СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения

Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения»


Психолого-педагогическая характеристика

учащихся

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения

В состав группы детей, занимающейся физической культурой, в школе-интернате входят слепые дети. Нарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в огра­ничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь про­цесс формирования и развития личности. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врож­денные - обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения; приобретенные - последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга. Время наступле­ния зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и фи­зического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше выражены вторичные отклонения. Отсутствие визуальной ориентировки наи­более заметно сказывается на двигательной сфере. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера.

Слепые дети - это дети с полным отсутствием зрения. Возможно сохранение светоощущения, или остаточного зрения (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Важнейшим фактором ориентировки слепых детей в окружающей действи­тельности является усиленная ориентировочная реакция на звуки. Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и требует обязатель­ного применения специальных коррекционно-педагогических средств воздей­ствия.

Слепота обусловливает задержки в формировании движений, изменения в эмоционально-волевой сфере, проявление негативизма, хотя слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализа­торную сеть. В процессе воспитания и обучения отрицательные явления слепо­ты постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Из-за того, что ребенок осознает свой дефект как ненормальность, у него возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения и взаимодействия этого ребенка с окружающими его людьми. Выпадение из коллектива или затруднение социального развития, в свою очередь, обеспечивает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном процессе развития возникают непосредственно с развитием коллективной деятельности ребенка.

Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей. Таких как, изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

У данных слепых детей снижена двигательная активность, нарушена координация, точность, объема движений, нарушено сочетание движений глаз, головы, тела, рук и др.

Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.

В тоже время, однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания. На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.

Компенсация и коррекция в ходе занятий физической культурой для слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия. При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.