СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о работе по формированию логико-математической компетенции и финансовой грамотности у детей средней группы "Василёк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

в отчёте говорится о работе воспитателя средней группы по формированию логико-математической компетенции и финансовой грамотности детей

Просмотр содержимого документа
«Отчет о работе по формированию логико-математической компетенции и финансовой грамотности у детей средней группы "Василёк"»

«Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района».












Отчёт о работе

по формированию логико-математической компетенции и финансовой грамотности в различных видах детской деятельности у детей средней группы «Василёк».

















Воспитатель: Иченских О.Е.

2023 г.


Второй годовой задачей, поставленной перед педагогическим коллективом нашего МКДОУ является: « Формирование логико – математической компетентности и финансовой грамотности дошкольников в различных видах детской деятельности».

В целях реализации данной темы поставила перед собой следующие задачи:

Создавать условия для развития познавательной активности, логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, мелкой моторики.

Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных действиях.

Воспитывать познавательный интерес к математике.

Формировать первичные экономические понятия; научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.); научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Освоенные математические представления, логико-математические

средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах. Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. Считаю, что наши воспитанники достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

С целью формирования логико – математической компетенции детей и их финансовой грамотности оборудовала уголок занимательной математики с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка, состоящий из развивающих занимательных игр: Логические блоки Дьенеша, «Формы»; «Цвета»; «Умный сундучок»; «Логические цепочки»; «Что за чем»; «Разноцветная улитка»; «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Хочу и надо»; Лото «Что продается в магазине?» и т.д. Также собрала наглядный материал: загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки, физкультминутки с математическим содержанием. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению детьми большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.

На занятиях использую как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагаю детям рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинается с элементов игры, не исключаю возможность применять приём неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей. Каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогают математические загадки, весёлые стихотворения, пословицы, считалки, математические сказки. Благодаря игровой деятельности , удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся.

Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми использую логические таблицы (перфокарты). Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру.

Детям очень нравится составлять геометрические фигуры из палочек. Предлагаю, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.

Организовываю игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания, как «Мишка». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способность выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).

Читая книги, я учила различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом». Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Гуляя вокруг детского сада находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.

При организации сюжетно-ролевых игр, обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые и т.д.

Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений.

Например:

Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

Сколько точек будет в круге , столько раз поднимем руки.

Сколько шариков у нас, столько и подпрыгнем раз.

Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области математики.

Для педагогов ДОУ подготовила консультацию : «Логико –математические игры и задания во время прогулок».

Родителям были предложены буклеты: «Играем по дороге в детский сад»; «Игры на кухне»; «Играем с ребёнком дома»; Консультации: «Логико – математическое развитие детей среднего дошкольного возраста»; «Математические игры для детей среднего дошкольного возраста»; Папка-передвижка «Развитие познавательной активности детей». Провела родительское собрание: «Развитие логического мышления у детей посредством математических игр.

В целях реализации годовой задачи велась активная работа и по формированию у детей основ финансовой грамотности.

Подготовила для детей дидактические игры: «Разноцветные монетки», «Всё по полочкам», «Хочу и надо»; Лото «Что продается в магазине?; «Разложи монетки по кошелькам».

Проводила с детьми беседы: «Что такое деньги и для чего они нужны»; «Как можно заработать деньги»; «Что нельзя купить за деньги»; «Профессии моих родителей»; «Какие у нас потребности»; «Домик для денег»; «Для чего нужны копилки?»; Игровые ситуации: «Как люди обмениваются результатами своего труда»; «Интересные покупки»; «Что сегодня я куплю».

Организовывала просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы. Азбука финансовой грамотности»; «Золотая антилопа»; просмотр презентаций «Всех профессий на свете не счесть»; «Какие бывают деньги».

Использовала чтение художественной литературы: «Муха- Цокотуха» К.И Чуковского; «Лисичка со скалочкой»; «Дудочка и кувшинчик» В.Катаева;

«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский; «Золотой ключик, или приключения Буратино» (отрывок) А.Н. Толстой.

Финансовую грамотность формируем у детей и с помощью сюжетно – ролевых игр. В нашей группе оформлены центры сюжетно – ролевых игр для первоначальных формирований у детей знаний о мире профессий.

В ходе сюжетно – ролевой игры «Магазин», дети расширили знания о работе продавца; познакомились с профессиями – грузчик ( разгружает товар); водитель (осуществляет доставку товара в магазин); познакомились с понятиями: «очередь», «покупатель», «денежные знаки»; «экономия» (это, когда семья может купить дорогой товар, но один, или дешевле, но больше).

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» расширила представления детей о работе парикмахера, научила детей благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен.

В ходе сюжетно – ролевой игры «Семья» у моих воспитанников сформировались такие понятия, как «Профессии в семье»; «Заработная плата»; «Планирование покупок для семьи».

Для педагогов ДОУ был подготовлен и организован просмотр открытого занятия «Поможем Мухе – Цокотухе».

Цель занятия: Учить решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы.

Продолжать знакомить детей с понятиями – деньги, купюра, монета, банкомат, кошелёк, копилка.

