Педагогический форум «Инновационная деятельность – условие развития системы образования»
ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»
АНАСЬЕВА ВАЛЕНТИНА ГРИГОРЬЕВНА,
учитель истории и обществознания.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8
г. Белореченск Краснодарский край
Анасьева Валентина Григорьевна
Освоение культурно–образовательного пространства через использование технологии «музейная педагогика»
Когда исчезнет из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего, мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше. Двигаясь ощупью в потемках, мы видим перед собой полоску света, падающую на наш дальний путь – это история с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего.
В.О.Ключевский
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. В нашей стране этот термин начал употребляться с 1970 года и постепенно получал все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Эта идея послужила основой для образования школьных музеев, направления работа которых - информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Эффективность деятельности музеев находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой. Считаю, что именно музейные уроки позволяют связать культурное, нравственное просвещение с творчеством учащихся, при этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, инициативность в действиях.
В настоящее время школа изучает и внедряет стандарта второго поколения, что инициирует обновление содержания образования. ФОГОС строится на деятельностном подходе, а это значит, что процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, формирования толерантности в поликультурном обществе. Таким образом, возникает необходимость переосмысления места и роли устоявшихся ценностей, в том числе таких, как социальные институты и, в частности, музеи, ресурсы которых можно успешно использовать в современном образовательном процессе. В этих условиях школа вынуждена искать точку опоры: будь то православная педагогика, педагогика сотрудничества, театральная педагогика. В один ряд с самыми ведущими системами воспитания можно поставить и музейную педагогику. Появляются новые задачи не только перед музееведением, но и современной школой, которая должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмы включения ребенка в мир культуры с помощью музея.
В школе разработана программа «Освоение культурно-образовательного пространства на уроках и во внеурочной деятельности через использование элементов музейной педагогики», которая нацелена на формирование таких ключевых компетентностей как толерантность, коммуникативность, деятельность. Формирование таких компетенции и является методической целью моей темы самообразования: «Создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии «музейная педагогика».
Способами достижения поставленной цели являются следующие задачи: разработать и апробировать музейно-педагогическую программу как неотъемлемую часть общеобразовательной программы; способствовать укреплению связей с учреждениями культуры, находящимися в микрорайоне школы; обобщить опыт своей работы и представить результаты диагностики.
Для реализации поставленных задач положительным внешним фактором является удобное расположение школы от городского музея, музеев других школ, сравнительно недалеко - от краевых музеев; имея небольшую историю, в школе создан уголок музейного типа, ресурсы и возможности которого также используются в образовательном процессе. Обучение с помощью включения музейной педагогики в современный образовательный процесс активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество, способствует воспитанию патриотизма.
Новизна работы заключается в том, что разрабатываются музейные уроки для определенной возрастной категории учащихся, в основе которых лежит деятельностный подход, а именно: ученик практически осваивает музейное пространство, выполняет творческое задание прямо в залах музейной экспозиции, выдает готовый продукт. Уроки органично охватывают весь учебный процесс, что на сегодняшний день актуально для всех образовательных учреждений. В связи с особенностями музейно-культурного пространства опыт работы используется коллегами.
Разработаны основные направления культурно–образовательной деятельности школы и музеев: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности.
Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея и школы для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого.
Эффективность работы зависит от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики. При выборе формы и методики организации музейной деятельности, учащихся важно учитывать их готовность к этому. Готовность определяется возрастными особенностями: у одних высокая эмоциональность, конкретно-образное мышление; у других - легкое переключение с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость от однообразия; у третьих - рациональный подход, абстрактное мышление, ведущий вид деятельности – коллективный. Поэтому необходимы разнообразные формы проведения занятий: урок – фантазия, музейный урок, урок – игра, ролевая игра, создание игровой ситуации, проектная игра, экскурсия-творческий отчет, экскурсия-практикум, интерактивная театрализованная конференция, урок–состязание, мастер-класс, экскурсия-исследование. Таким образом, знания возрастных особенностей учащихся дают учителю возможность подобрать такую форму и методику организации музейного урока, которая не препятствовала бы проявлению индивидуальных способностей учащихся, и делала бы деятельность посильной. А правильная организация таких уроков на основе знаний возрастных особенностей учащихся, способствует формированию и сохранению мотивации к деятельности, и, следовательно, наиболее успешной реализации воспитательно-образовательных задач. При проведении музейных уроков большое внимание уделяется изучению особенностей культуры родного края. К таким урокам учащимся раздаются практические задания: подготовить сообщение об известных людях Кубани; рассказать об обычаях людей, живущих на Кубани; подготовить презентацию по заданной теме; выпустить информационный листок о музеях края. Цель - повысить общую культуру школьников через познание и формирование нравственно-эстетических позиций, воспитание отношения ко всем явлениям жизни – к природе, труду, дружбе, любви, родному краю. Музейный урок должен быть необычным. Самый опасный враг такого урока – установка учителя на однообразный план беседы обучающегося с экскурсоводом. И здесь возможны различные методы и приемы: - постоянный диалог (цель и форма диалога учителя, музейного работника и ученика: размышление вслух, коллективное размышление о зрительном (слышимом) материале; - создание на уроках «ситуаций уподобления», игровые моменты помогают учащимся увлечься темой; - инсценировки - один из активных путей создания на уроках атмосферы сотрудничества учителя, музейного работника с учеником; - интеграция уроков истории с ИЗО, с литературой и музыкой; - декламация (поэтическое произведение воспевает красоту и величие русской природы, способствует глубокому формированию чувства любви к природе, своему краю); - стихи-шутки, загадки (детям самостоятельно предлагается подобрать загадки к определенной теме), которые загадывают друг другу или в командах; - узнай по описанию, этот прием используется для выявления характерных особенностей того или иного экспоната музейной экспозиции, что оказывает помощь в дальнейшем при его воспроизведении. Можно дать домашнее задание детям перед уроком составить мини рассказ-описание какого-либо предмета из музейной экспозиции; - сказка помогает «оживить» музейный урок, заставить «заговорить» среду бытования; - заклички - вид русского народного фольклора целесообразно использовать на уроках при ознакомлении с традициями таких праздников как: Пасха, Рождество, Масленица; пословицы можно использовать на всех уроках в ходе практической деятельности обучающихся.
