Выступление на тему:
«От формирования правильной речи до читательской грамотности у детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей».
Разработала:
Татьяна Владимировна Мартынюк
Старший воспитатель
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». И, к сожалению, чтение уходит на второй план, становится неинтересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить. В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.
Константин Дмитриевич Ушинский в своё время сказал замечательные слова: «Читать, это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное»
Но актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ? А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли детям прививать любовь к книге? Ответ однозначный – да! Так что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность - это не перелистывание книги и рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимое в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Существует и более широкая, так скажем, более научная формулировка читательской грамотности:
– потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития;
– готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации;
– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
– умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненной ситуации;
В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как: «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение; «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза.
Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в дошкольном возрасте, по мнению В.И. Логиновой, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребёнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определённые правила: чётко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.
В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:
Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
Его принадлежность к подлинному искусству;
Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. И, конечно, в этом главную и огромную роль играют родители. Семья - главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. Чем больше ребенку младшего возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие, ведь основное познание мира через книгу и чтение продолжается от 3 до 6 лет.
Перейдем к еще одному важному условию формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста - работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи:
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста, позитивными и негативными стереотипами.
2. Расширить их представления о детской литературе.
3. Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Для успешного формирования интереса к книге и чтению в раннем возрасте необходимо решать следующие задачи в семье и детском саду:
В семье:
1. Ежедневное чтение детям художественных произведений.
2.Ввести в круг чтения детскую периодику.
3. Учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал. 4. Создавать детскую домашнюю библиотеку.
В детском саду:
1. Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения.
2. Контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения, выбору книг, книжных новинок.
3. Активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению).
4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.
Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, воспитатели и родители должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».
Для формирования интереса к чтению и книге у детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: учет возрастных особенностей развития ребенка; организация ежедневных чтений в свободной форме; создание книжных уголков (в домашних условиях и в условиях ДОУ); тщательный подбор литературных произведений; беседы о книгах; вечера сказок, загадок; кукольные драматизации; сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами; привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.
Таким образом, существует пять основных причин, по которым надо читать книги:
-общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта;
-читая книги ребёнок обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
-читая книги ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально;
-чтение книг содействует успешному усвоению грамотного письма;
-успешность ребёнка в учёбе напрямую зависит от его начитанности;
Литературный вкус надо формировать у ребёнка с ранних лет. Включение ребёнка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению. В силу своей профессиональной деятельности, мы очень много времени уделяем своим воспитанникам и нередко случается так, что обделяем вниманием своих родных детей. Поэтому я хочу пожелать вам здоровья, успехов в работе и прививать любовь и интерес к книге не только детям детских садов и школ, но и своим дочкам, сыночкам и внукам. Спасибо за внимание!