа. |
9. Средства обучения. |
Ведущее средство — живое слово. Меловая доска, мел, учебники, книги. | Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие ученика с учителем. Педагог уступает свою активность детям, создавая условия для проявления их инициативы. Школьники являются полноправными участниками таких уроков. При этом их опыт так же важен, как и опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает своих учеников к поиску. Интерактивная доска, мобильные устройства, интерактивный стол, интерактивная система опроса, интерактивные программы (приложения) и электронные образовательные ресурсы. |
10. Специфика домашнего задания. |
Одно и то же задание всему классу. Знание –понимание - воспроизведение | Задание по выбору, вариативность выбора Д/З учеником. Рефлексия и самооценка. Знание – анализ-синтез – творческое применение знаний. |
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.