СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От чего зависит частота пульса.docx

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«От чего зависит частота пульса.docx»



Филиал МБОУ «Шалдежская основная школа»-«Шалдежинская основная школа»












Исследовательский проект


От чего зависит частота пульса?








Выполнила: учениица 8 класса Арцхаева Мадина

Руководитель: Учитель биологии: Ананьев П.Н.






Д. Шалдежка

2019 г.






Оглавление

Введение
1. Что такое пульс?
1.2. Зависимость ЧСС от физических нагрузок.
1.3. Влияние физиологических особенностей.
2. Проведение эксперимента.
3. Анализ результатов.
Заключение
Список литературы

Введение

Введение:
В работе "От чего зависит частота пульса" я рассмотрела справочную информацию о пульсе, раскрыла понятие пульса, исследовал частоту сердцебиения в зависимости от физических нагрузок и физиологических особенностей человека.



АктуальностьДумаю, вы все обращали внимание на то, что сердце бьется сильнее, когда вы начинаете быстрее идти, бежать, подниматься по лестнице или выполнять любую другую физическую активность.


Или вы даже вспомните ситуацию, когда пришлось добежать до уезжающего автобуса или на урок, на который вы опаздывали — было такое чувство, что сердце выпрыгнет из груди. Почему же происходят такие изменения в нашем организме? Давайте разбираться вместе. Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни.

В юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. Систематические занятия спортом помогают людям сохранить и укрепить здоровье и натренировать, в том числе и сердечную мышцу. Однако злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход и следить за своим самочувствием.

В настоящее время число детей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой. Я хочу разобраться в том, какая физическая нагрузка безопасна и полезна для их сердца. Чаще всего такой же вопрос возникает у родителей перед посещением их детей спортзала.

Параметров для контроля максимальной нагрузки много, но один из самых информативных – пульс. Его подсчет определяет частоту сердечных сокращений (ЧСС). В моей сегодняшней исследовательской работе речь пойдет именно о пульсе при занятии спортом — от чего он зависит и нужно ли на него обращать внимание.

Цель проекта – определить зависимость пульса от различных физических нагрузок, исследовать пульс у учащихся на уроках физической культуры.

Задачи – определить влияние физической нагрузки на частоту пульса.

Объект исследования – ученики 8 класса Шалдежской основной школы д. Шалдежка

Предмет исследования – частота сердечных сокращений (ЧСС).

Метод исследования – пальпация.

Гипотеза – я предполагаю, что при выполнении физических упражнений совершается работа мышцами, происходит изменение энергии, изменяется ритм дыхания и ритм сокращения сердечной мышцы, следовательно, пульс у среднестатистического человека должен измениться.

Этапы проведения исследования:

  1. Сбор информации.

  2. Обзор литературы.

  3. Проведение исследования.

  4. Анализ полученных результатов.

  5. Написание работы.



Теория: Что же такое пульс?

Пульс – это толчкообразные колебания стенок сосудов, вызванные движением крови, выбрасываемой сердцем. Наше сердце – это мышечный полый орган, размером примерно с наш кулак. Он расположен почти в центре грудной клетки за грудиной и немного смещён влево.


Сердце представляет собой мышечный насос, который постоянно перемещает кровь и содержащие в ней кислород и питательные вещества по всему организму. Сердце ритмическими сокращениями приводит в движение всю кровь в кровеносных сосудах.

Кровеносные сосуды оплетают все органы и проникают во все ткани тела человека. Сосуды, которые доставляют кровь от сердца к другим органам, называют артериями – по ним течёт артериальная кровь. Она ярко–красная, обогащённая кислородом. Сосуды, через которые кровь возвращается к сердцу от органов, называют венозной.

По ним течёт обеднённая кислородом и поэтому более тёмная венозная кровь. Самые мелкие (тончайшие) сосуды называют капиллярами, именно через их стенки происходит обмен веществ между кровью и тканями.

В медицинской литературе я прочитала, что механизм образования пульсовой волны таков: кровь ритмично выбрасывается в аорту левым желудочком сердца, создаёт колебания внутри артериального русла и приводит к эластичному растяжению и спаданию стенок артерий.



Различают следующие свойства пульса:

  1. Частота.

  2. Ритм.

  3. Напряжение.

  4. Наполнение.

  5. Скорость.

Частота пульса – это количество пульсовых волн в 1 минуту.