Учитывая, что ведущим видом деятельности в младших классах является общение, целесообразно организовывать на уроках коллективные формы творческой деятельности. Успешность коллективных работ во многом зависит от правильно подобранных участников творческих групп. Использование схем, алгоритмов последовательности выполнения работы, рефлексивные карты (детям предлагаются карточки с незаконченным рисунком или текстом). Задание: заверши рисунок и расскажи о предмете; создай копии (прямо в помещении музейной экспозиции обучающиеся срисовывают копию понравившегося экспоната; создай легенды о предмете; оформи информационный листок; заполнение листов активности : ребусы, кроссворды, «зашифрованные письмена»; составление логической цепочки; подготовка презентаций по теме. Обсуждение работ, выполненных на музейном уроке, активизирует внимание детей, они с готовностью в нем участвуют. Опираясь на эмоциональную активность детей, учителю необходимо направлять обсуждение в нужное русло. Воспитывать гордость за подвигами своего народа, знать их традиции, обычаи, быт – в этом основа деятельности музеев.
Идет апробация опыта: 1. Во внеурочной работе в соответствии с Государственной программой «Музей и дети», Государственной концепцией патриотического воспитания молодежи, краевой программы по духовно-нравственному воспитанию в школе была разработана Программа нравственно-патриотического воспитания школьников. Программа разработана с учетом использования возможностей школьного и городского музеев. По такой программе я работаю в настоящее время; создан уголок музейного типа, на базе которого работает лекторская группа и группа кубановедов, третий год повышающая свои знания через заочные курсы «Юниор». Члены группы «Юный историк», обучаясь еще в 5 классе, взяли шефство над ветераном Великой Отечественной войны, участником Сталинградской битвы Вишневским Григорием Никитовичем, ребята сейчас в 10 классе, но интереса к воспоминаниям ветерана не потеряли. Ежегодно при составлении плана воспитательной работы школы учитываются мероприятия городского музея. Главная цель такой работы – развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей. Направления взаимодействия музея и школы разнообразны:
Музейная педагогика помогает решать такие задачи, как: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе школьников к исследовательской, проектной деятельности и компьютерному обучению; сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учеников; дать школьникам возможность попробовать свои силы, проявить свои творческие возможности; расширить возможности уроков и внеклассных мероприятий. Формируются определенные направления взаимодействия музея и школы: проведение викторин, сотрудничество с родителями, интегрированные уроки, проведение внеклассных мероприятий, исследовательская деятельность, дополнительное образование.
