Отчет об использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, учителя физики МКОУ «Смугульская СОШ» Мейланова Михели Джумлетовича
Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для самоопределения учащихся в отношении их будущей профессиональной деятельности.
Мною на уроках физики используются современные технологии: информационно – коммуникационная, проектная, игровая, работа в группах, дифференцируемого обучения. Владею методами конструирования урока, уделяю внимание развитию у учащихся логического мышления, использую различные формы текущего и итогового контроля (тестирование, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, устный зачет).
Каждая технология применяется в тех случаях, когда это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения:
- Работая в группах, ребята учатся радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. Работу в группах организую при проведении практических работ, где учащиеся работают вместе, стараются контролировать друг друга, учатся распределять роли по видам деятельности, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Очень хорошо работает метод «Умеешь, научи». Учащимся нравится делиться своими знаниями с одноклассниками и это их мотивирует на ответственную подготовку к уроку.
В рамках реализации дифференцированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции физики.
В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Используя данную технологию, преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и опыта. Мною накоплен дидактический материал по предмету, который применяю для разноуровневых самостоятельных и контрольных работ.
Проектная деятельность— это дидактическое средство, которое активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор, развивает креативность, воспитывает умение работать в коллективе, брать ответственность за свой выбор. В процессе работы с проектом учащиеся используют компьютерные технологии. Практическим выходом является защита проекта.
Игровые технологии предпочитаю использовать при обобщающих повторениях и как фрагменты уроков. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс увлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Прежде всего, игра оказывает огромное положительное влияние на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. Игры помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения.
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, удерживает высокий и устойчивый интерес к учебному труду, развивает продуктивное мышление, прочные и действенные результаты обучения.
Творческая познавательная активность учеников на занятиях с применением технологий возрастает. На уроках широко применяю информационно-коммуникационные технологии (компьютер, интерактивную доску, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет, школьную медиатеку), разрабатываю презентации для уроков, внеклассных мероприятий. В данное время занимаюсь созданием собственной медиатеки, в которой будут собраны поурочные презентации по физике для учащихся 7-11 классов. Практикую выполнение презентаций самими учащимися, что усиливает интерес к предмету. При подготовке к уроку широко использую материалы Интернет-ресурсов.
При организации проектной работы старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы, т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки. При закреплении знаний учащиеся большую часть времени работают самостоятельно (на уроке и дома). При организации самостоятельной работы особое внимание уделяю созданию стройной системы учебных заданий, объединённых единой концепцией и логикой учебного курса. Творческий характер является неотъемлемой частью обучения. Результатом применения данных технологий является положительная динамика результатов выполнения административных контрольных работ по физике.
Директор
МКОУ «Смугульская СОШ» Назаров С.Н.