Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 « Ласточка»
из опыта работы
Тема: «Осуществление успешной социализации начинающего педагога в рамках ситуативного наставничества в ДОО».
Авторы: Каржаневская О.В., старший воспитатель
Валюх А.Н., воспитатель
Каменский район
2024 год
Одним из четырех основных направлений развития системы образования РФ на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
Поступление молодых кадров в дошкольное учреждение повлекло за собой необходимость создания условий для их успешной социализации и полноценной самореализации.
Одним из таких условий является возрождение института наставничества, как эффективной формы профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Такая работа ведется и в нашем учреждении и ее целью является создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень невелико, несмотря на острую нехватку профессиональных кадров. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. И осуществлению их успешной социализации в условиях инноваций является работа с опытным наставником.
В нашем ДОУ с моим наставником, старшим воспитателем мы выбрали систему ситуативного наставничества. Его фишка в том, что Наставник оказывает помощь или проводит консультацию в тот момент, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Мне, как Начинающему педагогу больше нравится, когда нас не консультируют как учеников, а когда с нами советуются. Поэтому интерактивные формы работы, дают наибольший результат. А практика круга доверия еще больше придает мне, как молодому специалисту возможностей для профессионального роста.
Успешное вхождение в профессию наставляемого – это тоже стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов работы с детьми, родителями. Изучая новые технологии взаимодействия дошкольников, мы с наставником выбрали такие формы работы, как:
Консультация-парадокс с запланированными ошибками,
Консультация – инструктаж ,
Имитационные игры,
Школа молодого воспитателя,
Открытые просмотры педагогического процесса,
Интерактивное общение,
Кейс-технологии.
Вместе с методистом мы строим педагогический процесс, опираясь на ведущие идеи педагогики сотрудничества, положенные в основу современных педагогических технологий.
«Доверять, изучать, воплощать!» - наш девиз. Учимся доверять, смотреть и видеть, думать и высказывать, воплощать то, что изучили. А я в свою очередь учусь у детей открытости и светлому взгляду на жизнь.
Каждый день мы продумываем как лучше, интереснее освоить и донести детям самое интересное, нужное и важное. Оформление рабочей документации, составление программ, календарных планов, все это кропотливая, но необходимая работа, поэтому в нашем круге наставничества действует правила, сначала попробуй, осмысли сама, потом подумаем и вместе вынесем правильный результат.
При проведении образовательного процесса не так важно, чтобы наставник каждый раз посещал занятия, важно, чтобы он был рядом , когда возникнут вопросы проблемы и трудности. Посещение открытых мероприятий ДОУ, занятий педагогов, родительских собраний, участие в педсоветах и семинарах делает наше сотрудничество насыщенней и многообразнее. И дает почву для выращивания собственной концепции взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
В нашем коллективе опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, что пробуждает дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. Поэтому, постепенно, достигая результатов в работе с детьми, родителями, понимаем, что выбрала правильное направление, методики и технологии взаимодействия.
Вхождение в профессию молодого педагога считаем успешным, ведь положительные результаты в профессиональной сфере достигаются:
Определение в выборе профессии,( ведь на начальном этапе я пошла работать в школу)
подход к дошколятам и родителям,
Выстраивание системы своей работы по самообразованию,
Успешное обучение по составлению и разработке документации, рабочих программ,
Организация занятийной деятельности.
Самая главная победа в нашем сообществе с наставником – это прохождение аттестации, очередного экзамена на стрессоустойчивость, саморазвитие и самосовершентсвование в профессии.
Постепенно у молодого педагога складывается своя система работы, появляются собственные разработки, он внедряет в свою работу новые технологии.
Перед молодым, начинающим педагогом бесконечная дорога к
саморазвитию, постижению профессии. Мы думаем, что именно совместная насыщенная деятельность наставника и молодого Педагога ускоряет образовательный педагогический комфорт.
Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.
Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни детского сада, я понимаю, что самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участниками образовательных отношений, понимать и
принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой.
Вы спросите, есть ли у нас трудности и проблемы в работе? Конечно есть!
Но ведь это и ценно, есть над чем размышлять, есть к чему стремиться и что преодолевать, а главное есть надежное плечо наставника, который всегда придет на помощь!
«По-настоящему мудрый учитель не приглашает вас посетить его собственный дом мудрости, он ведёт вас к порогу вашего собственного разума».
Мы желаем всем педагогам быть профессионалами и помнить, что это зависит только от вас.
Список использованной литературы:
Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2019.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2018.
Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс
Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами. // Профессиональное образование, 2018
Щербакова, Т. Н., Щербакова, Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017
Интернет ресурсы