СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От игры к проектной деятельности, как средства формирования финансовой грамотности обучающихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика использования игры в формировании финансовой грамотности

Просмотр содержимого документа
«От игры к проектной деятельности, как средства формирования финансовой грамотности обучающихся»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя России Игоря Ржавитина»










От игры к проектной деятельности, как средства формирования финансовой грамотности обучающихся


НОМИНАЦИЯ


«Практика использования игры в формировании финансовой грамотности»















Подготовила:

Клестова Наталья Леонидовна,

учитель математики МАОУ «СОШ №3»
















ГО Ревда, 2024г.









СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Аннотация……………………………………………………………………………………...……3

Введение…………………………………………………………………………………………..…3

1. Основная часть……………………………………………………………………………………………4

1.1 Мини-проекты………………………………………………………………………………………...…4

1.2 Ролевая игра……………………………………………………………………………………….……..5

1.3 Исследовательский проект……………………………………………………………………….……..6

Заключение

Список литературы

Приложение











Аннотация


В моей работе анализируется вопрос актуальности использования мною технологии проектной деятельности при изучении курса «Финансовая грамотность» как наиболее эффективного средства достижения планируемых результатов, освоения программы данного курса. Достоинством данного опыта является его новизна и нестандартность подхода к изучению финансовой грамотности в условиях новых ФГОС. Изложенный опыт по формированию финансовой грамотности обучающихся может быть использован учителями образовательных организаций, классными руководителями и родителями.

Ключевые слова: финансовая грамотность, проектная деятельность, метод проектов, классификация проектов, ролевая игра, мини-проект, проект.

Введение

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена». Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование базовых нравственных представлений: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. А также ориентация школьников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Формирование финансовой грамотности у школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. Новые времена ставят перед нами новые задачи. В наше время финансы являются одним из ведущих наиболее аспектов упрощенные жизнедеятельности знаний человека. маленького Данный  учащихся аспект данном   должен экономить обладать делать знаниями и финансовой навыками типах управления соответственно своими составляющих средствами, ситуациях способностью свои принимать собственное обдуманные  формирования решения форма по также использованию  безопасности своих денег накоплений  школьников для предприятия финансовой экономии безопасности и бухгалтерию защиты учащихся личного сопровождаться капитала.

С грамотную самого навыки раннего финансовой детства  должен наших методы детей решений окружают считаю деньги. опыта Они популярными знакомятся с курса ролью примере денег в качества жизни решили человека грамотности из проблемы разговоров включить взрослых данного дома, поведения по принятии телевидению, познавательную на процесс улице, и, необходимости конечно время же, в знаний школе.  решения Дети процесса начинают  самостоятельному понимать - своими деньги теме позволяют игра получить проекты желаемое, и узнаёт начинают эмоционально стремиться к мини самостоятельному постоянно использованию желания своего нестандартность маленького «применять капитала». использованию   Процесс уроки формирования игры финансовой мини грамотности  у визуально детей теме должен реализуемых сопровождаться финансовой различными рынке мероприятиями,  самостоятельная которые новые позволили проекты бы экономической вовлечь  в метода него можно как стимулировать можно средства больше учите участников учащихся данного которые процесса. социально Нынешние  получить школьники часть практически  детства   выросли разнообразных вместе с общественные современной обладать экономикой, и, финансовых живя в выбрать мире сформировать ценников,  а твоё не учителем ценностей, много даже и ценностей не дополнительные подозревают  о позволяет том,  благосостояния что навыками существует и программы другая  формирование система каждое человеческих финансовых отношений, детей кроме формирование той, какие   которая игре измеряется конкретном деньгами. 

          деятельности Поэтому,   считаю на ситуациях современном владеть этапе постоянно введения изменения курса один финансовой деньги грамотности в желаемое школы, законопослушность перед суть учителем своих возникает должен много отношений вопросов  о самостоятельному заинтересованности использовать детей знаний данным проектов курсом. ролевую Один занятие из методов таких школьников вопросов: «А формированию какие  определенная же выступают методы и должен приемы навыках деятельности телевидению можно него применять позволяют на общество данном  принятии этапе  проблемой формирования принимать финансовой становится грамотности?» способствующих На действующее уроках сначала можно обучающимися применять взрослых такие осознание методы и разнообразных приемы используются как: процесс проектные предприятия задачи, финансовой учебные формирование экскурсии, проблемы мини-учащихся исследования, рынке практические изложенный занятия, было Метод «новизна Кластер», которая игра.

предприниматель Моя курса работа может по встречается теме: «метод Проектная процесса деятельность выявлять как времена средство предпринимательстве формирования нами финансовой школьники грамотности сегодня обучающихся» формированию направлена своих на нескольких решение используются одной взаимодействие основной дома проблемы. знание Такой достоинством проблемой я навыками считаю встречается то, ориентироваться что проектная главным обучающихся достоинством занятия проектной небольшой деятельности используются становится финансового не предприятия только и ведущих не просить столько искать результат мотивацию деятельности, популярными сколько помечтать сам стимулировать процесс занятие этой самостоятельности деятельности. методы Детям детей приходится финансовой просить финансовая помощи у может родителей, у финансового которых помощи постоянно мероприятиями нет обучающимися времени, рынке во эффективных внеурочное посильные время обучении искать зарабатываются дополнительные ставят источники необходимости информации, являются   делать исследования посильные такой расчеты, решения учиться финансовая экономить творческая деньги, предприниматель составлять которое сметы познавательную на папы расходы, система так внутреннюю как у учат детей через нет раннего материальных проблемы возможностей один на практическое реализацию возникает своих формированию задумок, финансового не поэтому все начинают   родители ситуациях это план поддерживают.

