СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;

Упражнять в умении отображать признаки понятий с помощью условных обозначений, сравнивать отношения между понятиями по содержанию и объёму;

Упражнять в построении сериационного ряда и использовании его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. 

Развивать представления о классификации понятий по разным основаниям;

Просмотр содержимого документа
«Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;»

12

цель:

Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;

Упражнять в умении отображать признаки понятий с помощью условных обозначений, сравнивать отношения между понятиями по содержанию и объёму;

Упражнять в построении сериационного ряда и использовании его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Развивать представления о классификации понятий по разным основаниям;

Воспитывать чувство сопереживания и желание помогать другому.

Материал: карта путешествия; картинка с изображением контуров животных жарких стран(крокодил, обезьяна, жираф, слон, носорог, бегемот, пантера, страус, попугай, акула, дельфин) и доктора Айболита; полоски бумаги разной длины; схемы построения детей; по 4-5 карточек с изображением девочек и мальчиков; условные обозначения понятий «дети», «мальчики», «девочки», карточки с изображением куклы и солдатика.

План проведения занятия:

«Найди по контуру»

Начало путешествия по карте

«Подберём одежду Айболиту»

Переправа через горы: отгадываем загадки

Переправа через море: строимся по схеме

Поможем Бармалею: волшебные круги

Поможем установить очередь к доктору



Ход занятия:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Вот таких хороших, пригожих, умных и внимательных ребят я приглашаю поиграть.

- Ребята, кто из вас любит играть? А помогать кому– то? Тогда вы, наверное, согласитесь мне помочь? Сегодня я нашла посылку возли нашей группы. Очень странную (показывает). Кто отправитель- неизвестно, не написали, видимо очень спешили. Кто может прочесть, кому она адресована. Сейчас откроем и посмотрим, что внутри. Какой- то очень странный рисунок. Что здесь изображено? (дети перечисляют: крокодил, обезьяна, жираф, слон, носорог, бегемот, пантера, страус, попугай, акула, дельфин и доктор Айболит).

- Ребята, а как вы думаете, что означает это послание, зачем и кто нам его прислал? (Это могли сделать звери. Они просят о помощи. Может, доктор Айболит просит помочь добраться до Африки, где его ждут звери?)

- Я думаю, что вы правы. Несчастные больные зверушки ждут- не дождутся, когда же к ним на Лимпоппо приедет доктор. Видимо у самого доброго на свете доктора что-то произошло и мы должны ему помочь спасти зверей. Вы согласны? Посмотрите, в ящике ещё что-то осталось. Да это же карта!

Айболит попал в снежную бурю, но ведь он одет очень легко для такой погоды. Давайте поможем ему выбрать нужную одежду. Если ваш ответ будет правильным, то из конверта появится отгадка. Карту кладут на стол и по мере выполнения заданий выкладываются новые персонажи, которые в свою очередь тоже предлагают что-то сделать.



Игра «Подберём одежду Айболиту».

У Айболита в сундуке есть пальто, шуба и тёплая куртка. В шубе теплее, чем в куртке, в пальто теплее, чем в шубе. Что лучше надеть доктору? (пальто)

Верно, теплее всего Айболиту будет в пальто, и он скоро преодолеет эту снежную преграду.

На карту кладут вырезанного из бумаги персонажа -доктора Айболита.

- А вот и ещё одно испытание для Айболита. У него на пути стоят высокие горы. Как он может перебраться через них? (на самолёте, вертолёте). На карту выкладывается летательный аппарат.

- Пилот самолёта очень любит загадывать загадки, если мы поможем доктору Айболиту их отгадать, то пилот перевезёт его через горы. Эти загадки пилот оставил у нас в группе. Поищем опознавательный знак «воздушный транспорт», загадки будут рядом с ним.



Загадки: (дети, глядя на недорисованную картинку должны сказать, что это может быть)

Молодцы, задание выполнено и Айболит может лететь. А мы возвращаемся к карте и посмотрим, что же делать дальше.



- Перед Айболитом раскинулось широкое море. Кто придет на выручку доктору Айболиту? (морская черепаха, кит, дельфин). (Если не назвали черепаху: Угадайте, у кого костяное есть пальто?) Выдвигается изображение морской черепахи.

Посмотрите, какой- то конверт везёт. Что в нём может быть? Отыщем конверт такого же цвета в нашей группе и узнаем задание.

- Интересное задание приготовила нам и доктору черепаха … Постройтесь в ряд так, чтобы каждый мальчик стоял между двумя девочками.

Осмотрите на схему, что могут обозначать фигуры круг и квадрат? (так схематично изображён наш ряд)











Теперь постройтесь так, как показано на следующей схеме.







- Прочитаем условие построения. Если в ряду круг стоит слева от квадрата, то их нужно поменять местами. Применяем это правило столько, сколько возможно. То есть если в ряду девочка стоит слева от мальчика, то они должны поменяться местами.

- Теперь на пути у доктора возник Бармалей. Но он уже совсем не злой, он хочет тоже помочь лечить зверей, но есть небольшая проблема. Оказывается, Бармалей пошёл учиться в школу и никак не может справиться с домашним заданием. Что делать? Давайте поможем ему.

Волшебные круги.

- Для выполнения этого задания нам понадобятся листочки бумаги и карандаши. Присаживайтесь за столы и внимательно послушайте задание. Выполнять его вы будете самостоятельно, не советуясь друг с другом.

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением девочек и мальчиков.

- Подумайте, на какие группы можно разделить эти картинки и как их можно зарисовать на бумаге.

Дети рисуют круги Эйлера.

(Модель на доске закрыта для детей. Полученные варианты моделей обсуждаются с детьми)

-какие две группы вы выделили?

-какой круг обозначает какое слово?

Воспитатель открывает свою модель. Когда дети называют слова, воспитатель расставляет условные обозначения в соответствующих кругах.

Если у кого- то из детей есть верно нарисованная модель, то он расставляет условные обозначения и рассказывает, почему у него так получилось.

- А я забыла ещё две картинки (кукла и солдатик). Куда мы можем их определить? (никуда, потому что это игрушки).

(Если дети устали, проводится физминутка).

Давайте немного отдохнём. Выходите из- за столов.



Не сутультесь, грудь вперёд,

Плечи разверните.

А теперь рывки руками за мной повторите

Достаём рукой мысочек-

Правой - левой, левой- правой,

Вертолёт летит, стрекочет,

Винт работает исправно.

А теперь, как будто мячик,

Все на месте мы поскачем.

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?

Тише, тише, мяч устал, прыгать мячик перестал.

И под парту закатился.

Ну и мы за стол садимся.

Все карточки убираются, остаётся только модель.

- Что обозначает большой круг? («дети»)

- Может ли он обозначать какое- нибудь другое слово?(геометрические фигуры, цветы, животные) А что могу обозначать маленькие кружочки?(круглые фигуры и фигуры, у которых есть углы; цветы садовые и полевые; дикие и домашние животные).

И вот, наконец, добрый доктор Айболит успешно добрался до острова Лимпоппо. Все звери заждались его и очень рады видеть. Вам очень благодарны Айболит и Бармалей.

А вам понравилось помогать им?

Как мы им помогали? Чьё задание было самым интересным?