«Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района».
Отчёт о работе
по формированию логико-математической компетенции и финансовой грамотности в различных видах детской деятельности у детей средней группы «Василёк».
Воспитатель: Иченских О.Е.
2023 г.
Второй годовой задачей, поставленной перед педагогическим коллективом нашего МКДОУ является: « Формирование логико – математической компетентности и финансовой грамотности дошкольников в различных видах детской деятельности».
В целях реализации данной темы поставила перед собой следующие задачи:
Создавать условия для развития познавательной активности, логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, мелкой моторики.
Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных действиях.
Воспитывать познавательный интерес к математике.
Формировать первичные экономические понятия; научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.); научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Освоенные математические представления, логико-математические
средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах. Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. Считаю, что наши воспитанники достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
С целью формирования логико – математической компетенции детей и их финансовой грамотности оборудовала уголок занимательной математики с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка, состоящий из развивающих занимательных игр: Логические блоки Дьенеша, «Формы»; «Цвета»; «Умный сундучок»; «Логические цепочки»; «Что за чем»; «Разноцветная улитка»; «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Хочу и надо»; Лото «Что продается в магазине?» и т.д. Также собрала наглядный материал: загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки, физкультминутки с математическим содержанием. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению детьми большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.
На занятиях использую как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагаю детям рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинается с элементов игры, не исключаю возможность применять приём неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей. Каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогают математические загадки, весёлые стихотворения, пословицы, считалки, математические сказки. Благодаря игровой деятельности , удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся.
Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми использую логические таблицы (перфокарты). Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру.
Детям очень нравится составлять геометрические фигуры из палочек. Предлагаю, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.
Организовываю игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания, как «Мишка». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способность выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).
Читая книги, я учила различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом». Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Гуляя вокруг детского сада находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.
При организации сюжетно-ролевых игр, обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.
Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые и т.д.
Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений.
Например:
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.
Сколько точек будет в круге , столько раз поднимем руки.
Сколько шариков у нас, столько и подпрыгнем раз.
Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области математики.
Для педагогов ДОУ подготовила консультацию : «Логико –математические игры и задания во время прогулок».
Родителям были предложены буклеты: «Играем по дороге в детский сад»; «Игры на кухне»; «Играем с ребёнком дома»; Консультации: «Логико – математическое развитие детей среднего дошкольного возраста»; «Математические игры для детей среднего дошкольного возраста»; Папка-передвижка «Развитие познавательной активности детей». Провела родительское собрание: «Развитие логического мышления у детей посредством математических игр.
В целях реализации годовой задачи велась активная работа и по формированию у детей основ финансовой грамотности.
Подготовила для детей дидактические игры: «Разноцветные монетки», «Всё по полочкам», «Хочу и надо»; Лото «Что продается в магазине?; «Разложи монетки по кошелькам».
Проводила с детьми беседы: «Что такое деньги и для чего они нужны»; «Как можно заработать деньги»; «Что нельзя купить за деньги»; «Профессии моих родителей»; «Какие у нас потребности»; «Домик для денег»; «Для чего нужны копилки?»; Игровые ситуации: «Как люди обмениваются результатами своего труда»; «Интересные покупки»; «Что сегодня я куплю».
Организовывала просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы. Азбука финансовой грамотности»; «Золотая антилопа»; просмотр презентаций «Всех профессий на свете не счесть»; «Какие бывают деньги».
Использовала чтение художественной литературы: «Муха- Цокотуха» К.И Чуковского; «Лисичка со скалочкой»; «Дудочка и кувшинчик» В.Катаева;
«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский; «Золотой ключик, или приключения Буратино» (отрывок) А.Н. Толстой.
Финансовую грамотность формируем у детей и с помощью сюжетно – ролевых игр. В нашей группе оформлены центры сюжетно – ролевых игр для первоначальных формирований у детей знаний о мире профессий.
В ходе сюжетно – ролевой игры «Магазин», дети расширили знания о работе продавца; познакомились с профессиями – грузчик ( разгружает товар); водитель (осуществляет доставку товара в магазин); познакомились с понятиями: «очередь», «покупатель», «денежные знаки»; «экономия» (это, когда семья может купить дорогой товар, но один, или дешевле, но больше).
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» расширила представления детей о работе парикмахера, научила детей благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен.
В ходе сюжетно – ролевой игры «Семья» у моих воспитанников сформировались такие понятия, как «Профессии в семье»; «Заработная плата»; «Планирование покупок для семьи».
Для педагогов ДОУ был подготовлен и организован просмотр открытого занятия «Поможем Мухе – Цокотухе».
Цель занятия: Учить решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы.
Продолжать знакомить детей с понятиями – деньги, купюра, монета, банкомат, кошелёк, копилка.
Продолжать формировать представления детей о необходимости денежных средств в жизни человека.