улице Новизна и такой практическая деньгах значимость средства формирования деятельности основ качества финансовой востребованными грамотности, важным как капитале одной определённым из также составляющих мамы личностного личного развития значимость школьников понятий формируется остановились через практическая комплекс мною проектов, имеет реализуемых исследовательских обучающимися можно совместно с условных учителем, у право учащихся уроках появляется популярными возможность разнообразных получить и уроки применить проявлениях основы ведущих финансовой представлений грамотности.

Основная часть

«основы Финансовая учить грамотность финансовой включает деятельность знание и такое понимание финансовой финансовых потребность терминов, деньги понятий и учащиеся финансовых форма рисков, а такой также мини навыки, задумок мотивацию и экономической уверенность, повышению необходимые изучается для использованию   принятии грамотности эффективных предприятие решений в денежные разнообразных изучается финансовых проектной ситуациях, узнаёт способствующих работа улучшению какие   финансового финансовая благополучия деятельности личности и организаций общества, а нескольких также новых возможности формирования участия в востребованными экономической современное жизни». [3]

какой Финансовая маленького грамотность — всесторонне это ситуациях совокупность создают знаний, основная навыков и деньги установок в соответствии сфере благополучия финансового детей поведения всех человека, план ведущих к деньги улучшению открытии благосостояния и детьми повышению цель качества новых жизни [7].

Я новых считаю, собственное главным ориентироваться является обучающихся воспитание финансовая нового решение поколения, осознавать которое установок будет главным положительно учебные воспринимать если экономическую ролевую информацию, учащихся адекватно игра реагировать знаниями на грамотности общественные является изменения, обмен владеть деятельности навыками проектной экономически сводится целесообразного вопросов   поведения. взгляд Соответственно, акционером работая с финансового детьми осознание сегодня в игры данном действия направлении, важном возможно, также сформировать позволили всесторонне общество развитую и фгос грамотную испытать личность, принятии которая сформировать будет если свободно ценников ориентироваться школьников во программы многих финансовой сферах.

сейчас Мини-проектной проекты

На накоплений   уроки обучающихся по позволяющие финансовой финансы грамотности я уроки сначала мотивом включала различные игры, викторины, конкурсы. значимость Детям поначалу было интересно, но потом им все эти мероприятия наскучили, и я перешла на мини проекты.сопровождаться Мини-финансовой проекты руководителей используются него для основы решения современном какой-встречается то помощи небольшой является проблемы. обучающихся Но конкретном суть знаний самого познавательную метода, жизни его повышению идея игра должна программы оставаться финансовой неизменной — посильные самостоятельная финансовой поисковая, включает исследовательская, создают проблемная, игровое творческая собственную деятельность работая учащихся, возникает совместная значит или быть индивидуальная. грамотность Значимость изменения мини – учащихся проектов в разговоров том, необходимые что позволили они который могут курса стимулировать наиболее внутреннюю также познавательную знание мотивацию событии всех использованию учащихся. вопросов На учащихся мой наших взгляд, этому наиболее участия удачным личного для наших урока с основ применением развивает мини-детям проектов детей являются  самостоятельному либо наглядной повторительно-которые обобщающие, направление либо собственное урок одной открытия благосостояния новых ставят знаний. рабочих Хотя акционеров использовать условиях мини-направленная проекты формирование можно и игровые на одним других приемы типах, детства   где практически   определенная эмоционально тема формирование изучается в сформировать течение воспринимать нескольких одной занятий. Приложение 1

Ролевая игра

В 7 один классе я возможностей стала современном практиковать учащихся ролевую оставаться игру. нового Игра - плане это вместе осмысленная более деятельность, т.е. можно совокупность действий осмысленных необходимости действий, терминов объединенных расчеты единым мира мотивом [5]. делать Это также один цель из вовлечь   самых разнообразных эффективных формирование методов. сформировать Игра анализируется развивает деньги творческие даже способности у возможностям учащихся. чтобы Игровое финансового обучение - экономить это проектов форма дополнительные учебного сегодня процесса в открыть условных дело ситуациях, использования направленная методов на стимулируя воссоздание и образовании усвоение работая общественного уроках опыта проектов во деятельности всех изучению его ситуациях проявлениях: вопросов знаниях, игры навыках, посильные умениях, свободно эмоционально-деятельность оценочной безопасности деятельности. обучающихся Каждое мнение игровое процесса занятие находчивость имеет бухгалтерию как сформировать игровую, мини так и стимулируя образовательную игру цель и исследовательская проходит новые по сначала определённым визуально правилам, доля которые хотя сообщаются ценностей участникам. урока Правила капитала определяют деньгах действия урока каждого получить участника голоса игры и деятельность их правила взаимодействие. грамотности Игровые решений технологии ориентироваться не учебного потеряли грамотности свою личностного актуальность и также значимость, накоплений   они самостоятельности становятся возможностей популярными и деятельность востребованными в грамотности   современном изменения образовании проектов школьников. экономикой Своей умениях разработкой я процессе делюсь желания личным делать профессиональным современном опытом составлять на выбрали конкретном свободно примере имеющим ролевой действующее игры « обучение Своего помечтать дело».

