СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Осторожно, дорога!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест – игра по правилам дорожного движения для младших школьников (2-4 класс)!

Просмотр содержимого документа
«"Осторожно, дорога!"»

14



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

 

 


 

 

 

«Осторожно, дорога!»

 

 

Квест – игра по правилам дорожного движения для младших школьников (2-4 класс)

 



 

Выполнила: Эльтикова Виктория Владимировна,

учитель начальных классов


 


 



Йошкар-Ола

2024


Содержание

  1. Введение

    1. Актуальность

    2. Цель

    3. Задачи

    4. Оборудование

    5. Инструкция прохождения квеста

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Список используемой литературы





















Введение

Актуальность:

Проблема безопасности дорожного движения в современном мире приобрела катастрофические масштабы. Статистика неумолимо свидетельствует о ежегодном росте числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых страдают не только взрослые, но и дети. Это делает задачу обучения школьников правилам дорожного движения (ПДД) не просто важной, а критически необходимой. Эффективность традиционных методов обучения ПДД, таких как лекции и заучивание правил, оставляет желать лучшего. Современные дети, выросшие в эпоху гаджетов и интерактивных развлечений, требуют новых подходов к обучению. Поэтому перед педагогами стоит вызов – разработать методики, которые не просто передают информацию, а вовлекают учащихся в активное познавательное взаимодействие.

В нашей школе мы активно экспериментируем с различными формами обучения ПДД, стремясь найти оптимальное сочетание эффективности и увлекательности. Простая передача знаний часто оказывается малоэффективной, поскольку не учитывает особенности восприятия информации у детей разного возраста и темперамента. Поэтому мы пришли к выводу, что наиболее подходящей формой является квест.

Квест – это не просто игра, а интерактивная обучающая технология, идеально соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, ориентированного на деятельностный подход к обучению. Квест-технология позволяет детям самостоятельно добывать знания, систематизировать их и применять на практике, что значительно повышает эффективность усвоения материала. В отличие от пассивного слушания лекции, квест стимулирует активность, развивает командный дух, способствует развитию критического мышления и умения работать с информацией.

Квесты по ПДД разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, для младших классов создаются квесты с яркими визуальными элементами, простыми заданиями и элементами игрового сюжета. Например, дети могут играть роль детективов, расследующих "дорожно-транспортное происшествие" и находящих виновника, используя знания ПДД. Для старших классов квесты сложнее – они включают в себя решение логических задач, работу с картами, анализ дорожных ситуаций на основе видеоматериалов и применение знаний о знаках и разметке.

Каждый квест состоит из нескольких этапов, каждый из которых представляет собой отдельное задание или головоломку, связанную с правилами дорожного движения. Задания могут быть разнообразными: разгадывание ребусов и кроссвордов, отвечать на вопросы викторины, разбор дорожных ситуаций, создание собственных плакатов по ПДД, использование мобильных приложений с дополненной реальностью для визуализации дорожных знаков.


В процессе прохождения квеста дети учатся работать в команде, распределять роли, обсуждать и принимать решения совместно. Они развивают навыки коммуникации, учатся слушать друг друга и принимать во внимание разные точки зрения. Кроме того, квест позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого участника, что способствует развитию самооценки и самосовершенствования.

Важно отметить, что квесты по ПДД – это не просто развлечение. Это эффективный инструмент обучения, который помогает детям усвоить важные знания и приобрести практические навыки, необходимые для безопасного поведения на дороге. После прохождения квеста дети не только знают правила, но и понимают их важность, что значительно повышает вероятность их соблюдения в реальной жизни. Мы также используем обратную связь, анализируя результаты квестов, чтобы совершенствовать методику и делать её ещё более эффективной. Включение элементов соревнования и присуждение наград только усиливает мотивацию детей к учению. В будущем, мы планируем расширить и углубить использование квест-технологии, включив в него более современные технологии, такие как виртуальная реальность и искусственный интеллект, чтобы сделать обучение еще более интересным и эффективным. Мы уверены, что такой инновационный подход к обучению ПДД поможет сократить количество детских дорожно-транспортных происшествий и сделать дороги безопаснее. 

