СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осваиваем музейные технологии. Сказка о Нюсе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье Вы можете прочитать сказку о жизни женщины ханты.

Просмотр содержимого документа
«Осваиваем музейные технологии. Сказка о Нюсе»

СКАЗКА О НЮСЕ. Кукла перевертыш.

Волощук Нина Анатольевна, учитель технологии высшей категории МБОУ Солнечная СОШ №1, с/п Солнечный, Сургутский р-н, педагог дополнительного образования МАУ ДО Сургутского района «Центр детского творчества»


Данная работа является одной частью коллективного проекта "Школьный музей под открытым небом "Нерым ях". В работе над проектом участвуют обучающиеся 6А,Б, Г , 7А, 8Е классов.

Авторы проекта живут в поселке Солнечный. Этот поселок был организован как вахтовый в 1979 году в месте, где находилось болото, но всегда было солнце, которого так не хватает на севере. Здесь жили рабочие, которые приезжали сюда на определенное время на работу. Как только вахта заканчивалась все уезжали домой. Спустя не так уж много лет многие остались здесь навсегда. Здесь родились и живем мы, ученики Солнечной СОШ №1.

Поселок Солнечный— это часть Сургутского района, Сургутский район — это часть Ханты - Мансийского округа. Коренными жителями территории округа являются ханты и манси. Ближайшая национальная деревня — это Русскинская в 300 километрах от нас.

Культура и образ жизни народа ханты за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых многое было утрачено. В поселке солнечный представителей ханты очень мало. В школе, из 1600 учащихся, ханты всего 19 человек.

В связи с этим, по мнению авторов, существует необходимость участия всех жителей поселка, не зависимо от их возраста, вероисповедания или национальности в сохранении и развитии интереса к культуре коренного населения.

Данная теория сподвигла на идею создания музея под открытым небом под названием Нерым ях – народ, живущий на болоте.

В ходе работы над проектом авторы собрали информационный материал и на его основе сочинили сказку о Нюсе, сотворили её образ в кукле – перевёртыше. И эта маленькая постановка уже стала интересной многим односельчанам.

Используя полученную информацию, мы сочинили сказку. Название ей дали по имени главной героини – «Сказка О Нюсе». Для наглядного представления сказки подготовили куклу, поворачивая которую, меняем образ с девочки на девушку, с девушки на женщину и далее на бабушку.

Имена ханты чаще всего заимствованы у русских. Меняя образ, героиня меняет, то есть разворачивает свое имя: Нюся – Аннушка – Анна - бабушка Нюра.

Представлять сказку лучше вдвоем. Главный чтец – сказочница и чтец, который дает информационную справку о некоторых традиционных предметах, которые вошли в сюжет сказки. (В тексте этот материал выделен курсивом).

Для эпиграфа выбрали слова поэта Ивана Шесталова, которые, на наш взгляд наиболее точно раскрывают замысел содержания сказки.





Птицы строят гнёзда посреди ветвей,

Люди ищут счастья на земле своей.

Иван Шесталов

СКАЗКА О НЮСЕ

В одной деревеньке, далеко далеко, где - то среди болот, жил большой род ханты. Старшей дочерью в семье была Нюся. Помощницей и матери и отцу была. За младшими ребятишками приглядывала. В куклы играла.

- Кукла Нёрым-ях. "Нёрым - ях" - народ, живущий на болоте. Куклы Нёрым- ях могут быть куклы- растения, чудовища и куклы люди. Играть с такими куклами можно только в светлое время суток, поэтому главная особенность куклы Нёрым - ях - её временный характер. По окончании игры куклу разбирали, чтобы она не ожила, материалы из которых сделана была голова и туловище расправляли и откладывали до следующей игры. В процессе игры запрещено создавать персонажи, копирующие конкретных людей, качать кукол в настоящей детской люльке Создание кукольного хозяйства Нёрым-ях контролируется старшими сёстрами или мамой и бабушкой.

Шло время. Стала Нюся невестой. Красивую и трудолюбивую её заприметили рано, Аннушкой называть стали.

Стали сватать. Желания её, как полагается, не спрашивали. Сватали у родителей. Приданое, по обычаю, готовили всей семьёй дооолго: – может год, может два, а то и больше. Отец мастерил свадебные нарты, сёстры помогали шить зимнюю и летнюю одежду. помогали расшивать платья. Выдавая дочку замуж, мама дарила ей игольницу.

- Игольница или игольник — это основная вещь для девочки, девушки, женщины ханты. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как мама мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить". Выходя замуж, девушка берёт с собой рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой и в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. По отсутствию или наличию этих предметов родители узнают: девушка ушла по собственному желанию или с ней что-то случилось. Игольница сопровождает женщину всю её жизнь и уходит с ней в нижний мир.

Прошли годы. Вот уж величают нашу Аннушку Семёновной. И деток у неё мал мала меньше. И мастерица она знатная и хозяйка хорошая. Сама и с оленями справится, и хлеба в печи испечёт.

Дом в чистоте и порядке помогает ей содержать кукла из лебяжьего пера

- Обереговая кукла из лебяжьего пера в настоящее время встречается только у ханты, проживающих в бассейнах реки Лямин. традиционно хозяйка делает таких кукол из белой и красной ткани. белый цвет - чистота, красный - домашний очаг. кукла имеет форму веничка, ею очищают дом, выметая плохих духов.

Время идёт. Дети выросли. Жизнь к закату. Но наша Нюся не унывает. Только зовут её теперь бабушка Нюра. Помогает баба Нюра по хозяйству невесткам. Ну, а внучёк на свет народится, бабушка тут же берётся за работу, и через час будет готова временная люлька. А внучка на свет придёт, баба Нюра будет шить для неё куклу Акань.

- Первой игрушкой для хантыйской девочки была кукла Акань или Паки, которую шила для неё бабушка или мама. Кукла очень простая - туловище из свёрнутого жгута, к нему пришита юбка с полосками. С таким куклами девочки проводили долгие зимние вечера, ведь по обычаю, с наступлением сумерек дети не должны оставаться на улице.

Вот и прожили мы с Аннушкой всю её нелёгкую жизнь. И куклы с нами от рождения до самой старости живут!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.

  2. Головнев А. Говорящие куклы. - Екатеринбург, 1995.

  3. Исаева Т.А. и О.В. Стародубова. пер. с языка ханты О.И.Щербакова, пер. на английский Е.В.Рогачева; Сказки и куклы Нёрым-ях. Сургутский краеведческий музей. Тюмень: Мандр и Ка, 2006.

  4. Игры детей обско-угорских народов //Под ред. Е.А. Немысовой. - СПб., 1999.

  5. Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) /Словацкие чтения-99. Тезисы докладов - Тюмень, 1999. - С. 227.

  6. Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.

  7. www.culturemap.ru Народные художественные промыслы Югры.

  8. Соколова З. П., Сподина В. И. Семейная обрядность народов Сибири. — М., 1980

  9. Соколова З. П., Сподина В. И. Свадебный обряд у хантов и манси.— М., 1993.

  10. Харамзин, Т.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. / по материалам социологических исследований Т.Г. Харамзина, Н.Г. Хайруллина. – М., 2002.

  11.  Песикова А.С. Взгляд изнутри культуры.- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006.

  12. Тахтуева А.М. Материальная культура юганских ханты. –Сургут: АИИК «Северный дом»,1993.       

Электронные ресурсы:

  • http://skmuseum.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=72&Itemid=217

  • http://etnic.ru/

  • http://identity2010.ru/

  • http://hmao.kaisa.ru/object/1809296864?lc=ru

  • http://www.raipon.info

3