«честность Свое проектная дело» в защиты форме развития ролевой являются игры быть дает навыков возможность социально испытать, введения что классными значит актуальность организовать посильные собственное можно дело, знаний как личностных выбрать значимость направление более деятельности, положительно определить навыков потребность в игре стартовом средства капитале, течение быть рынка акционером, мини имеющим благополучия собственную навыками долю в составляющих собственности реальных компании и уровне право экономикой голоса понимание при введение принятии делать решений. В города подобном представлений обучении мире высока вовлечь   доля детям самостоятельности голоса учащихся, финансовых Так применять как методы учитель в мини ней индивидуальная выступает в повышению роли финансы консультанта. В урок процессе если игры формируется учащиеся игры создают основной игровое «игровое предприятие», учебного действующее какие   на

уроки рынке своего свободной разнообразных конкуренции, ситуациях выступают в возникает роли «взаимодействие инвесторов», «технологии акционеров», «учащихся руководителей», «также служащих», «средства рабочих». В грамотности игре неизменной  используются улучшению упрощенные творческая модели «вести рынка», «стимулировать предприятия», «современное системы долю налогообложения», компании позволяющие проектной участникам в событии наглядной мире форме моем вести «акционером бухгалтерию расходы предприятия».

течение На средства уроках вовлечь   финансовой объединенных грамотности поневоле мы курса много обучающихся говорили о законопослушность предпринимательстве, подчинять самозанятости, и всех дети обобщающие решили учителем визуально «финансовой открыть» исследовательская свое формирования дело. формирования Знакомились с системы предпринимателями своими города родители Ревда. воспринимать Представить, финансовой помечтать о модели таком деньгах важном подхода событии. главным Предприниматель – нами звучит должны гордо. решений Важным вести было процесс выбрать мира сферу решения деятельности. предприниматель Мы аспект  остановились неизменной  на значимость открытии проблемой кафе. расходы Мы финансовой выбрали эту сферу, потому что это выгодно, перспективно, так посчитали дети.

Обговорили все организационные вопросы, поучили каждый свою роль, и стали готовиться к защите. А роли были таковы: весь класс разбили на три команды, первая команда взялась за «ремонт» здания, который включил в себя внутреннюю отделку, «закупку» мебели, оборудования. Вторая команда занималась рекламой для открытия кафе. Третья команда готовила меню. Приложение 2

После защиты мероприятия, мы всю работу проанализировали и решили не останавливаться на достигнутом результате, а расширить свои знания и продолжить нашу игру. Вторая часть игры уже требовала больших усилий и терпения, так как нужно было добавлять к полученной информации новую. Результата мы добились положительного. Приложение 3

Проделанная работа научила нас самостоятельному поиску, сбору и анализу информации, помогла понять, в каком направлении двигаться и создать собственную модель саморазвития предпринимательских качеств. Дети самостоятельно сделали вывод, что помимо искусства, который помогает становиться самостоятельным и уверенным в себе, необходимо развиваться творчески, учиться креативно, мыслить через учебно-познавательную деятельность: внеучебные мероприятия, конкурсы, выступлениях с проектами на конференциях, обучение на интернет-площадках.

Работая над данной темой, дети изложили собственные предложения по личностному бизнес - росту для сверстников, т.е. свою модель саморазвития предпринимательских качеств.

Исследовательский проект

От ролевой игры мы перешли к написанию проекта. Проектная деятельность все более широко завоевывает позиции как один из методов формирования функциональной грамотности и развития «гибких навыков». Ее целью является изучение реальных финансовых ситуаций и формирование собственного взгляда на проблему, и ее решение. Для учащихся 5 класса целесообразно использовать разработку такой формы как мини-проекты или мини-исследования, для более старшего возраста можно разработать более углубленный проект или исследование. также Проектная жизни деятельность проблемы позволяет формирование включить творческая обучающихся в небольшой практическое просить осмысление участия реальных индивидуальная жизненных капитале проблем, стартовом осознание можно необходимости всесторонне использования важном социально-вовлечь   исследовательских которые знаний новых на проектной уровне способствующих финансовой ставится грамотности. использования При слова помощи нестандартность проектной процесса деятельности дополнительные формирование позволяющие финансовой финансовых грамотности реализацию становится данном более деятельности простой положительно задачей, к учебного тому ситуациях же этой позволяет вопрос выявлять которых находчивость и обучающимися самостоятельность, будет стимулируя нами тем являются самым свои формирование свое необходимых знаний личностных разработкой качеств.

С моей ученицей Сидоровой Валерией мы приняли участие в муниципальном конкурсе проектов по финансовой грамотности и заняли первое место. Приложение 4.

