СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет педагога-психолога за 1 полугодие

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчет педагога-психолога за 1 полугодие»

Отчет

деятельности педагога-психолога

МБОУ СОШ с.Арги-Паги

за первое полугодие 2024-2025 учебного года.

 

Основная цель в работе на 2024 - 2025 учебный год - психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

 

В 2024 - 2025 учебном году запланированы следующие задачи:

1.    Изучение и помощь в адаптации учащихся 1 и 5 классов.

2.     Психологическое сопровождение в рамках введения ФГОС в школе.

3.     Определение психологической готовности первоклассников к школьному обучению.

4.     Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания ребёнка с трудностями в обучении и поведении.

5.     Применение информационных технологий в аналитической деятельности.

6.     Продолжать содействовать повышению психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

 

         Психологическая деятельность осуществлялась по нескольким направлениям:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- консультационное;

- психологическое просвещение;

- методическая работа, самообразование.

 

Психологическая диагностика включала в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.

Диагностика проводилась по плану работы педагога - психолога, запросам администрации, предварительному запросу учителей и родителей.

Цель диагностической работы - предъявление информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает – учителям и родителям.

В течение первого полугодия применялись методики, с помощью которых оценивалось психологическое развитие детей во время обучения.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. 

Полученные данные позволили построить дальнейшую работу:

- провести индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия;

- подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

        




Диагностическое направление:

 

1.     Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий у первоклассников (ФГОС) – 5 человек. 

Цель исследования уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам диагностики уровня сформированности УУД в 1 классе в условиях реализации ФГОС».

2.     Адаптация 1 и 5 классов – 8 человек. 

Цель исследования: выявление уровня школьной адаптации учащихся 1 класса.

Результаты представлены в «Аналитической справке по общим результатам диагностики адаптации в 1 и 5 классах ».

С результатами психологической диагностики исследования адаптации учащихся первых классов, а также по результатам исследования уровня сформированности УУД будут ознакомлены учителя и родители.

По результатам психологической диагностики учителю выданы рекомендации по работе с учащимися 1 класса.

Для родителей первоклассников педагогом-психологом были разработаны рекомендации и памятки.

3.     Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся 4,5,6 классов (ФГОС) – 14 человек. 

Цель исследования уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам мониторинга диагностики ФГОС учащихся 4,5,6 классов».

4.     Психологическая диагностика учащихся 4 класса по готовности перехода в среднее звено школы - 4 человека.

 Цель диагностики: определить уровень соответствия развития детей возрастным нормам; выявить детей «группы риска»; предоставить рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям, имеющим трудности на этапе перехода в среднее звено школы.

Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам диагностики учащихся 4 класса готовности перехода в среднее звено»

5.     Психологическая диагностика учащихся, испытывающим трудности в школьной адаптации – 4 человека.

 Цель: продиагностировать индивидуальные особенности; мотивационную, познавательную и интеллектуальную сферы личности учащихся.

Психологическая диагностика проводилась в начале 2024-2025 учебного года.

Педагогом-психологом были разработаны рекомендации и памятки, а также проведены индивидуальные консультации с учителями и родителями.

6. Диагностика учащихся с ОВЗ. 

Цель: диагностика межличностных отношений детей в семье, индивидуальные особенности; мотивационную, познавательную и интеллектуальную сферы личности учащихся.

 Вывод: оценивая проведенную психодиагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и диагностический материал позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик для более эффективной диагностики.

7. СПТ учащихся, достигших 13 – летнего возраста

Цель СПТ: развитие компетентности в общении.

В тестировании приняло участие 9 человек.

8. В ноябре 2024 года была проведена диагностика для детей, находящихся в замещающих семьях. В ней приняли участие9 человек.


Коррекционная и развивающая работа педагога-психолога.

 

По результатам психодиагностической деятельности, а также по запросам родителей и педагогов проводилась коррекционная и развивающая работа, как в индивидуальной, так и в групповой форме:

1.  В течение первого полугодия проводилась коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Трудности проявлялись у учащихся в поведении, обучении, межличностном общении и самочувствии детей. Были проведены индивидуальные и групповые занятия.

После проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 1 класса можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к условиям обучения, учителям, одноклассникам, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации.

При разработке этих занятий использовалась программа «Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС НОО».

Оказание помощи осуществлялось в форме групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы по запросам родителей и педагогов.

2.     В декабре 2024 года был проведен тренинг в 1 классе по теме: «Что такое конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации».

Цель: познакомить учащихся с понятием «конфликт», со способами выхода из конфликтной ситуации. Формирование конфликтной компетентности и способности толерантного поведения у учащихся начальных классов.

3.     Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок для овладения учебной деятельностью: в течение полугодия было проведено 4 групповых и 3 индивидуальных коррекционно - развивающих занятий по запросам педагогов и родителей.

4.     В декабре 2024 года, по запросу мамы, были проведены 3 беседы с ученицей 5 класса. Беседы были направлены на работу со страхами. Было проведено 3 индивидуальных занятия.

