14
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
«Осторожно, дорога!»
Квест – игра по правилам дорожного движения для младших школьников (2-4 класс)
Выполнила: Эльтикова Виктория Владимировна,
учитель начальных классов
Йошкар-Ола
2024
Содержание
Введение
Актуальность
Цель
Задачи
Оборудование
Инструкция прохождения квеста
Основная часть
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность:
Проблема безопасности дорожного движения в современном мире приобрела катастрофические масштабы. Статистика неумолимо свидетельствует о ежегодном росте числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых страдают не только взрослые, но и дети. Это делает задачу обучения школьников правилам дорожного движения (ПДД) не просто важной, а критически необходимой. Эффективность традиционных методов обучения ПДД, таких как лекции и заучивание правил, оставляет желать лучшего. Современные дети, выросшие в эпоху гаджетов и интерактивных развлечений, требуют новых подходов к обучению. Поэтому перед педагогами стоит вызов – разработать методики, которые не просто передают информацию, а вовлекают учащихся в активное познавательное взаимодействие.
В нашей школе мы активно экспериментируем с различными формами обучения ПДД, стремясь найти оптимальное сочетание эффективности и увлекательности. Простая передача знаний часто оказывается малоэффективной, поскольку не учитывает особенности восприятия информации у детей разного возраста и темперамента. Поэтому мы пришли к выводу, что наиболее подходящей формой является квест.
Квест – это не просто игра, а интерактивная обучающая технология, идеально соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, ориентированного на деятельностный подход к обучению. Квест-технология позволяет детям самостоятельно добывать знания, систематизировать их и применять на практике, что значительно повышает эффективность усвоения материала. В отличие от пассивного слушания лекции, квест стимулирует активность, развивает командный дух, способствует развитию критического мышления и умения работать с информацией.
Квесты по ПДД разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, для младших классов создаются квесты с яркими визуальными элементами, простыми заданиями и элементами игрового сюжета. Например, дети могут играть роль детективов, расследующих "дорожно-транспортное происшествие" и находящих виновника, используя знания ПДД. Для старших классов квесты сложнее – они включают в себя решение логических задач, работу с картами, анализ дорожных ситуаций на основе видеоматериалов и применение знаний о знаках и разметке.
Каждый квест состоит из нескольких этапов, каждый из которых представляет собой отдельное задание или головоломку, связанную с правилами дорожного движения. Задания могут быть разнообразными: разгадывание ребусов и кроссвордов, отвечать на вопросы викторины, разбор дорожных ситуаций, создание собственных плакатов по ПДД, использование мобильных приложений с дополненной реальностью для визуализации дорожных знаков.
В процессе прохождения квеста дети учатся работать в команде, распределять роли, обсуждать и принимать решения совместно. Они развивают навыки коммуникации, учатся слушать друг друга и принимать во внимание разные точки зрения. Кроме того, квест позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого участника, что способствует развитию самооценки и самосовершенствования.
Важно отметить, что квесты по ПДД – это не просто развлечение. Это эффективный инструмент обучения, который помогает детям усвоить важные знания и приобрести практические навыки, необходимые для безопасного поведения на дороге. После прохождения квеста дети не только знают правила, но и понимают их важность, что значительно повышает вероятность их соблюдения в реальной жизни. Мы также используем обратную связь, анализируя результаты квестов, чтобы совершенствовать методику и делать её ещё более эффективной. Включение элементов соревнования и присуждение наград только усиливает мотивацию детей к учению. В будущем, мы планируем расширить и углубить использование квест-технологии, включив в него более современные технологии, такие как виртуальная реальность и искусственный интеллект, чтобы сделать обучение еще более интересным и эффективным. Мы уверены, что такой инновационный подход к обучению ПДД поможет сократить количество детских дорожно-транспортных происшествий и сделать дороги безопаснее.
Цель:
пропаганда соблюдения ПДД и привитие культуры поведения на дороге;
Задачи:
закрепить знания детей по ПДД в процессе игровой деятельности;
развивать навыки применения ПДД у обучающихся;
воспитывать у школьников культуру поведения на улицах и дорогах;
развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление;
создавать благоприятную эмоциональную среду для детей;
Оборудование:
К заданию 2. 3 конверта со знаками-пазлами (предупреждающий, запрещающий и информационно-указательный):
К заданию 3. Одинаковые книги (по количеству членов команды), картонные рули, карточки с сигналами светофора – красным и зеленым;
К заданию 4. Презентация или карточки с ребусами;
Инструкция прохождения квеста:
Учащиеся разбиваются на 6 команд. Капитаны получают маршрутные листы. (приложение №1) Для выполнения заданий на каждом этапе отводится 3-4 минуты. Оценивается количество и качество выполнения заданий.
Игра состоит из шести этапов:
Перекрёсток Загадок
Улица Неизвестных знаков
Дорога
Переулок Ребусов
Остановка «В гостях у сказки»
Островок безопасности
Время проведения квеста – урок.
Максимальное количество баллов – 45
Основная часть
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы проводим квест-игру по правилам дорожного движения. С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улицах.