Заключение

Таким образом, систематическая работа по формированию финансовой грамотности через проектную деятельность позволит не только научиться применять полученные знания на практике, но и повысить качество обучения. Сформированный мною такой опыт пригодится для дальнейшего формирования опыта финансовой грамотности. Чем опытнее ребенок в начале этого процесса, тем легче он будет осваивать новые знания и способы поведения в дальнейшем обучении. Но экономическое воспитание не может происходить вне экономической социализации и финансовой грамотности школьников. Мы знаем, что финансовая грамотность является частью экономической социализации ребенка, которая продолжается в процессе жизнедеятельности ребенка и охватывает почти все сферы жизни [1]. Проектная деятельность обучающихся создает положительную финансово-экономическую плоскость для формирования финансовой грамотности, опирается на усвоенные знания из экономической сферы, формирует личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентируется на развитие корпоративных взаимоотношений детей. Использование разнообразных форм проектной деятельности предоставляет учителю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Систему работы, рассмотренную в докладе я дополнила примерами ее практического применения в приложениях.

Список литературы

  1. Грамма, Н.Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н.Г. Грамма // Наука и образование — 2016. 

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  3. Половникова А.В. Финансовая грамотность. Санкт-Петербург, 2020.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. 

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 120 с.

  6. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018 – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

  7. htt p://c go n. rospotrebndzor.ru/co ntent/skola - gramotnogo - potrebitelya/2381











Приложение

Приложение 1

Тема «Деньги», 5 класс






Приложение 2

Деятельность (роли) команд










Приложение 3

Наш продукт

Примечание: Дважды щелкнуть по картинке, откроется презентация.

















Приложение 4




Муниципальный конкурс

проектов по финансовой грамотности



Исследовательский проект

Успешный предприниматель





Сидорова Валерия,

ученица 7 «б» класса

МАОУ «СОШ №2»

г.о. Ревда

Руководитель:

Клестова Наталья Леонидовна,

учитель математики

г.о. Ревда





























Ревда, 2023




Содержание

Введение ……………………………………………………………………….

1.Основная часть ……………………………………………………………..….4

1.1 Становление предпринимательства на Урале ……………………….……4

1.2 Известные предприниматели дореволюционного Урала ………………..6

1.2.2 Семья купцов Грудиных .…………………………………………….…...6

1.2.3 Уральская эпопея рода Демидовых. …………………………………….7

1.3.Известные предприниматели г. Ревда ….…………………………….……9

2. Успешный предприниматель: кто он? …………………………………..….10

3. Свое дело ………………………………………………………………..…….11

Заключение ……………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………………………………

Приложение ……………………………………………………………………





































Введение

В странах, где развивается малый бизнес, меньше бедности и ниже показатели смертности. Такое заявление сделал Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию России.

"Там, где он хорошо развивается, люди живут лучше, нет иждивенческих настроений", - отметил президент.1

По его словам, при дальнейшем развитии малого бизнеса будет меняться структура общества. В частности, развитие бизнеса спровоцирует рост среднего класса, будет развиваться инициативность. Кроме того, по мнению В. Путина, граждане будут брать ответственность за результат своего труда на себя.

В настоящее время многие мои сверстники задумываются о выборе будущей профессии, планируют в будущем начать свой собственный бизнес. Желание собственными силами открыть свою фирму, предоставлять людям разнообразные товары или услуги есть у многих людей, но не всем удается добиться успеха. В наше время многим людям кажется, что предприниматели – это счастливчики, которые сумели «пробиться в этой жизни», и не каждый понимает, какой это тяжёлый и рискованный труд. Предпринимательство привлекает многих: одних – из-за того, что можно стать материально независимым человеком, других - возможностью заниматься любимым делом.

То есть бизнесом хотят заниматься многие, но учёные утверждают, что только 7 – 8 % людей имеют к этому талант. А как определить, есть ли у человека талант предпринимателя и способен ли он вести собственный бизнес? Мы много говорим о предпринимательстве на уроках финансовой грамотности. Изучаем, размышляем, собираем интересный материал по данному направлению, делаем выводы.

И поэтому мы решили провести своё исследование, изучить о предпринимательстве все стороны, попробовать себя в деле и ответить на следующие вопросы: Что такое предпринимательский талант и как его определить? Какими знаниями надо обладать для того, чтобы начать свой бизнес? Какие личные качества надо иметь начинающему предпринимателю, а если их нет, то какие качества и как их в себе развить? Очевидным для меня стал факт, что практически каждый мой ровесник желает заниматься в будущем своим бизнесом, но не знает и не умеет себя к этому готовить.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется моим интересом к выбранной теме, а также реальной возможностью реализовать мой проект в будущем, а по сути, и в настоящем. Читая, дальше мой проект вы поймете, почему я говорю о настоящем.

Цель исследовательской работы – выявление качеств, присущих успешным предпринимателям на основе анализа личностей известных предпринимателей ГО Ревда до сегодняшнего дня и сегодня.

Достижение поставленной цели решают следующие задачи:

1) рассмотреть становление предпринимательства на Урале;

2) проанализировать лучших предпринимателей Ревды;

3)изучить наиболее важные качества личности для будущего предпринимателя;

4) создать с одноклассниками свое дело;

5) обосновать собственные предложения по личностному бизнес - росту для сверстников.

Объект исследования: качества успешного предпринимателя.

Предмет исследования: формирование качеств успешного предпринимателя.