2. Урочная деятельность: музейные уроки – интегрированные урок как результат синтеза нескольких дисциплин стараюсь музейные уроки проводить интегрированными, в которые органично вписываются музейные компоненты.: уроки по темам культуры (история, музыка, ИЗО, литература…). Такие уроки дают широкие возможности для использования учебных фильмов, создание коллекций художников, проведение виртуальных экскурсий. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей начинается на уроке, а продолжается на внеклассных мероприятиях, приуроченные к знаменательным датам истории и культуры нашей страны. Традиционными стали мероприятия, связанные с победой нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Учащиеся принимают активное участие, готовят презентации. Такого рода мероприятия воспитывают уважение к историческому прошлому нашей страны, дают понимание того, как важно сохранить историческую память. Традиционными стали виртуальные экскурсии, приуроченные к этим датам: музей обороны и блокады Ленинграда, Пискаревский мемориальный комплекс, музей на Поклонной горе. В Дни Пушкинской Недели знакомимся с Царскосельским Лицеем, Музеем-квартирой А.С.Пушкина, ходе которой были представлены созданные учениками мультимедийные презентации. С учетом решения задач патриотического воспитания и выбора профессии в план музейной педагогике включены виртуальные экскурсии в Военно-Морской музей, Музей артиллерии, Музей связи, музей «Мир воды», Музей хлеба, Музей гигиены, Музей милиции. Используя компьютерные технологии, учащиеся знакомятся с новым уровнем работы с информацией и присутствие, сопричастность к происходящему: Музеи фашистских лагерей, Русский музей. Воспитывается не только интерес к истории, но и формируется эстетический вкус в подборе материалов, совершенствуются навыки компьютерной технологии, создаются лекторские группы, увеличивается число участников Интернет - викторин (Олимпиадное движение, викторина о М.Ломоносове). Принципы и методы музейной педагогики находят широкое применение в исследовательской и проектной деятельности школы. В исследовательской работе присутствие музейного компонента является обязательным условием. Экскурсия в музей, внимательное изучение экспозиции помогает успешно справиться с написанием исследовательской работы. Учащиеся принимают участие конкурсах исследовательских работ, в школе создано Школьное научное общество. В школе успешно развивается проектная деятельность, связанная с музейной педагогикой. Был разработан и успешно работает проект «К подвигам героев сердцем прикоснись».
Сегодня мы имеем возможность средствами музейной педагогики активно вовлекать родителей в процесс воспитания детей. Родители принимают участие в подготовке и проведении экскурсии. Популярными становятся «Экскурсии выходного дня», когда дети с родителями посещают музеи, выезжают на обзорные экскурсии. Подобного рода мероприятия укрепляют связи детей с семьей, расширяют знания о своей семье. Тесно сотрудничаем общественными организациями: Советы ветеранов, воинов – интернационалистов, афганцев, чернобыльцев.
«Без прошлого нет будущего» - эти слова Сухомлинского являются ключевыми в воспитательном процессе. Сегодня музейная педагогика призвана быть посредником между музеем и школой, органично соединят все конструктивное, что создано в системе образования и социально- культурной деятельности, стать эффективным средством исторической и культурной адаптации наших учеников в современном мире. Общество создает школы и музеи как места, в которых концентрируется созданный человеком культурный и образовательный потенциал, накапливается память о цивилизационном и культурном движении человечества, для того, чтобы быть усвоенной и переданной из прошлого в будущее. Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери. Все успешнее мы овладеваем технологией партнерства с музеями. Постепенно овладевая технологией партнерского взаимодействия между школой и музеями, используя технологии интерактивности, отказ от традиционной экскурсии, проведение уроков на музейной экспозиции, позволили радикально изменить положение вещей. Развивается устойчивая мотивация к музейным урокам. Дети с удовольствием посещают учреждения культуры, подтверждением являются результаты анкетирования. На вопрос «Что больше всего запомнилось с уроков, проходивших в музее?» Исходя из ответов, очевидно, что всех детей привлекают, прежде всего, нетрадиционные формы проведения уроков и выполнения практических заданий. Учащиеся среднего звена в первую очередь отмечают заинтересованность к коллективным формам работы. У детей развивается способность понимания музейной информации, языка музейной экспозиции, а это, в свою очередь способствует решению и образовательных задач. Дети стали внимательно слушать экскурсовода и учителя, бережно относиться к музейным экспонатам, принимать участие в проведении музейного урока, с желанием готовиться к нему, появилась заинтересованность в качестве выполнения творческих заданий. Результаты проведенного анкетирования родителей показывают их положительный отклик на проведение музейных уроков. Большинство родителей отметили, что с удовольствием помогали детям выполнять практические задания. Таким образом, музейная педагогика способствует повышению общей культуры школьников через приобщение их к ценностям музеев края, города, школы. Музейная педагогика способствует решению приоритетных задач, стоящих перед современной школой, в рамках реализации ФОГС второго поколения. Она значительно расширяет возможности учителя, поднимает культуру учащегося, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Давно известно, что любое государство можно победить без оружия - для этого достаточно забыть историю, разорвать связь поколений, внедрить чужую культуру и опорочить армию. И во многом это заслуга людей старшего поколения, которым не все равно, в чьи руки они передадут судьбу нашего Отечества. Наша задача - не забыть, не замолчать, не предать.
Описанный опыт работы обобщен на педсовете и применяется в рамках школы.
Классификация средств обучения в музейной педагогике, принципы воспитания и развития личности при помощи музейной среды – проблемы далеко не полно разработаны как в музеологии, так и в педагогике. Качественные параметры музейно-педагогических технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, также не достаточно отражены в научной литературе. Вопросы целеполагание, моделирования и проектирования музейно-педагогических процессов также требуют научного обоснования, апробации и самого широкого обсуждения, как в научной среде, так и у практиков. Только консолидация сил учёных, музеев и образовательных заведений смогут это, несомненно, перспективное направление музейной деятельности сделать эффективным средством креативного развития личности и принести пользу обществу.
9