Отчет
деятельности педагога-психолога
МБОУ СОШ с.Арги-Паги
за первое полугодие 2024-2025 учебного года.
Основная цель в работе на 2024 - 2025 учебный год - психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
В 2024 - 2025 учебном году запланированы следующие задачи:
1. Изучение и помощь в адаптации учащихся 1 и 5 классов.
2. Психологическое сопровождение в рамках введения ФГОС в школе.
3. Определение психологической готовности первоклассников к школьному обучению.
4. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания ребёнка с трудностями в обучении и поведении.
5. Применение информационных технологий в аналитической деятельности.
6. Продолжать содействовать повышению психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
Психологическая деятельность осуществлялась по нескольким направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультационное;
- психологическое просвещение;
- методическая работа, самообразование.
Психологическая диагностика включала в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.
Диагностика проводилась по плану работы педагога - психолога, запросам администрации, предварительному запросу учителей и родителей.
Цель диагностической работы - предъявление информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает – учителям и родителям.
В течение первого полугодия применялись методики, с помощью которых оценивалось психологическое развитие детей во время обучения.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.
Полученные данные позволили построить дальнейшую работу:
- провести индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия;
- подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
Диагностическое направление:
1. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий у первоклассников (ФГОС) – 5 человек.
Цель исследования уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам диагностики уровня сформированности УУД в 1 классе в условиях реализации ФГОС».
2. Адаптация 1 и 5 классов – 8 человек.
Цель исследования: выявление уровня школьной адаптации учащихся 1 класса.
Результаты представлены в «Аналитической справке по общим результатам диагностики адаптации в 1 и 5 классах ».
С результатами психологической диагностики исследования адаптации учащихся первых классов, а также по результатам исследования уровня сформированности УУД будут ознакомлены учителя и родители.
По результатам психологической диагностики учителю выданы рекомендации по работе с учащимися 1 класса.
Для родителей первоклассников педагогом-психологом были разработаны рекомендации и памятки.
3. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся 4,5,6 классов (ФГОС) – 14 человек.
Цель исследования уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам мониторинга диагностики ФГОС учащихся 4,5,6 классов».
4. Психологическая диагностика учащихся 4 класса по готовности перехода в среднее звено школы - 4 человека.
Цель диагностики: определить уровень соответствия развития детей возрастным нормам; выявить детей «группы риска»; предоставить рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям, имеющим трудности на этапе перехода в среднее звено школы.
Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам диагностики учащихся 4 класса готовности перехода в среднее звено»
5. Психологическая диагностика учащихся, испытывающим трудности в школьной адаптации – 4 человека.
Цель: продиагностировать индивидуальные особенности; мотивационную, познавательную и интеллектуальную сферы личности учащихся.
Психологическая диагностика проводилась в начале 2024-2025 учебного года.
Педагогом-психологом были разработаны рекомендации и памятки, а также проведены индивидуальные консультации с учителями и родителями.
6. Диагностика учащихся с ОВЗ.
Цель: диагностика межличностных отношений детей в семье, индивидуальные особенности; мотивационную, познавательную и интеллектуальную сферы личности учащихся.
Вывод: оценивая проведенную психодиагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и диагностический материал позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик для более эффективной диагностики.
7. СПТ учащихся, достигших 13 – летнего возраста
Цель СПТ: развитие компетентности в общении.
В тестировании приняло участие 9 человек.
8. В ноябре 2024 года была проведена диагностика для детей, находящихся в замещающих семьях. В ней приняли участие9 человек.
Коррекционная и развивающая работа педагога-психолога.
По результатам психодиагностической деятельности, а также по запросам родителей и педагогов проводилась коррекционная и развивающая работа, как в индивидуальной, так и в групповой форме:
1. В течение первого полугодия проводилась коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Трудности проявлялись у учащихся в поведении, обучении, межличностном общении и самочувствии детей. Были проведены индивидуальные и групповые занятия.
После проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 1 класса можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к условиям обучения, учителям, одноклассникам, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации.
При разработке этих занятий использовалась программа «Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Оказание помощи осуществлялось в форме групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы по запросам родителей и педагогов.
2. В декабре 2024 года был проведен тренинг в 1 классе по теме: «Что такое конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации».
Цель: познакомить учащихся с понятием «конфликт», со способами выхода из конфликтной ситуации. Формирование конфликтной компетентности и способности толерантного поведения у учащихся начальных классов.
3. Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок для овладения учебной деятельностью: в течение полугодия было проведено 4 групповых и 3 индивидуальных коррекционно - развивающих занятий по запросам педагогов и родителей.
4. В декабре 2024 года, по запросу мамы, были проведены 3 беседы с ученицей 5 класса. Беседы были направлены на работу со страхами. Было проведено 3 индивидуальных занятия.
