Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Музыкальное развитие»
Баруздина О. Н.
«Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причём воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран» Д. Б. Кабалевский.
Музыка в экологическом воспитании детей играет очень важную роль. На музыкальных занятиях ребята познают окружающий мир, природу, её красоту через звуки, музыку. У детей формируется гармонично – развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства – живопись, музыку, поэзию.
Мероприятия, направленные на формирование экологической компетентности дошкольников:
Музыкальные занятия
Праздники, развлечения, досуги.
Конкурсы.
Используемые методы и приёмы:
Наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
Словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, вопрос и т.д.)
Практические и собственно – практические ситуации, поисковые действия, исследование).
Игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приёмы, загадки).
Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой, зайчиком, мишкой, кошечкой. С помощью музыкальных миниатюр ребёнок в пластике переживает образ, состояние образа. Слушание музыки сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. В сюжете песен и танцев присутствует образ животного или какого-либо природного явления.
На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Перед разучиванием нового материала проводиться с детьми вводная беседа.
В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников мы получаем:
С первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
Ребёнок осознаёт себя частью природы;
Воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
Формируются навыки экологически грамотного поведения в повседневной жизни.
1