Она зависит:

  • от возраста: у новорождённых детей 125 – 160 уд/мин., у детей 5 лет – 80 – 100 уд/мин., у детей 10 лет – 75 – 85 уд/мин., у взрослых – 60 – 90 уд./мин.

  • от пола: у женщин чаще, чем мужчин;

  • от физической нагрузки: чем интенсивнее нагрузка, тем чаще пульс;

  • от температуры тела и окружающей среды: учащается при повышении температуры;

  • от эмоционального состояния – повышается при психическом напряжении, волнении.

У здорового человека сокращение сердца и пульсовые волны следуют друг за другом, через равные промежутки времени. В этом случае пульс называют ритмичным. В противном случае – аритмичным.

Напряжение пульса – сила, которую нужно приложить при надавливании на артерию, чтобы прекратить пульсацию. Наполнение пульса определяется количеством крови, образующие пульсовую волну. При хорошем наполнении можно нащупать пальцем высокую пульсовую волну, а при плохом - пульс слабый, пульсовые волны плохо различаемы. Скорость пульса – это учёт быстроты подъёма пульсовой волны.

Учитывая то, что в сердце сходятся артерии и вены, оно беспрерывно выполняет функцию насоса—за одно сокращение, выталкивая в сосуды 60-75 крови, а за минуту при средней частоте сокращений — 4-5 литра. В состоянии покоя нормальным считается пульс 60-90 ударов в минуту, а при тяжелой физической нагрузке пульс может ускоряться до 200 и более ударов в минуту.


Я узнала, что пульс можно исследовать 2 способами:

1. Пальпацией. Пальпация (лат. palpatio, ощупывание) — физический метод медицинской диагностики, проводимый путём ощупывания тела пациента. Как способ изучения свойств пульса, пальпация упоминается ещё в трудах Гиппократа.

2. Сфигмографией. Сфигмогра́фия (греч. sphygmós, пульс + gráphō, пишу) — медицинский инструментальный метод исследования артериального пульса, основанный на регистрации расширения участка артерии во время прохождения по нему пульсовой волны.

В своем исследовании я использовала метод пальпации.

Пальпация – это ощупывание. Исследуют пульс в местах, где артерии расположены поверхностно и доступны непосредственно ощупыванию. Общепринятое место прощупывания пульса – лучевая артерия. Можно прощупать пульс на височных артериях, на сонной и бедренной артериях.

Основным методом исследования пульса является ощупывание, которое производится обычно на ладонной поверхности предплечья у основания I пальца, на лучевой артерии. Рука должна лежать свободно, чтобы напряжение мышц и сухожилий не мешало пальпации.

Исследование пульса на лучевой артерии надо обязательно проводить на обеих руках и только при отсутствии разницы в свойствах пульса можно ограничиться дальнейшим исследованием его на одной руке. Кисть свободно захватывают правой рукой в области лучезапястного сустава и помещают правой рукой на уровне сердца.

При этом V палец располагают с локтевой стороны, а IV, III и II – с лучевой, непосредственно на лучевой артерии. В норме получается ощупывание мягкой, тонкой, ровной и упругой трубки, пульсирующей под пальцем. Нащупав пульсирующую артерию тремя пальцами, с умеренной силой прижимают её к внутренней стороне лучевой кости.

Не следует сильно прижимать артерию, так как под давлением пульсовая волна может исчезнуть. Нельзя прощупывать пульс своим V пальцем, так как и в нём проходит пульсирующая артерия, что может ввести в заблуждение. Если пульс на лучевой артерии почему – то не прощупывается, то исследовать можно, прощупав на височной или сонной артериях.

Зависимость ЧСС от физических нагрузок человека

Начнем с того, что нормальный пульс для здорового человека, находящегося в состоянии покоя, должен составлять примерно 60-90 ударов в минуту. Но следует понимать, что эти показатели будут увеличиваться, если организм начнет работать в более интенсивном режиме.


Например, пульс здорового человека в минуту при нагрузке может составлять около 110-150 ударов. Эти границы актуальны для людей в возрасте 20-25 лет. Чем старше человек, тем ниже будут границы. Например, для тех, кто достиг 30- или 40-летнего возраста, максимальной нормальной ЧСС при физической нагрузке будет считаться 140 ударов.

Главной особенностью в данном случае является тот факт, что наблюдаемые изменения являются физиологическими, они не должны вызывать беспокойства. Речь идет про естественную реакцию организма на воздействие извне, и пульс здорового человека в минуту после нагрузки сам стабилизируется через определенный промежуток времени. Продолжительность последнего будет зависеть от уровня проявленной физической активности. Обычно хватает 5 минут для того, чтобы ЧСС стабилизировалась.

