Тема: «Освоение приемов музыкально-двигательной выразительности.»
План.
Пояснения к подготовительным утверждениям для детей школьного возраста.
Освоение пружинных движений.
Благодаря опыту, навыкам и умениям, полученным в детском саду школьники ужу могут творчески передавать и даже самостоятельно создавать более сложные по содержанию и форме музыкально-двигательные образы. Но эти умения необходимо продолжать развивать.
В музыкальный репертуар включены не только народная и детская музыка, но и отрывки из рок-музыки и современной музыки. Они требуют большой чуткости к эмоциональному содержанию. Поэтому и музыкально – двигательные образы делаются более значительными и глубокими по содержанию, точными по форме. Это способствует развитию творческой активности детей. Дети учатся понимать, что самые незначительные изменения в ритме, напряженности, направлении движения придают танцу новую выразительность. Этому способствуют выполнение упражнений в которых сопоставляются два музыкальных образа, близкие по движениям, но разные по эмоциям.
Детям уже не надо напоминать, мол, посмотрите на платочек, мячик, они уже сами включаются в музыку и умеют представлять воображаемые предметы. Дети учатся сами интерпретировать по своему движения, включать свои детали, для большей выразительности.
В упражнениях ребята стараются выполнить их более четко, слаженно, не хуже других, даже лучше. При этом развивается чувства единства с коллективом, слаженность движений.
Руководитель тонко и аккуратно подводит детей к тому, чтобы они могли проявлять самостоятельность, выполнять ведущую роль в танце.
Для успешного освоения более сложного материала дети нуждаются в новых умениях и навыках.
Надо совершенствовать и развивать умение детей исполнять движения пружинным, маховым и плавным приемом, изменять их силу, амплитуду, ритм, осваивать более сложные движения – пружинные для рук, плавные для корпуса, маховые для корпуса и ног. Дети должны учится быстро и сильно подскакивать, развивать выносливость, силу, гибкость.
Углубленное освоение упражнений должно обогащать детей новыми выразительными средствами, развивать воображение, повышать технику.
Нужно, чтобы дети систематически и тщательно работали над подготовительными упражнениями
На занятиях преобладает музыка веселая, подвижная, которая чаще всего рождает движения прыжковые, плясовые.
Все эти движения пружинные. В них отчетливо чередуются 2 фазы: слабая – вниз и сильная – вверх.
Движение вниз является как бы подготовкой к активному движению вверх. В зависимости от толчка, от ритма пружинные движения приобретают самый разнообразный характер от еле заметного сгибания и разгибания колен до прыжков и подпрыгиваний.
Исполняя упражнение «Пружинки» дети часто ошибаются, нужно чтобы амплитуды движения вниз и вверх были равны, после сгибания колен ноги должны четко выпрямиться. Обычно пружинные движения отрабатываются на ногах, а потом на руках и корпусе.
Упражнение «Пружинка»
Пружинное полуприседание и вставание на полупальцы.
Музыка «Посеяли девки лен»
Используется естественная реакция детей на веселую плясовую музыку. Дети то поддразнивают, то приплясывают во всю силу.
Упражнение укрепляет ноги в коленном суставе и стопе.
Описание: Исходное положение - подбоченившись кулачками.
Такты 1-4, (р). Пружинные полуприседания по два в 1 такт. Пятки от пола не отрываются, корпус прямой. Между движениями вниз и вверх остановок не делается. Пятки плотно. Акцент – вверх.
Такты 5-8, ( f). Приплясывая во всю силу, дети поднимаются на полупальцы пружинно и мягко опускаются на всю стопу по 2 раза на такт. Остановок между фазами нет. Пятки вместе. Ноги выпрямляются, но колени не втягиваются.
Следить:
1) за сохранением хорошей осанки (не наклоняться);
2) после приседания сразу в исходное положение (не сидеть на коленях);
3) тяжесть корпуса не переносить на пятки (не стучать пятками).
В начале года упражнение повторяется на каждом уроке, затем перед прыжками, галопом и др. пружинными движениями.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Перед «Пружинками» обязательно повторять подготовительные упражнения: «твердые и мягкие» ноги, «маятник», полуприседания (напряженное и пружинистое).
Выводы: Упражнения позволяют детям уже с первых занятий ощутить работу той или иной группы мышц, получить самые основные и необходимые навыки исполнения движений трем приемами, а так же учат внимательно относиться к музыкальным средствам выразительности – темп, ритм, динамика и т.д.