Сейчас мы проверим, какая из команд лучше знает правила дорожного движения.
Всем желаем успехов!
Разминка (для всех команд)
Сейчас я проверю, готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
1. Перекрёсток Загадок. 10 баллов.
1. Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твёрдо знаю -
Правила я выполняю. (Пешеход)
2. Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни ее порвать, ни в клубок смотать. (Дорога.)
3. Эту ленту не возьмёшь
И в косичку не вплетёшь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
4. Два брата убегают, а два догоняют?
Что это? (Колёса.)
5. Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно. (Перекрёсток)
6. Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути… ( дорожный знак)
7. Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает. (Остановка)
8. Двух колёс ему хватает,
И мотор не подкачает.
Нужно только завести –
И счастливого пути! (Мотоцикл)
9. Шли из школы мы домой
Видим знак над мостовой.
Круг, внутри велосипед
Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка)
10. Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит.
Ну, а, если вдруг беда,
То съезжают все сюда. (Обочина)
2. Улица Неизвестных знаков. 9 баллов (по 3 балла за каждый знак)
Цель этого этапа: вспомнить на какие 3 основные группы делятся дорожные знаки, уметь «читать» и воспроизводить по памяти
-На этой улице мы с вами поговорим о дорожных знаках.
Ведущий прикрепляет на доску табличку «дорожные знаки».
– Скажите, на какие 3 основные группы делятся все знаки?
Ведущий эти слова прикрепляет на доску.
– Давайте вспомним эти дорожные знаки.
Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Запрещающие знаки. Изображения и цифры, нарисованы внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает.
Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Собрать знак-пазл и объяснить его.
3. Дорога. Игра «Водитель грузовика» (по 5 баллов, если доехали без ошибок, и 2 балла, если кто-то не доехал до пункта назначения)
Описание. Игроки выстраиваются в одну шеренгу. Каждый участник – водитель грузовика. На голове у игроков – книга - груз, в руках – руль. Перед участниками на разном расстоянии стоят помощники с карточками - сигналами светофора – красным и зеленым. Они по очереди «зажигают» эти сигналы. Задача каждого игрока «доехать» до конечной точки, не уронив груз и не нарушив Правила дорожного движения (Если загорается красный – нужно остановиться, зеленый – продолжать движение). Те, кто нарушает правила, выбывают из игры. Сложность игры заключается в том, что помощники могут несколько раз показать один и тот же сигнал, а участникам нужно вовремя сориентироваться.
4. Переулок Ребусов. 10 баллов
дорога
улица
тротуар
машина
светофор
пешеход
зебра
авария
пассажир
пешеход
5. Остановка «В гостях у сказки» 5 баллов (по одному за каждый правильный ответ)
- По прослушанному отрывку назовите литературное произведение и его автора.
1. На площади катались множество детей. Те, кто были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали, таким образом, довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его откуда-то прикатили большие сани, выкрашенные в белый цвет. Сани объехали кругом площади два раза; мальчик живо привязал к ним свои санки и покатил.
Г. Х. Андерсен "Снежная королева"
2. Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал.
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
"Глубокоуважаемый,
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо уходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить!" С.Я. Маршак "Вот какой рассеянный"
3. А наварил он ее столько, что тут, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был в каше дорогу проедать. Только никто на это не жаловался: очень уж была каша вкусная и сладкая.
Братья Гримм "Горшок каши"
4. Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сидение для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень... Такие газированные автомобили были очень распространены среди коротышек.
Н. Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"
5. Тем временем король, проезжая мимо, заметил по пути прекрасный замок, и пожелал войти туда. Кот услыхал, как гремят по подъемному мосту колеса королевской кареты и, выбежав навстречу, сказал королю: "Добро пожаловать в замок, ваше величество!"
Шарль Перро "Кот в сапогах»
6. «Островок безопасности» 6 баллов (За правильный разбор ситуации – 2 балла).
1 Ситуация. Ребенок с мамой первый выпрыгнул из автобуса и побежал через дорогу сзади автобуса. Исправить все ошибки в этой ситуации.
2 Ситуация. Годовалый ребенок ползает по всей машине, папа в это время едет и разговаривает по телефону. Исправить все ошибки в этой ситуации.
3 Ситуация. Ребенок переходит спокойно дорогу по пешеходному переходу, при этом на него мчится с огромной скоростью автомобиль. Исправить все ошибки в этой ситуации.
Подведение итогов.
Награждение команд.
Пока подсчитывают баллы со всеми командами проводится
игра «Разрешается - запрещается».
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Список используемой литературы:
1. Блохин А.О шинах и машинах. М.,1979.
2. Дорохова. К. Красный, жёлтый, зелёный. М.,1975.
3. ped – kopilka.ru
4. ruspdd.ru
5. dirtyhippy.ru
Приложение №1
Маршрутный лист № ____
Перекрёсток Загадок | |
Улица Неизвестных знаков | |
Дорога | |
Переулок Ребусов | |
Остановка « В гостях у сказки » | |
Островок безопасности | |
Количество набранных баллов______________________