Системно-деятельностный подход в организации внеурочной деятельности «От сложного к интересному и полезному»
Топчиева И.В.,
учитель русского языка и литературы
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего “я”. Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как самодостаточная личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа для него стала вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Основой организации внеурочной деятельности в нашей школе, в рамках реализации инновационного проекта «Многополярный кластер – импульс настоящего и будущего», является системно – деятельностный подход
Сегодня я предлагаю Вам, вместе со мной, вспомнить основы системно-деятельностного подхода и посмотреть, какие формы работы, в рамках проекта во внеурочной деятельности, реализует наша школа через предметы гуманитарного цикла.
Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются обучающимся не в готовом виде. Они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, становясь при этом учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу обучающихся, чтобы они сами нашли решение ключевой проблемы и сами предложили идеи, как надо действовать в новых условиях.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Таким образом, основой в характеристике деятельностного подхода являются ключевые слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
В чем же их суть? Расшифрую так:
ИСКАТЬ –консультироваться, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в паре, группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие - формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Несомненно, задача учителей-филологов - не только формировать коммуникативные компетенции у учащихся, но и воспитывать духовно-нравственную личность через художественное восприятие слова, текста.
Наши воспитанники, как и педагоги, очень любят творчество. Частыми гостями в нашей школе бывают деятели искусства: местные писатели, поэты, художники. Великолепные литературно-музыкальные гостиные, мастерские, Арт-студии, сказкотерапия никого не оставляют равнодушным. Здесь ребята получают возможность не только выразительно прочесть стихи и прозу великих классиков, но и поделиться собственным творчеством, а также получить ценные советы от настоящих профессионалов своего дела.
В 3-Д лаборатории слова, учащиеся попадают в фантастический мир Лингвистики и Литературоведения, получая возможность стать первооткрывателем удивительных и невероятных тайн.
Научные открытия, удивительные интеллектуальные брейн – ринги, марафоны наукотворчества, воплощенные в разнообразные творческие исследования и проекты путем брифингов дает возможность учащими самостоятельно мыслить, анализировать, грамотно выстраивать высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения.
Сегодня, в век компьютерных технологий, я не могла упустить еще одну очень полезную форму организации внеурочной деятельности - создание буктрейлеров (рекламы литературных произведений и пропаганды чтения, привлечением внимания к книгам при помощи визуальных средств). Учащиеся с большим удовольствием читают произведения великих классиков, изучают критическую литературу, чтобы потом в ярком видеофрагменте – трейлере представить свои одноклассникам литературное произведение искусства.
По окончании научных тренингов, фестивалей и конкурсов, смотров и марафонов победители и призеры интеллектуальных состязаний награждаются грамотами и призами. Однако самой большой наградой, на мой взгляд, является возможность дальнейшего раскрытия творческого потенциала, ибо затем эти ребята становятся активными участниками общественной деятельности в школе, районе; они ощущают собственную необходимость и востребованность в ученическом коллективе, завоевывают уважение и авторитет как среди товарищей, так и среди преподавателей. Эти учащиеся получают также возможность принимать участие и в областных, Всероссийских и Международных мероприятиях, у них вырабатывается командный дух, формируется чувство взаимопомощи и взаимовыручки, стремление к достижению наилучших результатов в каждой из предметных областей.
Реализация нашего проекта «Многополярный кластер – импульс настоящего и будущего» через системно - деятельностный подход в организации внеурочной деятельности – это не только совокупность образовательных технологий, форм, методов и приемов, но и инновация образования новой школы, которая дает возможность учителю и во внеурочное время творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях, смело идти от сложного к интересному и полезному.
Организация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности дает возможность учащими самостоятельно мыслить, анализировать, грамотно страивать высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется тогда, когда учитель сам является творческим человеком. Учитель должен быть не «над», не впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но таким, который сам нот не пишет, а вдохновляет своих воспитанников.
Стремительная динамика трансформации общества ставит перед системой образования новые нетрадиционные задачи, одна из которых – всестороннее гармоничное развитие свободной, самодостаточной личности в условиях поликультурного образования.
ученики выступают на конкурсах различного уровня, занимая достойные места.