Следует учитывать, что даже пульс здорового человека в минуту при ходьбе будет выше нормальных показателей, упомянутых ранее. Он зависит от скорости ходьбы, ее продолжительности. Повышение ЧСС будет незначительным (примерно на 5-20 единиц).

На фоне нагрузки возрастает потребность тканей в кислороде. Гипоксия (нехватка кислорода) служит сигналом для организма о том, что ему необходимо повышение активности сердечно-сосудистой системы. Основная задача ССС – сделать так, чтобы поступление кислорода в ткани покрывало его затраты.

Сердце это мышечный орган, выполняющий насосную функцию. Чем активнее и результативнее оно перекачивает кровь, тем лучше органы и ткани обеспечены кислородом. Первый путь увеличения кровотока – ускорение работы сердца. Чем выше ЧСС, тем больший объем крови оно может «перекачать» за определенный промежуток времени.

Второй путь адаптации к нагрузке – увеличение ударного объема (количества крови, выбрасываемого в сосуды за одно сердечное сокращение). То есть, улучшение «качества» работы сердца: чем большим объем камер сердца занимает кровь, тем выше сократимость миокарда. За счет этого сердце начинает выталкивать больший объем крови. Указанное явление называется законом Франка-Старлинга.


По мере увеличения пульса при нагрузке организм претерпевает разные физиологические изменения. На этой особенности основаны расчеты ЧСС для разных пульсовых зон в спортивных тренировках. Каждая из зон соответствует проценту ЧСС от максимально возможного показателя. Их выбирают в зависимости от желаемой цели. Виды зон интенсивности:

Терапевтическая зона ЧСС – 50-60% от максимальной. Используется для укрепления сердечно-сосудистой системы.

Зона частоты пульса для жиросжигания. 60-70%. Борьба с лишним весом.

Зона силовой выносливости. 70-80%. Повышение устойчивости к интенсивным физическим нагрузкам.

Зона совершенствования (тяжелая). 80-90%. Увеличение анаэробной выносливости – способности к длительным физическим нагрузкам, когда расход кислорода организмом выше, чем его поступление. Только для опытных спортсменов.

Зона совершенствования (максимальная). 90-100%. Развитие спринтерской скорости.

Для безопасной тренировки сердечно-сосудистой системы используют пульсовую зону №1.

Как правильно рассчитать оптимальную нагрузку? Сначала найти максимальную ЧСС, для этого: 220 – возраст (годы). Затем высчитать диапазон рекомендуемого пульса: от ЧССmax*0,5 до ЧССmax 0,6.

Пример расчета оптимального пульса для тренировки: Пациенту 40 лет. ЧССmax: 220 – 40 = 180 уд./мин. Рекомендуемая зона №1: 180*0,5 до 180*0,6. Целевой пульс при нагрузке: от 90 до 108 уд./мин. То есть нагрузки во время занятий нужно распределять так, чтобы частота пульса выписывалась в этот диапазон.

Для безопасной нормы беговой тренировки показана умеренная физическая нагрузка. Основной ориентир – это возможность разговаривать во время пробежки. Если во время бега пульс и частота дыхания увеличились до рекомендуемых, но это не мешает вести беседу, то нагрузку можно считать умеренной.

Частота сердечных сокращений при нагрузках прямо пропорциональна величине нагрузок. Чем большую физическую работу выполняет организм, тем выше потребность тканей в кислороде и, следовательно, тем быстрее ЧСС.

Влияние физиологических особенностей

1. ЧСС у детей изначально выше, чем у взрослых. При физической нагрузке у детей в отличии от взрослых ударный объем (количество крови, выбрасываемое сердцем в сосуды за одно сокращение), пульс и артериальное давление повышается сильнее. Чем младше ребенок, тем сильнее ускоряется пульс даже на незначительную нагрузку. УО при этом изменяется мало. Ближе к 13-15 годам показатели ЧСС становятся похожими на взрослые. Со временем ударный объем становится больше.


2. Есть адаптационные отличия и в зависимости от пола. У мужчин кровоток улучшается в большей степени за счет увеличения ударного объема и в меньшей – за счет ускорения ЧСС. По этой причине пульс у мужчин, как правило, чуть меньше (на 6-8 уд/мин), чем у женщин.

