УДК 372.878
ОТ УВЛЕЧЕНИЯ МУЗЫКОЙ – К ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТА: ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Холодов Д. В.,
Курский государственный университет,
Дворец детского творчества Сеймского округа
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация: В условиях дополнительного образования важной задачей педагога является не только обучение тому или иному виду деятельности, но выявление и развитие одаренных учеников. Для большинства их тех, кто приходит в кружки вокала или игры на музыкальном инструменте, музыка – скорее увлечение, чем серьезное занятие. Но среди обучающихся нередко встречаются талантливые дети, способные в дальнейшем реализовать свои дарования в сфере профессиональной деятельности. Поэтому актуально их индивидуальную траекторию развития выстраивать таким образом, чтобы проложить дорогу от любительского музицирования к возможному выбору будущей профессии музыканта.
Ключевые слова: дополнительное образование; музыкально одаренная молодежь; целенаправленное обучение и развитие.
Abstract: In conditions of additional education, an important task of a teacher is not only to teach one or another type of activity, but also to identify and develop gifted students. For most of those who come to vocal circles or playing a musical instrument, music is more of a hobby than a serious occupation. But among the students there are often talented children who are able to further realize their talents in the field of professional activity. Therefore, it is important to build their individual development trajectory in such a way as to pave the way from amateur music-making to a possible choice of a future profession of a musician.
Keywords: additional education; musically gifted youth; purposeful training and development.
«Гении не падают с неба, они должны иметь
возможность образовываться и развиться»
А. Бебель
Современное массовое образование традиционно решает ряд важных задач – обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Наряду с этим, в настоящее время для него стали особо значимыми такие задачи, как социализация и личностное развитие ребенка. Реализация всего комплекса педагогических задач происходит в процессе освоения обучающимися определенных видов деятельности, а именно в игры, учебы, коммуникации и т.д. Различные виды деятельности, которые осваиваются обучающимися в ходе образовательного процесса с соблюдением возрастных и индивидуальных особенностей, запросов и потребностей, обеспечивают им успех в социуме.
В современных организациях дополнительного образования детей создается образовательная среда, гарантирующая благоприятные условия для развития каждого обучающегося, в частности, она направлена на выявление и целенаправленное обучение талантливой молодежи. Система дополнительного образования зачастую является отправной точкой для выявления и развития индивидуальной одаренности обучающихся. Поэтому педагог дополнительного образования должен умело организовывать работу со способными и мотивированными детьми, активно внедрять новые формы и технологии обучения, искать эффективные пути развития талантов и дарований.
Изучением таланта и одаренности занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди их наиболее значимых работ можно выделить труды Б. М. Теплова, В. П. Лебедевой, В. И. Панова и др. В рабочей концепции одаренности, созданной отечественными психологами, содержатся общие взгляды и позиция специалистов, выступающие единой теоретической базой для выявления одаренности, определения ее видов и путей развития [Лейтес; Попова; Савенков; Шебланова].
Что же подразумевает целенаправленное развитие одаренности в условиях образовательной организации? Прежде всего, индивидуальную педагогическую и психологическую помощь обучающимся, в которых явно кроется талант; четкое планирование работы со способными детьми, целенаправленное применение новых образовательных ресурсов и технологий, использование системы поощрений, стимулирующей и мотивирующей развитие индивидуальных дарований в определенной сфере деятельности.
Талантливым детям присуще особые черты, вот некоторые из них:
ярко выраженные способности в познавательной деятельности;
ярко выраженные способности в практической деятельности;
ярко выраженные способности в технической или художественно-эстетической деятельности.
Обычно дарования ученика проявляются в успешном выполнении той или иной деятельности, которая носит самостоятельных характер. Например, ребенок, увлеченный гитарой, дома самостоятельно разучивает произведения на гитаре, но в компании сверстников или педагога он не желает (либо стесняется) демонстрировать свой талант. В преодолении тех или иных проблем и затруднений может помочь педагог, усмотревший в своем ученике неординарные способности. Наилучшие условия для выявления, поддержки, сопровождения и развития одаренных обучающихся созданы в организациях дополнительного образования, где в большей мере раскрываются их субъектность, индивидуальность, личность.
Для выявления талантливой молодежи в условиях дополнительного образования используются система конкурсов, соревнований, фестивалей, множество различных социокультурных мероприятий. Привлечение к участию обучающихся организаций дополнительного образования в конкурсах разного масштаба – является одним из способов выявления талантов среди творческой молодежи.
