Отчет по теме самообразования
Козиной Алины Альбертовны, учителя английского языка
МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ»
за 2021-2022 учебный год
Тема самообразования:
«Повышение уровня качества знаний учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках английского языка»
Условия возникновения данной проблемы.
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным требованиям, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа.
В первую очередь, от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение технологии активных методов обучения и технологии модерации дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии. В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное, заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Актуальность проблемы.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии.
Для решения данной проблемы определила для себя методическую тему «Повышение уровня качества знаний учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках английского языка» с целью развития личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Для эффективного достижения ключевых профессиональных задач строю обучение на понимании сущности учебной работы как процесса взаимодействия учителя и ученика, обучающихся друг с другом, включающего в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга.
Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Постановка проблемы.
Причиной постановки данной проблемы явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности и незаинтересованность работы во внеурочное время. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с различными источниками информации. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения необходимых навыков и умений при изучении английского языка, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, к саморазвитию.
Были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
2) повысить качество преподавания английского языка на основе внедрения новых образовательных технологий;
3) усилить интенсивность урока с помощью использования новых образовательных технологий;
4) использовать современные образовательные технологии как средство повышения мотивации учащихся в изучении английского языка;
5) применять разнообразные формы работы на уроке с использованием современных педагогических технологий.
Ожидаемым результатом в моей работе , которые планировалось достичь:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядности, создание электронного комплекта педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
Теперь хотелось бы описать наиболее значимые мероприятия по реализации плана.
Прежде всего, за этот период я присоединилась к онлайн-платформе http://educont.ru, где получила единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России; также доступ к образовательному контенту был получен мною при регистрации на платформе «Мобильное электронное образование», кроме этого, на сайте LearningApps.org мною было создано более 9 новых интерактивных упражнений разных видов с использованием различных технологических приёмов: интерактивных тестов, дидактических игр, тренажеров и учебных презентаций.
Приняла участие в работе множества вебинаров, конференций по теме самообразования и не только Центра дополнительного профессионального образования «Экстерн», «Просвещение», «RELOD», «Macmillan» «ELT», «ЯКласс», «Учи.ру» и др.
Участие в педагогических конкурсах является важной составляющей методической работы. Я приняла участие во Всероссийском конкурсе МАУНЕД «МАГИСТР» «Лучшее из опыта работы» (диплом 1 степени), Всероссийском педагогическом конкурсе «Дистанционный урок» издательства «Современный учитель» (диплом за 3 место).
В течение учебного года прошла курсы повышения квалификации ГАОУ ДПО «ИРО РТ» по теме «Развитие и совершенствование компетенций учителя как эффективный механизм повышения качества образования», ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» Институт дополнительного профессионального образования по теме «Психолого-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности класса (Новые подходы в системе воспитательной работы в школе, работе с родителями», онлайн-школы «Фоксфорд» на тему «ОВЗ. Инклюзивная практика в образовательной организации. 1–11 классы».
Итак, использование современных образовательных технологий помогает мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышает мотивацию ученика, ускоряет подготовку к уроку и приносит удовлетворение своей работой. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании новых технологий с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании английского языка является важным средством для формирования личности, его языковой компетентности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития личности. Рост качества знаний учащихся является прямым показателем качества работы учителя.
В течение года я работала над повышением своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе, стремилась повысить качество обучения с использованием новых технологий. В дальнейшем я буду продолжать работать над своей темой, стремиться к саморазвитию и раскрывать творческий потенциал своих учащихся.