3. На частоту пульса влияет рост (обратная зависимость – чем выше рост, тем, как правило, меньше ЧСС)

4. У человека, профессионально занимающегося спортом, значительно развиты адаптивные механизмы. Брадикардия в покое для него является нормой. Пульс может быть ниже не только 60, но и 40-50 уд./мин. Почему спортсменам комфортно с таким пульсом? Потому что на фоне тренировок у них увеличился ударный объем. Сердце спортсмена во время физических нагрузок сокращается гораздо эффективнее, что у нетренированного человека.

Значения пульса во время физических нагрузок


Пульс необходимо измерять до тренировочного процесса, во время него и после. Нормальный показатель пульса до начала тренировок равняется 60-90 уд./мин. При физических нагрузках частота пульса имеет тенденцию увеличиваться. Maximum достигается при ЧСС 170-180 уд./мин., что составляет приблизительно 80-90% от нормального показателя.

1. Пульс на разминочном процессе. Составляет 120 уд./мин.

2. В середине спортивных тренировок. Показатель увеличивается и колеблется в пределах 162-180 уд./мин.

3. Для людей, редко занимающихся спортивными упражнениями. Нормальный пульс равняется 150 уд./мин.

4. После окончания разминочного процесса и растяжки пульс должен прийти к изначальному показателю, который был до начала тренировочного процесса.

Для того, чтобы не навредить своему организму во время тренировки, необходимо отслеживать показатели пульса. Не стоит доводить его до критических значений. Необходимо научиться находить ту пульсовую зону, которая сигнализирует о том, что организму пора отдохнуть.

Вы спросите: «Зачем считать пульс во время тренировки? Это лишняя трата времени!» Лучше это все-таки делать по следующим причинам:

  • ЧСС — это показатель вашей физической формы

Отслеживать ее изменения так же важно, как изменение веса и объемов тела. По мере роста вашей тренированности пульс в покое (измеряется с утра, до того как встали с кровати) будет снижаться. Во время физической нагрузки — возрастать уже не так сильно, как у новичков. На прежнем пульсе в минуту вы сможете справляться с все более серьезными нагрузками. Если этого не происходит, вы неправильно тренируетесь.

  • Зоны пульса могут стать хорошим ориентиром для выстраивания тренировок

В частности, интервальных. Это нужно и новичкам, которые, скажем, только начинают бегать и время от времени должны переходить на ходьбу, и «старичкам», которым необходимо научиться быстрее двигаться на лыжах, на велосипеде, на роликах: для этого нужно чередовать зоны высокого и низкого пульса.

  • Считать пульс необходимо сердечникам

Обязательно! При любых подозрениях на проблемы с сердцем. Как правило, кардиологи дают своим пациентам рекомендации, выше какой отметки не должна подниматься ЧСС. И если пульс зашкаливает или становится неровным, прервите тренировку и, если нужно, обратитесь за помощью.

  • Пульс просигналит вам о перетренировке

Первый звоночек — он повышен с утра, а после занятия в течение часа не возвращается к тому же значению, что был до него. Требуется полный отдых на 1-2 недели.

Проведение эксперимента с пульсом человека

Цель моего исследовательского задания определить зависимость пульса от различных физических нагрузок (бег, отжимания, приседания, подтягивания). Специального оборудования для измерения частоты сердечных сокращений у меня не было, я измеряла пульс методом пальпации и использовала секундомер на смартфоне.


В эксперименте принимали участие четыре ученика школы. Все участники выполняли физические упражнения: бег, отжимания, приседания, подтягивания.

Сначала я измерила у всех ребят пульс в состоянии покоя. У всех он оказался в пределах нормы. Зафиксировала результаты.

Участники поэтапно выполняли физические упражнения. Ритм выполнения упражнений выбирали средний. Начали мы с бега. По окончанию выполнения упражнения «бег», я подсчитала число пульсовых ударов: сразу после нагрузки и спустя 1 мин и 2 мин. Результаты зафиксировала, а затем занесла в таблицу.

То же проделала и для других физических упражнений (отжимания, приседания, подтягивания). Между различными физическими упражнениями ребята делали перерывы для отдыха.

Результаты эксперимента представлены в таблицах.

Пульс

Рома

Миша

Сережа

Диана

ЧСС в покое

65

83

69

74



Из литературных источников мне стало известно, что пульс в покое у мальчиков реже, чем у девочек. Но в моем исследовании эти данные не нашли подтверждение.