Сегодня существует огромное количество программ дополнительного образования, все они направлены на сотрудничество между педагогом и воспитанником, но на практике оно выражается в выявлении и преодолении трудностей обучающихся. Более редким явлением становится создание специальных образовательных программ, направленных на обучение и развитие и талантливой молодежи, которые определяют и реализуют индивидуальные траектории совершенствования способностей в определенном виде деятельности. В результате нереализованные в юном возрасте склонности ведут к утрате одаренных ребят для профессиональной сферы. Наиболее ярко это проявляется в области музыкального образования.
Названная проблема побудила нас к ее исследованию на примере обучения и развития юных дарований по дополнительным образовательным программам обучения игре на гитаре в организации дополнительного образования. На наш взгляд, такие программы должны обязательно включать задачи развития специальных и творческих способностей талантливых детей, лидерских и коммуникативных качеств личности, способствовать их дальнейшей самореализации, социализации и профессиональной ориентации.
Работа с талантливой молодежью в условиях дополнительного музыкального образования происходит в три этапа:
Выявление детей с одаренностью.
Создание благоприятных условий для реализации этих способностей.
Непрерывное развитие имеющихся у ребенка способностей и дарований на учебных занятиях, творческих мероприятиях, в повседневной жизни.
На первом этапе в процессе наблюдений за его успехами воспитанника во время занятий, его увлечениями в школе и дома, а также при проведении специального диагностирования педагог должен выявить и проанализировать потенциальные возможности обучающегося. На этом этапе очень важно заметить одаренного ребенка.
На втором этапе организуется работа по созданию благоприятных условий для проявления и развития одаренности ребенка в определенном виде деятельности.
На третьем этапе происходит реализация и совершенствование дарований ученика, которые проявляются в конкурсных выступлениях, в проектной деятельности, в концертной деятельности, а также в самостоятельных видах работы.
Не секрет, что для многих обучающихся в учреждениях дополнительного образования музыка – это увлечение. Но среди всех обучающихся педагогу важно не упустить музыкально одаренных детей, своевременно мотивировать и всячески стимулировать их занятия музыкой. Музыкальный талант нужно целенаправленно развивать, обязательно рассказывать обучающемуся о значимости его творческих способностей в обществе, т.к. увлечение музыкой может перерасти в более серьезное занятие, а в дальнейшем и в профессию.
Профессия музыканта является очень ответственной, музыкант – это не только тот человек, который качественно исполняет музыку, но и тот, кто умеет управлять настроением окружающих, передавать свои мысли и эмоции через музыку. Педагог должен учитывать эти важные мысли при работе с талантливыми детьми. В процессе целенаправленного развития имеющихся у них дарований важно привить воспитанникам глубокую любовь к музыке. Работать с талантливой молодежью следует очень чутко, педагог должен не только уделять внимание развитию музыкальных способностей, но и знакомить с профессией музыканта, подчеркивая эстетическую значимость этой профессии, развивая к ней интерес у обучающихся [Климов; Фадеева].
Определенным стимулом в этой работе становятся «живые примеры» известных личностей современных исполнителей, для которых музыка из увлечения переросла в профессиональную деятельность (для юных гитаристов ими могут стать В. Зинчук, А. Розенбаум, А. Макаревич и многие другие хорошо знакомые ребятам музыканты). Талантливым детям в процессе обучения нужно рассказывать о людях, которые добились успеха в музыкальной деятельности, благодаря тому, что в процессе увлечения музыкой в них раскрылся талант, который затем привел их к серьезной деятельности, которая является не только их профессией, но и любимым делом.
Все вышесказанное служит серьезной предпосылкой для продолжения научно-педагогических исследований структуры, содержания, форм, методик, оптимальных условий обучения музыкально одаренной молодежи в организациях дополнительного образования.
Литература:
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007. 302 с.
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. 478 с.
Попова Л.В. Формы работы с одаренными учащимися. Астана: Дарын, 2009.
Психология одаренности детей и подростков: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. С. Лейтеса. 2-е перераб. и доп. М: Академия, 1996. 416 с.
Савенков А. И. Психология детской одаренности: учеб. для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
Фадеева Е. И., Ясюкевич М. И. От выбора профессии к успеху в жизни: учеб.-методич. пособие. М.: Перспектива, 2008. 125 с.
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 368 с.