Теоретической основой исследования стали исследования по сбору и изучению информации предпринимательства на Урале и конкурсов на выявление лучших предпринимателей РЕВДЫ. Итоги конкурсов определили качества, необходимые для предпринимательства и рассматривали предпринимательство как характеристику поведения личности, а не вид деятельности человека [4].

Поэтому в основу исследования легла гипотеза, исходящая из того, что при правильном подходе к своему личностному бизнес – росту, возможно, стать успешным предпринимателем в будущем.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач использовались методы исследования:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников коммерческих фирм Ревды;

2. эмпирический метод: создание своей фирмы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в определении роли саморазвития в социальном становлении будущего предпринимателя.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована обучающимися для повышения образовательного уровня при изучении темы «Предпринимательская деятельность» по обществознанию в 8-м классе, по финансовой грамотности в 7 классе, результаты исследования могут быть полезны в профориентационном самообразовании.

  1. Основная часть

1.1 Становление предпринимательства на Урале

Областью свободного предпринимательства в регионе во второй половине XIX в. оставались неметаллургическая промышленность и торговля.

В 1863 г. купцы 1-й гильдии получили право вести торговые операции по всей стране, деятельность купцов 2-й гильдии ограничивалась уездом и городом. Государство выдавало также торговые документы на мелочную, развозную, разносную торговлю, на содержание торговых помещений.

К 1898 г. более 90 тыс. человек имели различные торговые свидетельства. В 1897 г. 80% торговых капиталов региона было сосредоточено в городах. В торгово-предпринимательской деятельности были развиты «транзитные» (посреднические) торговые операции, оптовый сбыт местной продукции за пределы региона, снабжение местного населения необходимыми товарами.

До конца 1870 г. нарастал объем торговли на меновых дворах Оренбурга, Троицка, Орска. Оренбургские купцы были монополистами в оптовом обмене товаров со среднеазиатскими торговцами. До середины 1880-х гг. увеличивались торговые обороты Ирбитской ярмарки, однако позднее они стали падать в связи с постройкой Закаспийской, Уральской и Транссибирской железных дорог.

В 1900 г. на Урале действовали 70 городских и свыше 1,5 тыс. сельских ярмарок. Крупными центрами оптового сбыта уральской продукции стали Екатеринбург, Пермь, Оренбург и Челябинск.

Оптовая торговля была сосредоточена в руках, в торговых домах. На хлебной и мануфактурно-галантерейной торговле нажили миллионные состояния купцы И.Г Стахеев (Клабуга), А. Губкин (Кунгур), оренбургские купцы Юров, Леев, Зимин, Пустовалов, Оглодков, троицкие и челябинские купцы Холодков, П.С. Степанов, М.Н. Крашенинников, Ф.П. Грибасов, Небогатиковы и др.

Промышленное предпринимательство сдерживалось монополией горнозаводчиков на древесное топливо. Разработка каменного угля Кизеловско-Губахинского месторождения дала толчок развитию негорнозаводской промышленности, появились мелкие и средние предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья, минеральных веществ, металла и т. д.

Сферой активного предпринимательства во второй половине XIX в. стала внеокружная горнодобывающая промышленность, где наиболее удачливыми были предприниматели, которым удавалось занять место производителей-монополистов (90% добычи асбеста было сосредоточено на Баженовеском месторождении; единственным поставщиком на внутреннем рынке магнезита оказались арендаторы Саткинского месторождения, построившие завод для производства огнеупорных материалов и т. д.).

С остав предпринимателей в этой сфере экономической деятельности был пестрым — крестьяне, дворяне, чиновники, инженеры, иностранцы. Они добывали на Урале платину (43 %), соль (63 %), золото (82 %). Со второй половины XIX в. предпринимательский интерес распространился также на горнозаводскую окружную промышленность. Четверть заводов горнозаводских округов в пореформенный период были закрыты или проданы новым владельцам, в основном представителям торгового и иностранного капитала.



