ОТЧЕТ
о реализации проекта
«Лэпбук «Все профессии важны- все профессии нужны!» -
новая форма работы по информационной, профориентационной работе несовершеннолетних
Балабановой Марии Константиновны, педагога-психолога ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
В Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации до 2020 года прописана стратегическая цель: совершенствовать человеческий и кадровый потенциал. Определены задачи системы общего образования и задачи профессиональной ориентации подростков.
На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации, состоявшемся 23 декабря 2015 года, В.В. Путин отметил важность профориентации: «Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни». Владимир Путин отметил, одна из задач общеобразовательной школы – помощь детям в осознанном выборе будущей профессии, соответствующей запросам отечественной экономики. Президент поручил правительству разработать и реализовать «комплекс мер, предусматривающих воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации». ФГОС ставит задачу – при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду.
И наш социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних тоже идет в ногу со временем, готовит несовершеннолетних к динамичной, быстроменяющейся жизни, учит их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. В рамках общеразвивающей программы по психологической реабилитации и коррекции «Поверь в себя» проводятся занятия по информационной, профориентационной работе с несовершеннолетними «Мой путь к жизненному успеху». Цели и задачи занятий: формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора с учетом полученных знаний о себе; развитие умения составлять личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее на основе полученных знаний.
И еще одна форма работы с несовершеннолетними это включение подростков в систему практико-ориентированной (проектной) деятельности выступает важным предварительным условием формирования их готовности к профессиональному самоопределению.
Основная задача проектной деятельности – научить несовершеннолетних ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. Это особенно важно для социализации подростков, так как главной целью нашего центра и является социализация несовершеннолетних.
Для социализации личности несовершеннолетнего важно, что с помощью проектирования достигается следующее:
- формируется готовность к самостоятельному переходу предметных знаний несовершеннолетнего в универсальные;
- формируется сфера общения несовершеннолетнего (проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, общешкольными, межшкольными, городскими);
- интерес к сложным групповым проектам, имеющим социальную значимость;
- применение проектирования в самообучении, самоорганизации (это важно и для будущей профессиональной деятельности);
- самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач.
В ходе подготовительного этапа проектной деятельности педагогом – психологом и несовершеннолетними (участниками проекта) был разработан план проекта лэпбук «Все профессии важны- все профессии нужны!»:
1 этап – подготовительный.
- составление плана деятельности;
- подбор игр, упражнений, ребусов о профессиях;
- подбор стихов, загадок, пословиц о людях труда;
- подготовка цикла бесед о рабочих профессиях;
- подготовка мультимедийных презентаций по теме «Профессии».
2 этап - практический.
- презентация для несовершеннолетней «Профессии»;
- проведение игры «Угадай профессию»;
- беседы, рассказы, стихи, пословицы о труде;
- разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
- рассматривание картинок с орудиями труда, техникой о профессиях и составление рассказов;
-экскурсии на предприятия;
- просмотр видеороликов и мультфильмов о профессиях;
- составление и распространение буклета для родителей «Профориентация в семье. Кем быть ребенку?»;
- оформление проекта.
3 этап - итоговый: презентация лэпбука «Все профессии важны – все профессии нужны!».
- презентация лэпбука «Все профессии важны – все профессии нужны!» для несовершеннолетних и педагогов СРЦН.
- публикация материала о лэпбуке на международном образовательном портале maam.ru и на образовательном портале «Мультиурок».
Оформление проекта: сначала мы определились с темой лэпбука и его содержанием (подбор заданий, игр, стихов, загадок и т. д., после этого подготовив папку определили место для каждого задания.
Перечень материала, расположенный в лэпбуке «Все профессии важны – все профессии нужны!»:
1. Кармашек «Профессии» - игра – лото.
Цель игры: дополнить и обобщить знания детей о профессиях, атрибутах, необходимых каждой профессии.
2. Кармашек «Азбука профессий» - карточки с текстом и картинками с изображением представителя профессии: продолжаем знакомиться с профессиями.
3. Кармашек «Игры и ребусы» - карточки с заданиями на логику, внимание, кроссворды, загадки о профессиях.