5. В конце октября проводилась неделя психологии. Активное участие приняли ученики 7 класса.
6. Занятия на развитие самооценки, самостоятельности, познавательной активности и саморегуляции (способности к контролю, умение оценивать свои действия) во 2 классе. Было проведено 5 занятий.
7. Занятия с выпускниками 9 класса «Психологическая подготовка выпускников к ГИА» планируется проводить начиная с 17.01.2024 года.
Занятия будут включать в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания, а также методы релаксации.
При разработке коррекционно-развивающих занятий будут использоваться методические пособия и программы: «Познавая себя и окружающих» Савченко М.Ю., «Я учусь владеть собой» Слободяник Н.П., «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Дереклеева Н.И и др.
Консультационное направление:
- консультации учителей, которые обращались, по вопросам обучения и воспитания учащихся;
-консультации родителей, которые обращались, по вопросам воспитания, эмоционального развития, обучения школьников, а также по вопросам готовности детей к школьному обучению;
-консультации учителей и родителей учащихся, у которых были выявлены проблемы и трудности в обучении;
- консультации учащихся и их родителей по вопросу межличностного общения в классном коллективе и в семье;
- консультации по результатам групповой психодиагностики.
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
В целом можно считать, что проведенная за первое полугодие консультативная работа была недостаточно эффективной, т.к. для консультирования было мало обращений от учителей и родителей.
Большинство индивидуальных консультаций за истекший период было отведено:
- трудностям адаптационного периода учащихся 1 класса;
- конфликтным ситуациям в классном коллективе 6 класса;
Таким образом, была оказана психологическая помощь, ориентированная на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности, а также оказана помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Тематический анализ консультаций:
Обращения | Межличностные отношения в семье | Взаим. с учителями | Проблемы развития эмоционально-волевой сферы | Индивид. консультации для педагогов | Всего обращений по всем проблемам | Всего консультаций |
детей | 1 чел. 3 конс. | 2 чел. 2 конс. | 10 чел. 4 конс. | - | 11 чел. | 7 конс. |
родителей | 1 чел. 2 конс. | 1 чел. 1 конс. | - | - | 2 чел. | 3 конс. |
педагогов | - | 3 чел. 2 конс. | - | 3 чел. 3 конс. | 6 чел. | 5 конс. |
Вывод.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была недостаточно эффективной и не позволила решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Психологическое просвещение педагога-психолога:
Для просветительской работы составлены следующие задачи:
- поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников;
- сопровождение каждого воспитанника в перспективе его саморазвития;
- развитие межличностных и внутригрупповых отношений на всех уровнях;
- оказание информационной и методической поддержки педагогам и родителям, связанной с внедрением новых технологий обучения и воспитания.
В направлении «психологическое просвещение» были подготовлены и выданы рекомендации для учителей и родителей:
- Психологическая готовность к школьному обучению. Цель: ознакомление родителей первоклассников с критериями психологической готовности к обучению в школе.
- Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: познакомить учителей и родителей с возрастными особенностями детей 7 лет, проблемами адаптации первоклассников, дать рекомендации по преодолению школьных трудностей.
- Режим дня в жизни младшего школьника. Цель: познакомить родителей с режимом дня учащегося. Дать рекомендации родителям по подготовке домашних заданий. Познакомить родителей со здоровым образом жизни учащихся.
- Профилактика школьной тревожности. Цель: ознакомить учителей и родителей с рекомендациями по профилактике и преодолению школьной тревожности.
Таким образом, были сформированы у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Разработка развивающих, коррекционных календарно-тематических планирований. Результатами методической работы за этот период стали:
а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания календарно-тематических планирований;
б) планирование групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
в) разработка классных часов для учащихся;
г) планирование выступлений на родительских собраниях и педсоветах;
д) создание базы диагностических методик.
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
- Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.
- Оформление документации педагога-психолога.
- Посещение семинаров в целях самообразования.
Вывод: методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную.
Выводы:
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения, в системе мониторинга образовательного учреждения, а также в инновационной и экспериментальной работе в образовательном учреждении.
В ходе индивидуальной психологической диагностики первоклассников была определена психологическая готовность детей к школьному обучению, выявлены уровни актуального развития детей.
Проводилось психологическое исследование адаптации обучающихся 1 и 5 классов.
В рамках введения ФГОС проводились диагностики обучающихся 1, 3, 4, 6, 9 классов, осуществлялось психологическое сопровождение обучающихся школы.
На протяжении этого времени осуществлялось взаимодействие с семьями учащихся и оказывалась им психологическая поддержка.
Производилось содействие повышению психологической грамотности родителей в ходе индивидуальных и групповых консультаций.
В деятельности применялись информационные технологии в своей аналитической деятельности.