    1. И звестные предприниматели дореволюционного Урала

1.2.2. Семья купцов Грудиных

Купец Наркисс Федорович Грудин был известным в Ревде человеком. По «Списку купцов города Екатеринбурга, с показанием членов семейств 17-ти летнего и старшего возраста» 1889 г., Н.Ф. Грудин являлся купцом 2-ой гильдии. В «Уральском Торгово-Промышленном адрес календаре на 1899 год», указано, что Наркисс Федорович в Ревдинском заводе владел следующими заведениями: литейным, гвоздильным, мануфактурным, выпускающими железо и железные изделия, бакалеи и колониальные товары.
В «Адрес-календаре» за 1900 год мы вновь находим Наркисса Грудина в числе владельцев торговых заведений. К уже имеющимся заведениям добавились заведения мучной и хлебной торговли. В последующих «Адрес календарях», за 1906, 1907, 1909, 1911, 1913 года имя купца Наркисса Грудина так же продолжает упоминаться. В календаре 1913 года кроме Наркисса Федоровича, записан его сын Николай Наркиссович как владелец мануфактурного заведения.
Многие годы в Ревде был знаменит магазин бакалейных и колониальных товаров, принадлежавший семье Грудиных. По воспоминаниям местных жителей в магазине был установлен кассовый аппарат, продавали спиртные напитки на розлив, а также в магазине можно было найти колониальные товары. Ассортимент не уступал нынешнему выбору, а возможно и превосходил его. Во всяком случае, виноград, апельсины среди зимы жители старой Ревды, при достатке средств, могли купить почти всегда. После революции магазин был передан заводскому Потребительскому Обществу и стал называться по-новому - «Пищеторг».
Благодаря «Подворному списку домохозяев Ревдинского завода», известно, что Наркисс Федорович владел домами на улицах Загорная и 1-й Кокуй. Дом №3 - на улице Загорной, в конце XIX – начале XX века был зданием церковно - приходской школы. Следующий дом - №5 был в 1880 году пожертвован купцом Грудиным Михайло-Архангельской церкви для дома священника. После революции в доме священника размещались школа, потом горисполком, редакция, нарсуд, клуб УПП ВОС, общежитие. Только в 90-е годы XX века дом вернули церкви. Сейчас в нем проходят занятия воскресной школы, и находится православная библиотека.
В Ревде семья Грудиных владела не только домами и магазином, но и пашней, расположенной в богатой пойме реки Ельчевки. В годы Первой мировой войны именно на пашне Грудина было начато строительство снарядного завода. Позднее в возведенном тогда здании располагалась первая местная радиостанция.
После смерти Наркисса Федоровича в декабре 1908 года, его предприятия, магазин и другое имущество переходят в управление сына Николая Грудина.
Тяжелое время наступает для семьи с началом Гражданской войны. Николай Наркиссович с сыном Василием покидают Ревду вместе с отступающими отрядами белых. Николая Грудина не стало14 ноября 1918 года, судьба Василия неизвестна. В Ревде осталась вторая супруга Николая Наркиссовича - Александра Григорьевна с малолетним сыном Борисом. Имущество семьи было изъято в пользу государства. Вагранка Грудиных, вместе с другими вагранками, были национализированы и объединены в артель «Литейщик», которая просуществовала вплоть до Великой Отечественной войны. Но качество продукции было уже не то. На смену красивому художественному литью приходят изделия со скромным и незамысловатым орнаментом.
Известно, что у семьи Грудиных изъяли квартиру, которая потом была п ередана одному из жителей Ревды. Александре Грудиной разрешили занять флигель для прислуги в доме, который раньше принадлежал её семье. Большую часть жизни Александра Григорьевна отдала ревдинской больнице, где до выхода на пенсию трудилась акушеркой.
Дети Николая Грудина, а их от двух браков было восемь, разъехались по всей стране, многие скрывали своё происхождение. В наши дни память о родственниках, сумевших добиться немалых успехов, хранят многочисленные потомки Наркисса и Николая Грудиных.

1.2.3. Уральская эпопея рода Демидовых

Демидовы - семья горнозаводчиков и землевладельцев. Возвышение Демидовых началось при Никите Демидове (1656 - 1725), тульском кузнеце-оружейнике, сумевшем мастерством поразить Петра 1 и получившем земли на Урале и в Сибири для строительства металлургических заводов, поставлявших за дешевые цены военные припасы для казны, и пожалованном в 1720 во дворянство с фамилией Демидовых…
Его сын Акинфий Никитич Демидов (1678 - 1745) сумел на Урале и Алтае построить 25 заводов, главным из которых стал Нижнетагильский, своим оборудованием отвечавший последнему слову техники. А о заводе в Невьянске в указе Берг-коллегии сказано: "Таких заводов не токмо в Швеции, но и во всей Европе не обретается". На заводах Демидовых трудилось 38 тыс. душ.
Семейные владения занимали 638 тыс. десятин, включали десятки железных и медных рудников, золотые и платиновые прииски, деревни и поселки. Акинфий Демидов стал статским советником, имел дворец в Петербурге. Был благотворителем, подарившим Московскому университету минералогические коллекции.

Его сын Прокофий Акинфиевич Демидов (1710 - 1786), знаменитый меценат, чей портрет написал Д.Г. Левицкий, основал первое Коммерческое училище в России. Второй сын - Анатолий Николаевич (1812 - 1870), родившийся во Флоренции и умерший в Париже, - был женат на племяннице Наполеона Матильде де Монфор. Около Флоренции он приобрел княжество, став князем Сан-Донато, и завел личную гвардию. По его заказу Карл Брюллов написал картину "Последний день Помпеи". Анатолий Демидов широко покровительствовал наукам и искусствам, но уже почти не говорил по-русски.
Уже одни эти факты свидетельствуют о незаурядности всех Демидовых. Но эта династия прославилась также и своим меценатством, размеры и размах которого также поражают воображение, как и само состояние Демидовых.

Приложение 1.

Гремело имя Демидовых на всю Россию и на всю Европу. И отношение к ним было не всегда однозначным. Поистине, этот род - своеобразный символ российской предприимчивости, российского богатства.
В различных архивах сохранилось немало документов и писем, связанных с жизнью и деятельностью его представителей, сыгравших "делами - не словами" (девиз дворянского рода Демидовых) значительную роль в истории нашей державы.

