Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Николай Васильевич Гоголь
Всероссийский проект «Школьный театр» в Муниципальной общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы №6, г. Комсомольска-на Амуре реализуется в филологических классах. Это очень кропотливая, но интересная работа, которая увлекает детей в интересный мир театрального и музыкального искусства. Поэтому занимаюсь с детьми этой деятельностью уже девятый год.
Применение театральной педагогики оказывает необыкновенно положительное влияние на развитие речи и взаимоотношения детей в классе на уроке. Закономерная взаимосвязь литературного чтения и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга. Передо мной, стоит задача, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев. Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют моим ребятам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения.
Сюжетные занятия рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний учителя, а участником педагогического процесса, поэтому свои занятия выстраиваю вокруг игрового сюжета содержание различных видов деятельности, подбираю творческие игры, упражнения, задания, которые рассчитаны на активное участие каждого ребенка. В содержание занятий по театральной деятельности включаю знакомство с историей театра, театральными деятелями, с разными музыкальными, сказочными произведениями. Хоровое пение содержит в себе способность всесторонне воздействовать на развитие ребенка, побуждая его к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Наряду с театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важную социальную функцию, поэтому на занятиях ребята обучаются основам вокально-хорового искусства, основам сценического движения через различные упражнения, для того, чтобы совершенствовать двигательные навыки.
Часто можно видеть, что неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками, поэтому в своей работе использую приемы, направленные на развитие уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения:
- выбор детьми роли по желанию;
Этапы формирования умения выбирать
1. Создание условий для получения ребенком опыта различных отношений, ролей, видов деятельности, впечатлений, переживаний.
Ключевым фактором для выбора является наличие опыта, поэтому ребенок выбирает ту роль, которая ему знакома и близка.
2. Я как учитель, обозначаю ребенку возможные варианты для выбора, создаю ситуацию, в которой прошу ребенка выбрать.
3. Демонстрируя доверие ребенку, предоставляю ребенку возможность решать самостоятельно.
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается.
- распределение ролей по карточкам;
Ролевая карточная игра была предложена Джиной Огден и Энн Зевин как психотехника для работы с семьей. Она представляет собой невербальную методику, которая выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. При работе с данной техникой в классе, я выбираю столько игр, на сколько команд делится класс. Игры «В кабинете у врача», «Парикмахер», « В детском саду», « На уроке в школе», карточки с ролями передаются и участие в игре дает возможность каждому ребенку увидеть более или менее полный набор обязанностей, который существует и то, как они распределяются между всеми ее участниками.
- проигрывание ролей.
Такой прием помогает мне: развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, помочь детям ощутить единение с другими:
• Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
• Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
• Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
• Вызывать заинтересованность в общей цели.
• Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
• Развивать готовность идти друг другу навстречу.
• Учить проявлять терпение к недостаткам других.
• Учить умению считаться с интересами других.
«Зрительный зал»
Цели: Повышение культуры диалога. Воспитание ответственности за принятое решение. Формирование навыка включения в коллективную деятельность по правилам. Развитие умения соблюдать очередность. Проверка уровня осознания ребенком своих отличительных особенностей, отражающегося в его речевой деятельности.
Материал: стулья по количеству игроков или больше, карточки с названием животных, либо названия профессий и т.д.
Правила и ход игры:
Сейчас мы пойдем в театр. Билеты на просмотр лежат здесь. Каждый из вас возьмет один билет и займет свое место в зрительном зале. Ребенок садится, берет карточку с определенным животным и старается, как можно точнее изобразить мимикой, жестами, зрители должны угадать.
Сценарии для драматизации подбираю в соответствии с возможностями детей, учитывая возрастную категорию артистов и зрителей. Персонажи, конечно, яркие, запоминающиеся, узнаваемые и оригинальные .
Я считаю, что ролевая игра с переодеваниями и перевоплощениями – важная часть развития ребенка . Что это дает?
- Во- первых, конечно же, развитие творческого воображения.
- Во – вторых, перевоплощаясь в кого-то другого, он как бы примеряет на себя черты новой индивидуальности, новые идеи и элементы поведения.
Отсюда третий момент – игра с переодеваем помогает развивать способность разделять чувства других людей. Ребенок в буквальном смысле ставит себя на место другого: как ведет себя этот герой, как он ходит, что бы он мог сказать в этой ситуации? Поэтому ребята сами готовят костюмы, атрибуты к театрализованным инсценировкам (декорации и атрибуты: маски для сценок; цветы, буквы, обшивают мишурой новогодние костюмы). И, конечно, же огромная заслуга родителей, которые стараются помочь и в изготовлении костюмов и атрибутов к сказкам и сценкам. Но не только… Участие родителей в театральной деятельности детей способствует установлению более тесного контакта между ними. Поэтому беседую с ними, прошу присутствовать на детских выступлениях по мере возможности, а после
обсуждать с ребенком результат, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие творческих способностей. У них улучшается настроение, уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, раскованнее, общаются более доверительно. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.
Для ребят стало традиционным участие в школьных и классных мероприятиях: музыкальной гостиной «Осень», новогодней сказке, в празднике «За честь школы». Они с большим желанием, активно вовлекаются в постановки для праздника «Прощание с Азбукой», ежегодного школьного театрального фестиваля.
Наблюдения за деятельностью и проявлениями детей, беседы с ними показывает, что театральная деятельность влияет на развитие их личности:
- дети с удовольствием импровизируют, фантазируют, проявляют творчество;
- у ребят растет желание участвовать в театрализованных играх, инсценировках, спектаклях;
- школьники стали более эмоциональны, выразительны в движениях, они свободно вступают в контакт как со своими сверстниками, так и с взрослыми.
Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании учащихся и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.
Почти всех поступающих в первый класс , отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности.
Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствует выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»; содействует самореализации личности ребенка . Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе. Элементы совпадения в художественном творчестве ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность.
Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр.
Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.
Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.
Крывуша Галина Самигуловна,
руководитель детского театрального коллектива «Орлята России», учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования Российской Федераци.