СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От охраны здоровья к успеху в учёбе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке дано описание мероприятий для профилактики нарушений двигательной активности детей младшего школьного возраста. Динамические упражнения, физминутки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз и тд.

Просмотр содержимого документа
«От охраны здоровья к успеху в учёбе»

От охраны здоровья к успеху в учёбе


учитель ГБОУ СОШ №1 с.Борское

Смирнова Е.П.


Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно и интересно жить. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами 1 и 2 степени. К моменту поступления в школу 40 – 60% детей уже имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8 -16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка. По мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения.

Необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе и дома, что и будет способствовать оздоровлению детского организма и адаптации детей к существующему уровню учебных нагрузок.

Суточная двигательная активность – это число движений за весь период бодрствования в течении суток. К ним относятся все виды движения: ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты. С возрастом суточная активность сначала стабилизируется, а затем снижается. Для детей 7-10 лет норма суточной двигательной активности составляет 4 – 5 часов (за один час ребёнок совершает минимум 500 – 1000 движений). Подъёмы двигательной активности наиболее выражены в первой половине дня – с 9 до 12 часов, во второй половине дня – с 16 до 18 часов, т.е. в соответствии с суточными биологическими ритмами. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и пятницу и последующее увеличение в воскресенье.

Профилактика нарушения двигательной активности включает в себя следующие мероприятия:

- выполнение режима дня с учётом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей);

- правильное соотношение динамического и статического компонентов на уроках и в свободное время;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс разных форм двигательной нагрузки (гимнастики до уроков, физкультурных минуток и пауз, динамических перемен и т.д.);

- организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы в школе.

На уроки физического воспитания в среднем приходится 16,6 – 37,5% общей суточной двигательной активности школьника, а на динамические упражнения в течение дня -44,6%.

Заглянем на урок физической культуры. На уроке активно работают те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамейке запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылки на плохое самочувствие, боли в животе, насморк и т.д.) Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то этого недостаточно, чтобы вырасти здоровым физически и духовно.

Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физминутки – это часть системы использования здоровье сберегающих технологий в школе.

Примеры физминуток.

Близнецы.

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- присесть;

- встать;

- встать на пальчики;

- наклониться влево;

- наклониться вправо;

- прогнуться назад;

- постоять на правой ноге, согнув левую в колене;

- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене и т.д.


Клоуны.

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- брови свести и развести;

- глаза прищурить, затем широко открыть;

- губы растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать;

- шею максимально вытянуть, затем опустить;

- плечи свести и развести;

- руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учёбе.


Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Вскинем наши пальчики,

Как ушками шевелят зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся – тише, тише.

Притихнем, словно в норах мыши.


Руки как ветки,

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так в небе летят журавли.

И как они сядут,

Мы тоже покажем –

Крылья сложить мы должны.


За тучку солнце спряталось

На целую минутку,

А мы все вместе проведём

Физкультурную минутку.

В ладони мы похлопаем

И чуть-чуть потопаем.


Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.


Вверх рука и вниз рука.

Подтянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим, вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.


Раз – присели, два – привстали,

Три –нагнулись и достали

Правою рукой носок,

Левой потолок.

В ладони мы похлопаем

И чуть-чуть потопаем

А потом присели

И тихонько сели.


Раз по тропочке лесной, по лесной,

по лесной,

Прыгал зайка озорной, озорной, так…

Мишка зайку догонял, догонял, догонял.

Он вразвалочку шагал, он шагал так…

И нарядна, хороша, хороша, хороша,

Шла лисичка не спеша, не спеша, так…



Упражнения для рук.


Рыбка.

Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперёд – назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки.


Птичка.

Локти установить на столе, скрестить кисти в запястье и соединить тыльной стороной друг с другом. Прогибая кисти, с напряжением выполнить движение вниз, затем расслабить кисти и вернуть их в первоначальное положение. (повторить 6-8 раз).


Веер.

Положить кисть на стол ладонью вверх. По очереди собрать пальцы в кулак и также выпрямить их, вернув в исходное положение. Движения выполнять сначала одной, потом другой кистью, а затем одновременно обеими кистями.


Волна.

Расположить руки перед собой ладонями вниз, пальцы развести. Совершать волнообразные движения по очереди каждым пальцем отдельно. Упражнение выполнять, как пальцами одной руки, так и пальцами двух рук одновременно.


Аплодисменты.

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочерёдно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой руки.


Буравчик.

Пальцы собрать в кулак. Вращать кисти по часовой стрелке и против часовой стрелки. Упражнение выполнять одновременно двумя руками.


Конь.

Выполнять короткие удары пальцами рук по столу, поочерёдно касаясь стола подушечками пальцев. Можно изменять темп и интенсивность удара.


Знакомство.

В большому пальцу по очереди прикасаются другие выпрямленные пальцы. Можно делать несколько прикосновений, а также увеличить темп упражнения.


Динамические упражнения


Динамические упражнения следует выполнять в исходном положении сидя, т.е. непосредственно на рабочем месте школьника ( за партой)


Голова – мяч.

Положить голову на правое плечо. Сделать толчок плечом и переложить голову на левое плечо. Затем сделать толчок левым плечом и переложить голову на правое плечо. Движение повторить 6-8 раз. В упражнение можно включить кисти рук и «перебрасывать» голову от плеча на ладонь и обратно. Возможны движения головой вправо – влево, вперёд – назад.


Любопытный нос.

Выполнять движения головой, двигаясь от кончика носа в направлениях: вперёд – назад, вверх – вниз, вправо – влево.


Несговорчивые уши.

Прислушиваясь правым ухом, перемещать сначала голову, а потом и всё туловище вправо. Затем из этого положения выполнять аналогичное перемещение влево. Движения делать в разных направлениях.


Нетерпеливые ноги.

По очереди отрывать от пола носки и пятки ног. Упражнение выполнять сначала одновременно двумя ногами, а затем то левой, то правой. В упражнении можно изменять темп и интенсивность.


Воронка.

Последовательно вращать по кругу головой, плечами и грудной клеткой. Упражнение выполнять сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.


Время выполнения этих упражнений 15-20 секунд.



Дыхательные упражнения


При выполнении дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнять по 10 секунд.


Маятник.

Покачивание головой вперёд – назад.


Китайский болванчик.

Покачивание головой вправо – влево.


Оглянись.

Повороты туловищем вправо – влево.


«Холодный ветер»

Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку. (2 раза)


«Тёплый ветер»

Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки. (2 раза)


«Нюхаем цветы»

Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот. (4 раза)


Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот. (2 раза)



Гимнастика для глаз


Филин

Закрыть глаза и держать закрытыми на счёт 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.


Метёлки.

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метёлки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

Упражнение повторить 4-5 раз.


Поймай зайку.

Ведущий включает и запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

Игра длится 45 сек.


  1. Зажмурить глаза. Открыть глаза. Повторить 5 раз.

  2. Круговые движения глазами. Головой не вращать. 10 раз.

  3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо.

Повторить 2-3 раза.

  1. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся прямо перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета. Повторить 2-3 раза.

  2. Смотреть в окно вдаль в течение одной минуты.

  3. Поморгать 5-6 раз. Отдохнуть, закрыв глаза.


Игра «Полезно – вредно» Ответьте – да, нет

- читать лёжа;

- смотреть на яркий свет;

- Оберегать глаза от ушибов;

- при письме низко не наклоняться;

- тереть глаза грязными руками;

- читать при хорошем освещении;

- промывать глаза по утрам;

- делать гимнастику для глаз; носить тёмные очки