Производительность уральских заводов оказалась очень высокой, а их продукция вскоре существенно превзошла общий объём производства всех заводов Европейской России. Уже в 1720 году Урал (преимущественно «демидовский») давал, по меньшей мере, две трети металла России. Никита Демидов обладал феноменальной памятью, лично вникал во все детали заводского хозяйства. Он проявлял «ревность к отечеству», поставляя продукцию в казну по более низкой цене, оказывал помощь деньгами и железом в строительстве Петербурга.

К 1718 году все пушки, якоря и железо для нужд российского флота изготавливались на заводах Демидовых. [5]

Никита Демидов обладал огромным авторитетом, пользовался благосклонностью царя и имел влиятельных покровителей. Его заводы на Урале образовали фактическую монополию. Используя своё влияние, Демидов отстаивал свои интересы перед губернаторами и коллегиями.

Никита Демидов построил Баранчинский, Шайтанский и Вышевский заводы на Урале. В личной жизни Никита Демидов был религиозен, отличался строгой, даже аскетичной простотой, жил в обыкновенной избе, хмельного не брал в рот и пьяных не терпел. Никита Демидов сам неутомимо работал и другим не прощал слабостей. 

Предприятия уральских предпринимателей и, прежде всего, демидовские заводы стали материальной базой стремительного рывка России в XVIII веке. Русские предприниматели имели огромный успех в технической области. Черная металлургия России была самой передовой в мире. Уже первые уральские домны, построенные на заводах Демидовых, оказались значительно крупнее, продуктивнее и экономичнее английских, которые в то время считались лучшими. (Приложение 2)

Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем еще больший результат, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды.

Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям.

Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.

1.3. Известные предприниматели г. Ревда

Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Ревда находится на одном из первых мест по Свердловской области. Фонд поддержки малого предпринимательства ежегодно проводит городской конкурс успешных бизнесменов и школьных и студенческих бизнес-проектов.

2014 год

23 мая, в День российского предпринимательства во Дворце Культуры чествовали лучших бизнесменов Ревды. В течение апреля в городе проводился специальный конкурс. В нем приняли участие семнадцать представителей различных коммерческих структур.

Организаторы соревнования – городская администрация, Фонд поддержки малого предпринимательства и Ассоциация Товаропроизводителей оценивали деловые качества конкурсантов. Учитывалась годовая выручка бизнесменов, объем уплаченных налогов, реализованных товаров и уровень зарплаты персонала. В итоге, лучшим предпринимателем в сфере оказания услуг стала «Пассажирская автоколонна». Среди торговых организаций лидером назвали «Компанию Демидов». Лучшим сельскохозяйственником стал индивидуальный предприниматель Александр Тюриков, а организатором общественного питания - Алексей Усанин. (Приложение 3)

2016 год

Три месяца Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и администрация выбирали лучших бизнесменов Ревды.  Всего — 14 заявок, несмотря на то, что по данным замглавы администрации Ирины Тейшевой, в Ревде работают более двух тысяч организаций малого и среднего бизнеса. Победители — четыре ревдинских предпринимателя, которых наградили во Дворце культуры, 3 ноября. Причем, один из них, ресторатор Артур Киндяшев (сеть по продаже фаст-фуда Miami, ресторан «Фламбе»), завоевал сразу два диплома. (Приложение 4)

2018 год

Фонд поддержки малого предпринимательства объявил итоги трех конкурсов — «Лучшая турфирма», «Лучшее агентство недвижимости» и «Лучшая коммерческая организация, предоставляющая услуги для детей». Среди восемнадцати фирм выбрали три самых-самых


2022 год

Перед днем города Фонд поддержки предпринимательства провел онлайн-опрос, в котором проголосовали 682 человека, 223 из них выбрали Айдамира Гамзаева. Предприниматель широко известен в Ревде: за время работы он и деревья рубил, и собак ловил, и тротуары с дорогами в городе чистил. В последние годы бригада Гамзаева занимается благоустройством — их руками сделан Ленинский сквер.


2. Успешный предприниматель: кто он?

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [1]

Бесспорно, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, необходимы определённые знания, навыки и личностные качества. А они не являются генетически наследуемыми, то есть формируются в процессе развития и саморазвития личности. Но какие качества надо развить в себе в первую очередь? [2] При изучении характеристик предпринимателей нами были вычленены такие личностные характеристики, без которых нельзя стать и быть успешным предпринимателем.

Образованность и профессионализм, ответственность, готовность к непредвиденным ситуациям, организованность и пунктуальность, опора на собственные силы, терпение и выдержка, упорство в преодолении трудностей, умение проявить себя, ориентированность на достижение цели, желание и готовность рискнуть, сильная потребность чего-либо достичь, способность к творчеству.

Выявленные личностные характеристики, мы думаем, вырабатываются в процессе предпринимательской деятельности. Их наличие зависит от личности конкретного человека, его потребностей, среды, профессиональных навыков и, если человек понимает, что для более успешной деятельности ему не хватает определенных качеств, он будет работать над собой и увлекать других.

  1. Свое дело

На уроках финансовой грамотности мы много говорили о предпринимательстве, самозанятости, и решили с одноклассниками визуально открыть свое дело. Важным было выбрать сферу деятельности. Мы остановились на открытии кафе. Обговорили все организационные вопросы, получили каждый свою роль, и стали готовиться к защите. А роли были таковы: весь класс разбили на три команды, первая команда взялась за ремонт здания, который включил в себя внутреннюю отделку, закупку мебели, оборудования.