Цель: развитие логического мышления, тренировка внимания, памяти, воображения.
4. Кармашек «Кому что нужно» - игра – лото: расширяем и закрепляем знания о профессиях, о предметах их труда.
Цель: систематизировать знания о профессиях; о предметах их труда.
5. Кармашек «Собери картинку» - разрезные картинки: составляем
сюжетную картинку из частей, рассказываем, кто на ней изображён.
6. Кармашек «Пальчиковый театр».
7. Кармашек «Раскраски»
8. Кармашек «Схема описательного рассказа» – карточки с изображением представителей профессий, схема описательного рассказа: составляем рассказ о профессии по картинке или о профессии родителей.
9.Кармашек «Угадай тип профессии»
10.Кармашек «Профессия и качество личности»
11.Кармашек «Чем пахнут ремесла?». Беседы, стихи, пословицы о профессиях, информация для педагогов «Что почитать детям о профессиях» (список литературы).
Во время работы над проектом лэпбук «Все профессии важны – все профессии нужны!» были проведены педагогом- психологом и инструктором по труду тематические беседы, читались рассказы, стихи, заучивались пословицы о труде, разгадывали ребусы, кроссворды, загадки; рассматривались картинки с орудиями труда, техникой о профессиях и составлялись рассказы. Проводились экскурсии на предприятия г. Краснодара, г. Белореченска, где несовершеннолетние знакомились с рабочими профессиями.
Несовершеннолетние смотрели видеоролики, мультфильмы о профессиях, презентацию «Профессии»; проведена игра «Угадай профессию».
Составлен и распространен буклет для родителей «Профориентация в семье. Кем быть ребенку?».
Публикация материала о лэпбуке на образовательном портале «Мультиурок».
Участие и диплом победителя (1 место) в конкурсе «Лучший лэпбук» на международном образовательном портале maam.ru.
Данный формат работы помог создать условия для заинтересованности, инициативы и творчества в группе. Благодаря этой форме работы подростки многое узнали о профессиях, о людях труда. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых, знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность и понимание значимости своего труда.
Цель проекта достигнута, у несовершеннолетних вырос интерес к труду взрослых, имеются знания и представления о различных профессиях. Ребята узнали, что любой труд приносит огромную пользу обществу.
Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у подростков. И самое главное, у них появилось желание дальше работать в таком формате – делать тематические лэпбуки.
Основные недостатки в работе над проектом: не было взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и социальными педагогами.
Педагог-психолог Балабанова М.К._________________
17.02.2019 г.
В течение года были организованы: продвижение профориентационного проекта среди учителей, мотивация персонала на участие в проектной деятельности по профориентации школьников, организация профпросвещения среди участников образовательного процесса
На сайте школы учителем информатики Александровой О.С. был создан раздел, посвященный работе по проекту. http://sarschool76.narod.ru/proekt_professio-2015-2016.htm Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве осуществляла учитель информатики Александрова О.С.
За отчетный период в рамках общешкольного проекта проделана следующая работа:
1. Организация педагогами проектной деятельности учащихся:
5. Разработка и реализация программы профильного самоопределения старшеклассников «Хорошо на свете что-нибудь уметь» (5А, Чмутова Т.В.)
6. Проведение экскурсий: в ПЧ-5 – знакомство с профессией пожарного
в музей завода «Корпус» - знакомство с профессией летчика, космонавта, экскурсовода
в парикмахерскую –знакомство с профессией парикмахера.
7. Классные часы: « Что я знаю о профессиях?» ,« Профессиональные интересы» «Мир профессий»
8. Сообщения учащихся по темам: «Профессия моих родителей», «Кем я хочу стать» (1А, Мирошина Н.Н.)
9. Исследовательская деятельность по выращиванию огурца, 1 место в школьной конференции «Открытие» (1А, Мирошина Н.Г.)
10. Сетевое взаимодействии по программе «Мир моих интересов» с НОУ «Открытый молодежный университет» г. Томск (1А, Мирошина Н.Г.)