Формировать разумное отношение к расходованию денег.
Учить находить отличительные признаки между монетой и купюрой.
Только при взаимодействии семьи и ДОУ можно добиться положительных результатов у детей.
С целью выявления отношения родителей к финансовой грамотности в ДОУ, было проведено анкетирование.
100% родителей считают, что такие качества, как бережливость, экономность и расчетливость необходимо развивать у ребёнка с дошкольного возраста.
70% родителей рассказывают детям откуда берутся деньги.
80% родителей рассказывают своим детям о стоимости товаров, объясняют ребёнку, почему невозможно купить все то, что он просит; говорят с детьми о своей работе, о том, что за свой труд люди получают зарплату.
Однако не все родители уделяют должного внимания данной теме, не стимулируют интерес ребёнка к ней.
Рекомендации.
Необходимо регулярно планировать и осуществлять в сотрудничестве с семьёй работу по формированию основ финансовой грамотности у детей, так как это эффективный путь подготовки ребёнка к жизни ,его социальной адаптации в обществе.
Для родителей подготовила консультации: «Финансовая грамотность в ДОУ»; «Практические советы по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»; папку-передвижку «Финансовая грамотность вашего ребёнка»; буклет: «Как можно сэкономить деньги в вашей семье»; памятки: «Почему так важно учить ребёнка финансовой грамотности»; «Дайте ребёнку знания о деньгах».
Им было предложено домашнее задание: в сотворчестве с детьми были составлены рассказы на тему: «Моя будущая профессия» и созданы рисунки по данной теме.
Так же родителей заинтересовала идея создания копилок для своих детей. Они изготовили их и приняли участие в выставке «Моя первая копилка».
Организовала деловую игру с участием родителей на тему: «Путешествие в мир финансовой грамотности».
Провела родительское собрание :«Развитие логического мышления у детей посредством математических игр».
Таким образом, проведённая работа дала положительные результаты.
У детей сформирована любознательность, познавательный интерес. Дети научились сравнивать, классифицировать, у них имеются представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве).
Появились первичные представления о мире финансов.
Работу по данному направлению планирую проводить на протяжении всего времени пребывания в ДОУ моих воспитанников.
Совместно с детьми читали художественной литературы:
1. К. И Чуковский «Муха-Цокотуха»
2. Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик»
3. Т. В. Грековой «Клад»
4. Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек»
5. «Три поросенка» анг. сказка
6. А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (отрывок)
7. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
8. Сказка «Копейка- рубль бережет»
Совместно с детьми просмотрели мультфильмы:
Три кота "Поход в магазин"
Синий трактор. Магазин.
Муха-Цокотуха
Буратино. Фрагменты.
Уроки тётушки Совы. Азбука финансовой грамотности.
Откуда берутся деньги.
Приключения поросёнка Фунтика.
Развивающий мультфильм "Профессии".
Фиксики. "Деньги"
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности является создание необходимой предметно-развивающей среды.
Используя новый наглядный материал по финансовой грамотности мы более продуктивно сможем донести до детей нужные знания, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной теме. \
Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве
Детский сад №12
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12"
( МДОУ "Д/с №12")
"12 №-й челядьлöс видзанiн"
школаöдз велöдан муниципальнöй учреждение
Контакты
© 2023, Детский сад №12
5. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.
Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, , делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду.
Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы и возрастам с содержанием игр.
Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.
Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
Родители видели чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах.
6. Взаимодействие с педагогами.
На педагогических советах я выступала с консультациями:
- «Развитие математических представлений через дидактические игры и технологии»
- «Развитие математических способностей посредствам игровой деятельности»
- Опыт работы «Математическая деятельность, как средство развития интеллектуальных способностей у дошкольников»
- Мастер – класс «Математическое, игровое пособие»
- Мастер- класс «Использование таблиц Шульте в развитии математических способностей дошкольников»
- «Использование логико – математических задач»
- Деловая игра «Путешествие в страну математики»
- «Модель успешного занятия по ФЭМП»
- Мастер- класс «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей»
- Выступление «Авторские развивающие игры как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников»
- Семинар «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
- Защита проекта «Роль математических игр в развитии старших дошкольников»
- Викторина «Занимательная математика»
- «Использование математических сказок в развитии дошкольников»
- представление математической технологии «Игры, в которые играют дети и я»
- Деловая игра для педагогов «Проблемные вопросы по
организации дидактических игр по математике»
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
7. Результативность развития воспитанников
Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста. Основная цель которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством игровых форм
Цель: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Критерии оценки:
1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
2. Умение играть в группе по 3 – 4 человека.
3. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.
4. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:
Результативность педагогической деятельности
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.
Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая маленьких детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Учение должно быть радостным!
Изготовили «деньги», на которых изображены геометрические фигуры – один или много, и такие же ценники на предметах в магазине. Дети учатся соотносить, называть и понимать, что, за что можно купить.