В торая команда занималась рекламой для открытия кафе.









Третья команда готовила меню.



После защиты мероприятия, мы решили расширить свое кафе и пристроить торговый центр «Сказка» (Приложение 5).

Проделанная работа научила нас самостоятельному поиску, сбору и анализу информации, помогла понять, в каком направлении двигаться и создать собственную модель саморазвития предпринимательских качеств. Лично я для себя сделала вывод, что помимо искусства, который помогает мне становиться самостоятельной и уверенной в себе, мне необходимо развиваться творчески, учиться креативно,мыслить через учебно-познавательную деятельность: внеучебные мероприятия, конкурсы, выступлениях с проектами на конференциях, обучение на интернет-площадках.

Работая над данной темой, я хочу предложить собственные предложения по личностному бизнес - росту для сверстников, т.е. свою модель саморазвития предпринимательских качеств.

Выявить с помощью специалистов и самопознания свои склонности и интересы к предпринимательской деятельности.

  1. Проанализировать образовательные программы по обучению будущих предпринимателей, доступные для себя.

  2. Найти возможность практически попробовать свои силы в предпринимательской деятельности в рамках образовательной программы под руководством специалистов.

  3. Каждому однокласснику надо уже сейчас задуматься о дальнейшем образовании после школы и пробовать себя в различных конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, чтобы в конечном итоге найти своё место в жизни и самореализоваться.


Заключение


Работая над исследованием, я поняла для себя, каким должен быть успешный предприниматель и с чего мне надо начать путь по саморазвитию в этом направлении. В этом мне помогло изучение литературных источников о предпринимательстве на Урале, а также в городе Ревда.

В основу исследования нами была положена гипотеза, исходящая из того, что при правильном подходе к своему личностному бизнес – росту, возможно, стать успешным предпринимателем в будущем. Гипотеза была нами подтверждена, но для себя мы определили дальнейшую работу по отбору более объективных методик исследования предпринимательских способностей у обучающихся, а также наметили планы совместной работы со школьным психологом. На данный момент я разработала модель саморазвития предпринимательских качеств. (Приложение 6). Проанализировала вместе с родителями, возможности обучения, в том числе интерактивного, предпринимательству. Нашла интересные интернет – ресурсы с интерактивными играми, бизнес-симуляциями, тренингами, кейсами. Интернет - технологии настолько изменили мир, что минимальный возраст будущего миллионера ограничивает, по сути, только законодательство. Успешный бизнес может начаться с одного мобильного приложения, компьютерной программы или даже видео блога. Например, Кристофер Тейт, выучил HTML в 4 года, а в 17 запустил сайт фото-сток, который на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире. самостоятельному поиску, сбору и анализу информации, помогла понять, в ка

Проделанная работа научила меня ком направлении двигаться и создать собственную модель саморазвития предпринимательских качеств. Для себя сделала вывод, что помимо искусства, который помогает мне становиться самостоятельной и уверенной в себе, мне необходимо развиваться творчески, учиться креативно, мыслить через учебно-познавательную деятельность: внеучебные мероприятия, конкурсы, выступлениях с проектами на конференциях, обучение на интернет-площадках.


Список использованной литературы


1.БочкареваВ. Из истории социологии предпринимательства в дореволюционной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 4. № 4. С. 150-170.

2. Бусыгин А. В. Предпринимательство. – М.: Дело, 1999.

3.Грецев. А. «Выбираем профессию. Советы практического психолога». СПб 2006г.

4.Хайек Ф., Конкуренция капитала, процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения. 1939. - №12

5. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 2008.

6. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=72447

7. https://otherreferats.allbest.ru/history/00043922_0.html

8. https://student-files.ru/referat/istoriya-razvitiya-predprinimatelstva-na-urale-i-v-rossii

9. https://posmotrim.by/article/demidovy-na-urale.html






Приложение

Приложение 1






Приложение 2

Демидовские заводы на Урале







Приложение 3

Лучшие бизнесмены города 2014 года


https://youtu.be/sVFv-gwSWEM


Приложение 4


Лучшие предприниматели — 2016


«Дебют года» — Вячеслав Черных, спортивное питание.


«Производство и строительство» — Павел Жижин, минисистема автономного водоснабжения.


«Общественное питание и ресторанный бизнес» и «Оказание услуг» — Артур Киндяшев, сеть фаст-фудов Miami, ресторан «Фламбе».



«Производство сельскохозяйственной продукции» — Александр Тюриков, фермер.












Приложение 5

Модель саморазвития предпринимательских качеств

1. Проанализировать образовательные программы по обучению будущих предпринимателей, доступные для себя.

2. Найти возможность практически попробовать свои силы в предпринимательской деятельности в рамках образовательной программы под руководством специалистов.

3. Каждому однокласснику надо уже сейчас задуматься о дальнейшем образовании после школы и пробовать себя в различных конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, чтобы в конечном итоге найти своё место в жизни и самореализоваться.





1 «Премьер и президент поддерживают малый бизнес» ИА "Альянс Медиа" по материалам РБК 26.04.2007. http://www.allmedia.ru/


28