11. Социально-психологическое исследование профессиональных планов и жизненных ценностей учащихся 9-х классов (педагог-психолог Беленькая О.Н.) 12. Профпросвещение родителей и детей на страницах электронного дневника (педагог – психолог Беленькая О.Н.) http://sarschool76.narod.ru/prof_prosv-2015.pdf
13. Подготовка нового информационного материала для виртуального кабинета профориентации «Мой компас в мире профессий» на сайте школы (педагог – психолог Беленькая О.Н.) http://sarschool76.narod.ru/professio.htm
16. Создание презентации «Технологии будущего» (в области информатики),
21. Сопровождение виртуального кабинета профориентации «МОЙ КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» на школьном сайте (Александрова О.С.)
22. Участие в международной занимательной викторине «В мире профессий» (2А, Фабер И.А.) 20 чел. заняли 1 место, 1 чел.- 2 место
23. Участие в викторине «Что мы узнали?» (2А, Фабер И.А.)
24. Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны» (2А, Фабер И.А.)
27. Исследование структуры интересов учащихся 8 классов (педагог – психолог Беленькая О.Н.) http://sarschool76.narod.ru/struktura_prof_interesov_8_kl.pdf 28. Профориентационная игра «Профессии будущего» (8-9 классы, Беленькая О.Н.) http://sarschool76.narod.ru/prof_igra-2015.htm
29. Посещение дня открытых дверей в СГТУ (6В, Елисеева О.Е.) http://sarschool76.narod.ru/10-10-2015.htm
30. Встреча специалиста центра занятости Ленинского района г. Саратов с учащимися 11 класса 17 марта 2016 года.
31. Участие во Всероссийском конкурсе детских и молодежный проектов «Космос рядом», художественное направление, номинация «Освоение космоса. Мечта, фантазия, реальность». Тема работы «Миры Геннадия Голобокова» (5А, Добренькова Г.Н.) «Дополнительное образование учащихся в Центре творчества молодежи «ПРЕСТИЖ»: сотрудничество, обучение, перспективы развития», сертификат участника (педагог-психолог Беленькая О.Н.)
К достижениям в рамках общешкольного проекта «ХОРОШО НА СВЕТЕ ЧТО-НИБУДЬ УМЕТЬ» следует отнести:
возросшую активность педагогов в работе над проектом, расширение круга участников общешкольного проекта, как среди педагогов, так и среди учащихся школы, развитие сетевого взаимодействия с НОУ «Открытый молодежный университет» г. Томск, привлечение родителей учащихся к профориентационной работе, организацию проектной деятельности учащихся в рамках общешкольного проекта, участие в конкурсах и конференциях Всероссийского и международного уровня, привлечение школьников к проектной деятельности в с учетом их интересов самообразование педагогов в профориентационном направлении,
Основные недостатки в работе над проектом: не удалось поучаствовать во всероссийской Неделе высоких технологий и технопредпринимательства из-за недостаточной мотивации педагогического коллектива, не удалость провести Неделю профориентации в школе по объективным причинам, не все члены творческой группы приняли участие в общешкольном проекте «ХОРОШО НА СВЕТЕ ЧТО-НИБУДЬ УМЕТЬ»
Цели и задачи проектной деятельности на следующий учебный год: Основные идеи проекта – повышение престижа рабочих специальностей и знакомство школьников с Атласом новых профессий.
Цель – формирование у обучающихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда.
ЗАДАЧИ: Познакомить обучающихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям. Изучение и формирование мотивационных факторов личности обучающихся (устойчивых учебно-профессиональных мотивов) всеми участниками образовательного процесса. Основные направления проектной деятельности: организация профессиональных проб с целью формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, трудовой образ жизни, профессиональное самоопределение, осознанное отношение к профессии; информирование обучающихся о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда c целью формирования мотивации к
профессиональному саморазвитию как средству повышения конкурентоспособности; организация экскурсий на производство с целью ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой;
В организации работы над общешкольным проектом «ХОРОШО НА СВЕТЕ ЧТО-НИБУДЬ УМЕТЬ» следует ориентироваться на модель профориентационной работы Саратовской области, предполагающей кластерный подход.