5. В конце октября проводилась неделя психологии. Активное участие приняли ученики 7 класса.

6.     Занятия на развитие самооценки, самостоятельности, познавательной активности и саморегуляции (способности к контролю, умение оценивать свои действия) во 2 классе. Было проведено 5 занятий.

7.     Занятия с выпускниками 9 класса «Психологическая подготовка выпускников к ГИА» планируется проводить начиная с 17.01.2024 года.

Занятия будут включать в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания, а также методы релаксации.

При разработке коррекционно-развивающих занятий будут использоваться методические пособия и программы: «Познавая себя и окружающих» Савченко М.Ю., «Я учусь владеть собой» Слободяник Н.П., «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Дереклеева Н.И и др.

 

Консультационное направление:

 

- консультации учителей, которые обращались, по вопросам обучения и воспитания учащихся;

-консультации родителей, которые обращались, по вопросам воспитания, эмоционального развития, обучения школьников, а также по вопросам готовности детей к школьному обучению;

 -консультации учителей и родителей учащихся, у которых были выявлены проблемы и трудности в обучении;

- консультации учащихся и их родителей по вопросу межличностного общения в классном коллективе и в семье;

- консультации по результатам групповой психодиагностики.

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

В целом можно считать, что проведенная за первое полугодие консультативная работа была недостаточно эффективной, т.к. для консультирования было мало обращений от учителей и родителей.

Большинство индивидуальных консультаций за истекший период было отведено:

- трудностям адаптационного периода учащихся 1 класса;

- конфликтным ситуациям в классном коллективе 6 класса;


Таким образом, была оказана психологическая помощь, ориентированная на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности, а также оказана помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

 








Тематический анализ консультаций:


Обращения

Межличностные отношения в семье

 

Взаим.

 с учителями

Проблемы развития эмоционально-волевой сферы 

Индивид.

консультации для педагогов

Всего обращений по всем проблемам

Всего консультаций

детей

1 чел.

3 конс.

2 чел.

2 конс.

10 чел.

4 конс.

-

11 чел.

7 конс.

родителей

1 чел.

2 конс.

1 чел.

1 конс.

-

-

2 чел.

 

3 конс.

педагогов

 -

 

3 чел.

2 конс.

-

3 чел.

3 конс.

6 чел.

 

5 конс.

        

Вывод. 

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была недостаточно эффективной и не позволила решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

 

Психологическое просвещение педагога-психолога:

 

Для просветительской работы составлены следующие задачи:

- поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников;

- сопровождение каждого воспитанника в перспективе его саморазвития;

- развитие межличностных и внутригрупповых отношений на всех уровнях;

- оказание информационной и методической поддержки педагогам и родителям, связанной с внедрением новых технологий обучения и воспитания.

 

     В направлении «психологическое просвещение» были подготовлены и выданы рекомендации для учителей и родителей:

          - Психологическая готовность к школьному обучению. Цель: ознакомление родителей первоклассников с критериями психологической готовности к обучению в школе.

- Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: познакомить учителей и родителей с возрастными особенностями детей 7 лет, проблемами адаптации первоклассников, дать рекомендации по преодолению школьных трудностей.

- Режим дня в жизни младшего школьника. Цель: познакомить родителей с режимом дня учащегося. Дать рекомендации родителям по подготовке домашних заданий. Познакомить родителей со здоровым образом жизни учащихся.

- Профилактика школьной тревожности. Цель: ознакомить учителей и родителей с рекомендациями по профилактике и преодолению школьной тревожности.

Таким образом, были сформированы у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

- Разработка развивающих, коррекционных календарно-тематических планирований. Результатами методической работы за этот период стали:

а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания календарно-тематических планирований;

б) планирование групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

в) разработка классных часов для учащихся;

г) планирование выступлений на родительских собраниях и педсоветах;

д) создание базы диагностических методик.

- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.

- Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.

- Оформление документации педагога-психолога.

- Посещение семинаров в целях самообразования.

Вывод: методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную.


Выводы:

  1. Участие в реализации программы развития образовательного учреждения, в системе мониторинга образовательного учреждения, а также в инновационной и экспериментальной работе в образовательном учреждении.

  2. В ходе индивидуальной психологической диагностики первоклассников была определена психологическая готовность детей к школьному обучению, выявлены уровни актуального развития детей.

  3. Проводилось психологическое исследование адаптации обучающихся 1 и 5 классов.

  4. В рамках введения ФГОС проводились диагностики обучающихся 1, 3, 4, 6, 9 классов, осуществлялось психологическое сопровождение обучающихся школы.

  5. На протяжении этого времени осуществлялось взаимодействие с семьями учащихся и оказывалась им психологическая поддержка.

  6. Производилось содействие повышению психологической грамотности родителей в ходе индивидуальных и групповых консультаций.

  7. В деятельности применялись информационные технологии в своей аналитической деятельности.