Цель:

 пропаганда соблюдения ПДД и привитие культуры поведения на дороге;

 

Задачи:

  закрепить знания детей по ПДД в процессе игровой деятельности;

  развивать навыки применения ПДД у обучающихся;

  воспитывать у школьников культуру поведения на улицах и дорогах;

  развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление;

  создавать благоприятную эмоциональную среду для детей;

 

 

Оборудование:

К заданию 2.  3 конверта со знаками-пазлами (предупреждающий, запрещающий и информационно-указательный):

К заданию 3. Одинаковые книги (по количеству членов команды), картонные рули, карточки с сигналами светофора – красным и зеленым;

К заданию 4. Презентация или карточки с ребусами;

 

Инструкция прохождения квеста:

Учащиеся разбиваются на 6 команд. Капитаны получают маршрутные листы. (приложение №1) Для выполнения заданий на каждом этапе отводится 3-4 минуты. Оценивается количество и качество выполнения заданий.

 

Игра состоит из шести этапов:

Перекрёсток Загадок

Улица Неизвестных знаков

Дорога

Переулок Ребусов

Остановка «В гостях у сказки»

Островок безопасности

 

Время проведения квеста – урок.

Максимальное количество баллов – 45

















Основная часть

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы проводим квест-игру  по правилам дорожного движения. С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.  Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улицах.
Сейчас мы проверим, какая из команд лучше знает правила дорожного движения.

 Всем желаем успехов!

 

 

Разминка (для всех команд)

Сейчас я проверю, готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет) 
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да) 
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет) 
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет) 
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да) 
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет) 
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет) 
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

1. Перекрёсток Загадок.   10 баллов.

1. Я по городу иду,
    Я в беду не попаду.
    Потому что твёрдо знаю - 
    Правила я выполняю.   (Пешеход)

 

2. Тянется нитка, среди полей петляя.

    Лесом, перелесками без конца и края.

    Ни ее порвать, ни в клубок смотать.   (Дорога.)

 

3. Эту ленту не возьмёшь

    И в косичку не вплетёшь.

    На земле она лежит,

    Транспорт вдоль по ней бежит.   (Дорога)

4. Два брата убегают, а два догоняют?

    Что это?     (Колёса.)

5. Две дороги долго шли
    И друг к дружке подошли.
    Ссориться не стали,
    Пересеклись и дальше побежали.
    Что это за место,
    Всем нам интересно.  (Перекрёсток)                                                    

6.   Тихо ехать нас обяжет,
      Поворот вблизи покажет
      И напомнит, что и как,
      Вам в пути…      ( дорожный знак)

7.  Наш автобус ехал-ехал,
     И к площадочке подъехал.
     А на ней народ скучает,
     Молча транспорт ожидает.  (Остановка)

8.   Двух колёс ему хватает,

      И мотор не подкачает.

      Нужно только завести –

      И счастливого пути!   (Мотоцикл)

9. Шли из школы мы домой

    Видим знак над мостовой.

    Круг, внутри велосипед

     Ничего другого нет.  (Велосипедная дорожка)

10.  Рядышком с шоссе лежит,

       По ней транспорт не бежит.

       Ну, а, если вдруг беда,

       То съезжают все сюда.  (Обочина)

2. Улица Неизвестных знаков.  9 баллов (по 3 балла за каждый знак)

Цель этого этапа: вспомнить на какие 3 основные группы делятся дорожные знаки, уметь «читать» и воспроизводить по памяти

-На этой улице мы с вами поговорим о дорожных знаках.

Ведущий  прикрепляет на доску табличку «дорожные знаки».

– Скажите, на какие 3 основные группы делятся все знаки?