Руководитель творческой группы, педагог-психолог /Беленькая О.Н.
Отчет о реализации проекта «Все профессии важны!»
"Все профессии важны!"
С окончанием учебного года на дошкольном отделении гимназии имени
Ф. К. Салманова в группе среднего дошкольного возраста «Ромашки» завершился долгосрочный проект по профориентации «Все профессии важны!».
Целью проекта было: формировать у детей реалистические представления
о труде взрослых людей, вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей
с разнообразными профессиями, воспитывать у детей отзывчивость, уважение
к труду взрослых.
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Нашей задачей было не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
В течении всего учебного года дети окунались в интереснейший мир профессионального мастерства.
Проводились дидактические игры: «Угадай профессию по описанию», «Кому, что нужно для работы». «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Профессии людей», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Подвижные игры «Где мы были - не скажем, что делали - покажем», «Если весело живется, делай так»
Пальчиковые игры: «Повар», «Строители», «Инструменты».
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Почта», «Супермаркет», «Транспорт», «Салон красоты», «Служба спасения», «Поликлиника», «Магазин», «Строители», «Ателье».
Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому, что нужно для работы?», «Знаем все профессии». Пазлы «Профессии», «Парочки», лото, домино, разрезные картинки.
И, конечно, самым запоминающимся было знакомство детей непосредственно с представителями разных профессий:
В октябре у нас состоялась интереснейшая встреча с сотрудником МВД.
Во время которой ребята узнали о работе полиции и о важности этой профессии.
На заключительном этапе нашего проекта мы провели итоговое занятие: викторину «Профессии». И все ребята успешно справились с поставленными задачами.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых, знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность и понимание значимости своего труда.
Цель проекта достигнута, у детей вырос интерес к труду взрослых, имеются знания и представления о различных профессиях. Ребята узнали, что любой труд приносит огромную пользу обществу. И теперь испытывают гордость за своих родителей. Ведь, все профессии важны!
Итогом всех полученных детьми сведений о профессиях бывает игра. Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Уже в младших группах наши дети не только узнали много о труде многих профессий, но и воплощали знания в играх.
По мере взросления детей перед нами, жителями села, стала задача сформировать их представления о сельскохозяйственных профессиях, о необходимости труда жителей сельской местности в жизни людей, и немаловажное – воспитывать чувство признательности и уважения к труду сельских тружеников, на плечах которых лежит не легкий труд, воспитывать интерес к этим профессиям.
Во время реализации этого проекта были проведены беседы, читались рассказы, заучивались пословицы о труде, рассматривались картины, орудия труда, техника, фото наших уважаемых, почетных односельчан, много выполнилось продуктивной деятельности.
Итогом нашей работы было участие в окружном конкурсе «Ранняя профессиональная подготовка в ДОУ» - сюжетно-ролевая игра «Сельскохозяйственная ферма». С помощью взрослых у нас появилось целая «ферма» коров и телят, сельскохозяйственная техника.
Теперь дети имеют представление, и как хлеб пришёл к нам на стол, и как молоко, и что не профессия красит человека, а человек профессию. А кто знает, может и придет молодой специалист в сельское хозяйство – Женя Морозов, врачи всегда нужны, были бы животные на селе.
А главный, ожидаемый результат нашей деятельности - это обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.
«Профессии». Лэпбук познакомит ребенка с различными профессиями, их атрибутами, спецодеждой к ним. Расскажет о классификации профессий и поможет детям сориентироваться в многообразии профессий. И даже уже сейчас начать определяться со своей будущей профессией.
В лэпбук включены множество карточек с картинками, бумажная кукла, карта и другие интерактивные элементы, которые сделают знакомство с профессиями увлекательным для ребенка.
Карточки с рисунками людей разных профессий специально для лэпбука нарисовал мой сын, и вообще, именно он проиллюстрировал весь лэпбук, так что это полностью его авторская работа – ведь теперь он учится в полиграфическом и уже вполне профессионально выполняет такие задачи, чему я ужасно рада :). Лэпбуки получаются все более нарядными:)