Анализ результатов

БЕГ

Физические упражнения

Участники эксперимента

Пульс через временные интервалы, уд/мин

0 мин

1 мин

2 мин

3 мин


Рома

126

115

94


Миша

85

79

76


Сережа

89

80

77


Диана

95

86

75




Из графика видно, что наименьшие пульсовые изменения на данную физ. нагрузку имеют два участника – их пульс участился в среднем на 9 ударов и через 2 минуты практически пришел в норму. У одного участника наиболее выражен скачок ЧСС – непосредственно после нагрузки пульс участился на 43 удара от состояния покоя и через 2 минуты составил 94 уд/мин.



Из диаграммы видно, что при беге у участников эксперимента участился пульс непосредственно после нагрузки в среднем на 20 ударов в минуту.

ОТЖИМАНИЯ

Физические упражнения

Участники эксперимента

Пульс через временные интервалы, уд/мин

0 мин

1 мин

2 мин

3 мин


Рома

110

102

95


Миша

76

74

69


Сережа

90

79

75


Диана

96

81

78




ПРИСЕДАНИЯ

Физические упражнения

Участники эксперимента

Пульс через временные интервалы, уд/мин

0 мин

1 мин

2 мин

3 мин


Рома

89

84

83


Миша

91

72

67


Сережа

77

76

73


Диана

83

77

72




Упражнение «приседания» оказалось для участников наиболее легким, что видно на диаграмме: в среднем пульс участился на 12,5 уд/мин и полностью восстановился по истечении 2 минут.

ПОДТЯГИВАНИЯ

Физические упражнения

Участники эксперимента

Пульс через временные интервалы, уд/мин

0 мин

1 мин

2 мин

3 мин


Рома

100

88

84


Миша

98

82

75


Сережа

92

90

83


Диана

90

86

81




Из данных видно, что у мальчиков пульсовой «отклик» на подтягивание выше, чем у девочек. Возможно, потому что мальчики больше «выкладываются» на данном задании. Но и пульс у них восстановился быстрее. Скорее всего это связано с натренированностью мужского организма для этого упражнения.

Упражнение «подтягивания» самое трудоемкое из четырех взятых мною в качестве эксперимента - непосредственно после нагрузки ЧСС выше, чем в предыдущих заданиях.

Я составила сравнительные диаграммы для ознакомления участников эксперимента с изменениями их пульса при выполнении различных упражнений - сразу после нагрузки и восстановление ЧСС по истечении 2 минут. Так, каждый из них сможет сделать вывод о том, правильно ли он тренируется - при выполнении какого упражнении следует более тщательно обратить внимание на свой пульс и скорректировать нагрузку.







Заключение

В ходе исследовательской работы я сделала следующие выводы:

1. При физических нагрузках частота сердечных сокращений увеличивается, причем прямо пропорционально величине нагрузок. Чем большую физическую работу выполняет организм, тем быстрее пульс.

Таким образом, гипотеза, высказанная мною до начала эксперимента полностью подтвердилась.

2. После прекращения физических нагрузок среднее арифметическое ЧСС участников постепенно уменьшалась и становилась примерно 76 ударов в минуту, что достаточно близко к показателям ЧСС в покое – 71,5 ударов в минуту.

3. Данные о том, что ЧСС у мальчиков реже, чем у девочек в моей работе не подтвердились.

4. Заболевания сердечно-сосудистой системы – одна из самых частых причин преждевременной смерти в современном обществе. Пульс у подростков должен измеряться регулярно, особенно при физических нагрузках, так как именно он является главным показателем нормальной работы сердца. Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать о развитии патологий, нуждающихся в срочном лечении.

Данная научно-исследовательская работа показалась мне очень интересной и полезной, позволяющей взглянуть на свой организм и его реакции по-новому. Трудности возникли лишь с ограниченностью во времени для проведения непосредственно эксперимента. Но с поставленной задачей я считаю что справилась.

В заключение хочется сказать, что мы должны помнить, что наше здоровье зависит только от нас. Каждый наш следующий день зависит от того, какой выбор мы делаем сегодня. И этот выбор остается за нами.

Список литературы

  1. Заликина Л.С. Учебное пособие по общему уходу за больными.-2-е издание. М.; Медицина, 1979г. – с.201 – 203.

  2. Галкин В.А.. Внутренние болезни с уходом за больными и основами патологии. М.; Медицина, 1976г. с.159.

  3. Интернет.



10