Продолжать формировать представления детей о необходимости денежных средств в жизни человека.

Формировать разумное отношение к расходованию денег.

Учить находить отличительные признаки между монетой и купюрой.

Только при взаимодействии семьи и ДОУ можно добиться положительных результатов у детей.

С целью выявления отношения родителей к финансовой грамотности в ДОУ, было проведено анкетирование.

100% родителей считают, что такие качества, как бережливость, экономность и расчетливость необходимо развивать у ребёнка с дошкольного возраста.

70% родителей рассказывают детям откуда берутся деньги.

80% родителей рассказывают своим детям о стоимости товаров, объясняют ребёнку, почему невозможно купить все то, что он просит; говорят с детьми о своей работе, о том, что за свой труд люди получают зарплату.

Однако не все родители уделяют должного внимания данной теме, не стимулируют интерес ребёнка к ней.

Рекомендации.

Необходимо регулярно планировать и осуществлять в сотрудничестве с семьёй работу по формированию основ финансовой грамотности у детей, так как это эффективный путь подготовки ребёнка к жизни ,его социальной адаптации в обществе.

Для родителей подготовила консультации: «Финансовая грамотность в ДОУ»; «Практические советы по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»; папку-передвижку «Финансовая грамотность вашего ребёнка»; буклет: «Как можно сэкономить деньги в вашей семье»; памятки: «Почему так важно учить ребёнка финансовой грамотности»; «Дайте ребёнку знания о деньгах».

Им было предложено домашнее задание: в сотворчестве с детьми были составлены рассказы на тему: «Моя будущая профессия» и созданы рисунки по данной теме.

Так же родителей заинтересовала идея создания копилок для своих детей. Они изготовили их и приняли участие в выставке «Моя первая копилка».

Организовала деловую игру с участием родителей на тему: «Путешествие в мир финансовой грамотности».

Провела родительское собрание :«Развитие логического мышления у детей посредством математических игр».

Таким образом, проведённая работа дала положительные результаты.

У детей сформирована любознательность, познавательный интерес. Дети научились сравнивать, классифицировать, у них имеются представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве).

Появились первичные представления о мире финансов.

Работу по данному направлению планирую проводить на протяжении всего времени пребывания в ДОУ моих воспитанников.








































































 

        Совместно с детьми читали художественной литературы:

1. К. И Чуковский «Муха-Цокотуха»

2. Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик»

3. Т. В. Грековой «Клад»

4. Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек»

5. «Три поросенка» анг. сказка

6. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (отрывок)

7. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

8. Сказка «Копейка- рубль бережет»

 

         Совместно с детьми просмотрели мультфильмы:

  1. Три кота "Поход в магазин"

  2. Синий трактор. Магазин.

  3. Муха-Цокотуха

  4. Буратино. Фрагменты.

  5. Уроки тётушки Совы. Азбука финансовой грамотности.

  6. Откуда берутся деньги.

  7. Приключения поросёнка Фунтика.

  8. Развивающий мультфильм "Профессии".

  9. Фиксики. "Деньги"

 

       Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности является создание необходимой предметно-развивающей среды.

        Используя новый наглядный материал по финансовой грамотности мы более продуктивно сможем донести до детей нужные знания, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной теме. \

Сканируйте QR-код

чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве

Детский сад №12

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12"
( МДОУ "Д/с №12")

"12 №-й челядьлöс видзанiн"
школаöдз велöдан муниципальнöй учреждение

Контакты

  • +7 (8216) 75-90-10

© 2023, Детский сад №12







5. Взаимодействие с родителями воспитанников.

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.

Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, , делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду.

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Родители видели чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах.





6. Взаимодействие с педагогами.

На педагогических советах я выступала с консультациями:

- «Развитие математических представлений через дидактические игры и технологии»

- «Развитие математических способностей посредствам игровой деятельности»

- Опыт работы «Математическая деятельность, как средство развития интеллектуальных способностей у дошкольников»

- Мастер – класс «Математическое, игровое пособие»

- Мастер- класс «Использование таблиц Шульте в развитии математических способностей дошкольников»

- «Использование логико – математических задач»

- Деловая игра «Путешествие в страну математики»

- «Модель успешного занятия по ФЭМП»

- Мастер- класс «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей»

- Выступление «Авторские развивающие игры как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников»

- Семинар «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

- Защита проекта «Роль математических игр в развитии старших дошкольников»

- Викторина «Занимательная математика»

- «Использование математических сказок в развитии дошкольников»

- представление математической технологии «Игры, в которые играют дети и я»

- Деловая игра для педагогов «Проблемные вопросы по

организации дидактических игр по математике»



В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.





7. Результативность развития воспитанников

Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста. Основная цель которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством игровых форм



Цель: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Критерии оценки:

1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

2. Умение играть в группе по 3 – 4 человека.

3. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.

4. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.

В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:

Результативность педагогической деятельности

Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Учение должно быть радостным!



Изготовили «деньги», на которых изображены геометрические фигуры – один или много, и такие же ценники на предметах в магазине. Дети учатся соотносить, называть и понимать, что, за что можно купить.