Отчёт по самообразованию
На тему: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
воспитателя Мозговая Татьяна Сергеевна
за 2022-2023 учебный год.
1. Обоснование выбора темы.
В 2022-2023 учебном году я взяла тему по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Использование проектной деятельности будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей, формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера, развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ребёнок 1.5 - 3 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей третьего года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Цель:
- повышение профессиональной компетентности педагога и познавательной активности воспитанников путем реализации в воспитательно-образовательной деятельности метода проектов.
Задачи:
- повышение собственный теоретический уровень знаний путем изучения методической литературы, материалов сети Интернет;
- разработка и внедрение проектов по познавательному развитию детей, создание банка краткосрочных и долгосрочных проектов из опыта работы;
- привлечение родителей к реализации проектов;
-формирование познавательной активности воспитанников;
-анализ и обобщение педагогического опыта, распространение его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, участия в конкурсах.
2. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.
Сентябрь – Ноябрь подобрав и проанализировав методическую литературу по проектной деятельности, я пришла к выводу, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен только для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Для детей же младшего дошкольного возраста почти отсутствуют на практике методики и методические рекомендации включения метода проектов. Мною были разработаны два проекта для детей младшего дошкольного возраста: «День матери», «Зимняя лаборатория секреты зимы». Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, а также план взаимодействия с родителями воспитанников, разработаны конспекты НОД, опыты, проведены беседы и наблюдения. Пополнила РППС группы многофункциональной ширмой для использования ее в проектной деятельности, а для родителей в приемной сделала доску новостей об этапах реализации проекта. Начала работу по привлечению родителей в проектную деятельность.
В Октябре успешно прошла курс Курсы г. Красноярск Институт повышения квалификации «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
В декабре были проведены, индивидуальные беседы и родительское собрание по проектной деятельности,
Также была проведена консультация с воспитателями на тему «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».
Мною были проведены детско – взрослые проекты:
В Декабре «Неделя без игрушек»
В январе «Неделя здоровья»,
В феврале «С папой я дружу, его дружбой дорожу»,
Детские проекты:
В ноябре «день Матери»
В январе зимняя лаборатория «секреты-зимы»
3. Изучение методической литературы:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пространство детской реализации Проектная деятельность. «От Рождения до Школы» – М.: «Мозаика-Синтез», 2021г.
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2013.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: «Школьная пресса», 2010 .
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. - М.: «АРКТИ», 2003.
Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: «Линка-Пресс», 1997 .
Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград: «Учитель», 2011.
Поиск материалов в Интернете:
Описание детских проектов.
В Ноябре - Январе были проведены детские проекты.
4. Способы практического применения теоретического материала.
Для реализации детского проекта «День Матери» срок проведения I неделя ноября во II младшей группе мной были использованы следующие формы работы: пальчиковая игра «Пирожки для мамы» Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Варим компот для мамы». Беседы «Что мы знаем о празднике», «Какое нужно тесто для печенья», «Какую выбрать формочку для печенья». Словесная: разучивали стихи и песню, что подарить? Как украсить группу?
Где взять украшения для группы? Какую песню выбрать? Где найти музыку? Что надеть на праздник? Как приготовить печенье для мамы? Где взять тесто? Где найти формочки для печенья? Где Найти стихи для мамы? Рассматривание семейных фотографий в уголке группы. В течении недели в группе проведена ООД на тему: «Печенье для мамы», «Подарок для мамы», стенгазета «Моя мама»
Работа с родителями: Информирование родителей о теме проекта, возможности участия в проекте, оформление выставки «Моя семья».
Итоговым мероприятием был концерт посвященный мамам
Для реализации детского проекта Зимняя лаборатория «секреты - зимы» срок I неделя января во II младшей группе мной были использованы следующие формы работы: Беседы «Что такое снег, и откуда он берется?», «Как нарисовать снежинку?», «Можно ли есть снег?», «Почему снег тает в помещении, а на улице не тает?», «Можно ли сделать снег который бы не таял в тепле?», «Бывает ли снег разноцветным?», «Можно ли сделать лед разноцветным?». Продуктивная деятельность: Рисование «Снежинки», «Лес в снегу», Чтение х/л «Снегурочка» Проведены опыты «Снег и его свойства», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Искусственный снег», «Разноцветный снег». Рассматривание альбомов «Опыты со снегом», проведены наблюдения за свойством снега.
Итоговым мероприятием была выставка детских работ
Работа с родителями: Информирование родителей о теме проекта. Возможности участия в проекте. Провести дома опыт «Цветные льдинки»
Апрель - Май
5. Способы отслеживания результатов работы по теме.
В результате деятельности над проектом «день Матери» у дети повысился познавательный интерес и сформировались представления о семье, о ее ценности., уважительное отношение к мамам. Углубить знание детей о роли мамы в жизни.
Работа над проектом помогла расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
Работая над проектом зимняя лаборатория «секреты - зимы», у детей повысился познавательного интереса к экспериментальной деятельности. Дети имеют представление, что такое снег и познакомить с основными свойствами.
На родительском собрании рассказала родителям о проектном методе, довела до сведения родителей о предстоящих проектах на тему: «День матери», зимняя лаборатория «секреты - зимы». Родители с удовольствием приняли участие в осуществлении данных проектов: заполнили анкету «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении», ответили на все вопросы, приняли участие в создании фотовыставки «Моя семья», проводили опыт «Цветные льдинки» дома " Для родителей мной были разработаны и проведены консультации: «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в младшей, средней, старшей, подготовительной группах»;
Работая над темой по самообразованию, я повысила свой теоретический уровень и профессионализм, освоила внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы. Проектная деятельность помогла мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень по данной теме и степень вовлеченности в деятельность. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
6. Выводы по теме.
Динамика уровня представлений детей о празднике «День матери»
Ноябрь Декабрь
36% 64% 60% 40%
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Вывод: в результате реализации проекта «День матери» у детей наблюдается положительная динамика представлений о таком празднике как «день матери»
Динамика уровня представлений детей о свойствах снега.
Декабрь. Январь
30% 50% 20% 30% 70%
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Вывод: в результате реализации проекта «Зимняя лаборатория секреты зимы» у детей наблюдается положительная динамика представлений о свойстве снега
7. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ? Одной из задач ДОУ является использование в педагогической деятельности инновационных технологий. Проектный метод как раз является таковым. Следовательно, выбранная мной тема по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста», вполне соответствует задачам ДОУ.
8. Проекция на будущее.
Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а так же степени участия воспитателя и родителей. Поэтому в дальнейшей своей работе я обязательно буду использовать проектный метод, разрабатывая новые увлекательные проекты для детей.