Ведущий эти слова прикрепляет на доску.

– Давайте вспомним эти дорожные знаки.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Запрещающие знакиИзображения и цифры, нарисованы внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает.

Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.

                         

 

Собрать знак-пазл и объяснить его.  


3.  Дорога.  Игра «Водитель грузовика» (по 5 баллов, если доехали без ошибок, и 2 балла, если кто-то не доехал до пункта назначения)


Описание. Игроки выстраиваются в одну шеренгу. Каждый участник – водитель грузовика. На голове у игроков – книга - груз, в руках – руль. Перед участниками на разном расстоянии стоят помощники с карточками - сигналами светофора – красным и зеленым. Они по очереди «зажигают» эти сигналы. Задача каждого игрока «доехать» до конечной точки, не уронив груз и не нарушив Правила дорожного движения (Если загорается красный – нужно остановиться, зеленый – продолжать движение). Те, кто нарушает правила, выбывают из игры. Сложность игры заключается в том, что помощники могут несколько раз показать один и тот же сигнал, а участникам нужно вовремя сориентироваться.

 

4. Переулок Ребусов.  10 баллов

 

  дорога

 

 

 

 

 улица

 

 

тротуар

 

 

  машина

  светофор

 

пешеход

зебра

авария

 

пассажир

пешеход

 

 

5. Остановка «В гостях у сказки» 5 баллов (по одному за каждый правильный ответ)

- По прослушанному отрывку назовите литературное произведение и его автора.

 

1. На площади катались множество детей. Те, кто были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали, таким образом, довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его откуда-то прикатили большие сани, выкрашенные в белый цвет. Сани объехали кругом площади два раза; мальчик живо привязал к ним свои санки и покатил.

Г. Х. Андерсен "Снежная королева"

 

2. Однажды на трамвае

    Он ехал на вокзал.

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

"Глубокоуважаемый,

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо уходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить!"                                С.Я. Маршак "Вот какой рассеянный"

 

3. А наварил он ее столько, что тут, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был в каше дорогу проедать. Только никто на это не жаловался: очень уж была каша вкусная и сладкая.

Братья Гримм "Горшок каши"

 

4. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сидение для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень... Такие газированные автомобили были очень распространены среди коротышек.

Н. Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"

 

5. Тем временем король, проезжая мимо, заметил по пути прекрасный замок, и пожелал войти туда. Кот услыхал, как гремят по подъемному мосту колеса королевской кареты и, выбежав навстречу, сказал королю: "Добро пожаловать в замок, ваше величество!"

Шарль Перро "Кот в сапогах»

 

6. «Островок безопасности» 6 баллов (За правильный разбор ситуации – 2 балла).

1 Ситуация. Ребенок с мамой первый выпрыгнул из автобуса и побежал через дорогу сзади автобуса.       Исправить все ошибки в этой ситуации.


2 Ситуация. Годовалый ребенок ползает по всей машине, папа в это время едет и разговаривает по телефону.   Исправить все ошибки в этой ситуации.


3 Ситуация. Ребенок переходит спокойно дорогу по пешеходному переходу, при этом на него мчится с огромной скоростью автомобиль.   Исправить все ошибки в этой ситуации.

Подведение итогов.

Награждение команд.

 

Пока подсчитывают баллы со всеми командами проводится

 игра «Разрешается  -  запрещается».

- Играть на мостовой…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

 

 

 















Список используемой литературы:

1. Блохин А.О шинах и машинах. М.,1979.

2. Дорохова. К. Красный, жёлтый, зелёный. М.,1975.

3. ped – kopilka.ru

4. ruspdd.ru

5. dirtyhippy.ru

       
















Приложение №1

Маршрутный лист № ____  

Перекрёсток Загадок

 

Улица Неизвестных знаков

 

Дорога

 

Переулок Ребусов

 

Остановка « В гостях у сказки »

 

Островок безопасности

 

Количество набранных баллов______________________