МАДОУ «Детский сад № 9 « Теремок» г. Кувандык
Отчет по работе над темой самообразования за 2024-2025 учебный год
« Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения и дидактические игры, используя новые педагогические инновационные технологии»
Составила:
муз.руководитель Фомина Т. М.
Отчет по работе над темой самообразования за 2024- 2025 учебный год.
Должность: музыкальный руководитель.
Ф.И.О. Фомина Татьяна Михайловна.
Тема: « Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения и дидактические игры, используя новые педагогические инновационные технологии»
Цель: развивать музыкально – ритмический слух, способность воспринимать ритмическую пульсацию. Повышать качество знаний и умений дошкольников за счет внедрения инновационных технологий.
Задачи:
внедрение в музыкальную образовательную деятельность дошкольников инновационных технологий ;
знакомство дошкольников с развивающими логоритмическими инновационными музыкально- педагогическими играми, технологиями авторской методики Т.Боровик «Хор рук» «Бумажный оркестр»;
применять на музыкальных занятиях методику «Элементарное музыцирование с дошкольниками »-программа Т.Тютюнниковой, основанная на музыкально-педагогических концепциях К. Орфа;
подготовка познавательно- тематического занятия для детей «Весенний калейдоскоп».
Можно выделить следующие этапы моей работы над темой:
изучение музыкальной литературы и использование Интернет- ресурсов по теме;
была участником марафона « Онлайн- игра как метод вовлечения и мотивации в образовательном процессе», прошла курсы обучению по программе «Проект, как цикл инновационной деятельности»;
приняла участие во всероссийском семинаре « Ранее музыкальное развитие как эффективный метод развития интеллекта»;
внедрение полученных знаний в работу, способствующих развитию чувства ритма детей;
взаимодействие с родителями и педагогами- специалистами;
систематизация и обобщение полученного опыта, отчет по теме самообразования.
Осуществляя выполнение этих задач, разработала перспективный план работы по теме самообразования на весь учебный год. Подготовила новый демонстрационный материал (дидактические игры, атрибуты), разработала сценарий открытого музыкального занятия по развитию чувства ритма. Подготовила детей для выступления с музыкальными номерами на районный семинар и научно- практическую конференцию «Богатство родного края», где мои воспитанники показали свои музыкальные способности.
Для реализации темы по самообразованию велась систематическая работа по изучению методической и учебной литературы (И. Каплунова «Топ, каблучок», М.Анисимова «Музыка здоровья», « Психологические сказки», А.Стрельникова «Дыхательная гимнастика», В.Емельянов «Фонопедические упражнения», Е. Железнова «Ритмотерапия», Т. Тютюнникова «Логоритмика для детей» Р. Метлов «Танцуем и поём», Г. Фёдорова «Танцы для детей»). Регулярно посещались открытые мероприятия коллег, готовился новый дидактический материал («Волшебные ложки», «Веселые матрешки», «Музыкальное лото», «Сколько на с поет?», «Вагончики - стучалки»).
Для развития чувства ритма была создана картотека музыкально – дидактических игр для младшего и старшего дошкольного возраста.
Затем была разработана картотека «Музыкально- логоритмические игры» для развития чувства ритма для детей компенсирующей группы.
В течении учебного года пополнялась музыкально – развивающая среда. Обновлялись атрибуты, изготавливались музыкально – дидактические игры с использованием шумовых инструментов. Всё это способствовало поддержанию эмоционального благополучия и эстетического развития воспитанников.
Большую роль в музыкальном развитии сыграли праздники и развлечения; «Волшебница осень», «К нам пришел Новый год», « Прилет жаворонков», «Мамин день», «День Победы» и др. Всё это обогащало детские впечатления, содействовало созданию общей радости, хорошего настроения, дети приобщились к музыкальной культуре. На праздниках и развлечениях дошкольники проявляли свои музыкальные способности, в разных видах музыкальной деятельности. Воспитанники проявляли свои способности в игре на музыкальных инструментах, играх, танцах, где они проявляли свои знания и ритмические способности.
Для повышения эффективности образовательного процесса я включала в музыкальные занятия здоровьесберегающие технологии, что является инновационной формой и методом оздоровления воспитанников. Для формирования правильного звукопроизношения, артикуляции и дыхания на занятиях применяла технологию В.В.Емельянова, его фонопедические игры и упражнения «Идет матушка Весна», «Добрый жук», «Золотые краски осени». Дети с удовольствием выполняли звукоподражания, проговаривание текста. Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения. В играх дети познавали возможности своего голоса и учились им управлять.
На музыкальных занятиях для релаксации воспитанников использовала технологию музыкотерапии, что способствовало раскрепощению детей, восстановлению дыхания, обогащению яркими впечатлениями и эстетического отношения к окружающему миру.
Обучая детей игре на музыкальных и шумовых инструментах, я включала в образовательную деятельность развивающие инновационные технологии
Е. Железновой, методика которой способствует развитию импровизации, памяти, музыкального слуха и внимания. Дети, слушая мой рассказ «Сережа и бабочка», самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для озвучивания героев рассказа. Это стимулировало детей на самостоятельную творческую работу. Дети сочиняли свои собственные ритмы, подбирая нужный инструмент.
В результате такой работы дети с желанием сочиняют свои мелодии, тексты, ритмические рисунки, где активно проявляют свое песенное, игровое творчество.
В своей работе по музыкальному воспитанию и развитию воспитанников применяю инновационную педагогическую технологию «Хор рук»
( авторская методика Т.А. Боровик)
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Данная форма направлена на развитие:
координационной свободы движения;
чувства ритма;
внимания;
ансамблевой слаженности;
способности к двигательной импровизации.
Следующий видом инновационной развивающей технологии является «Бумажный оркестр». Это игра, в процессе которой̆, дети исполняют музыкальные произведения с помощью бумаги. Эта игра позволяет детям использовать свои творческие способности и создавать собственные ритмические композиции.
Одно из главных преимуществ «Бумажного оркестра» заключается в том, что он позволяет детям играть музыку без использования традиционных инструментов. Это дает им возможность экспериментировать с различными звуками и создавать свою собственную музыку.
Кроме того, «Бумажный̆ оркестр» помогает детям развивать свои музыкальные навыки. Они учатся слушать музыку, определять ритм и мелодию, а также создавать свои собственные композиции.
«Бумажный оркестр» может стать отличным способом для детей провести время вместе и насладиться музыкой. Он позволяет им общаться и делиться своими музыкальными идеями.
В заключении хочу сказать, что использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволили мне добиться следующих результатов:
дети ритмично передают в движениях характер музыки, учитывая ритм и регистровую окраску;
развивается ритмичность, умение ускорять и замедлять действие в соответствии с изменениями в музыке;
активно осваивают ритмический рисунок, исполняя свои партии в оркестре, в логоритмических и речевых играх ;
дети способны воспринимать ритмическую пульсацию, развивается ритмический слух.
При совместной работе всего коллектива и родителей были достигнуты положительные результаты, которые отразились в диагностических картах. Перспективу своей работы вижу в изучении литературы, интернет - ресурсов по теме самообразования, а также внедрение полученных знаний в работе с воспитанниками. Необходимо систематизировать и обобщать полученный опыт и продолжать работу по проведению диагностики уровня исполнительской культуры. Подобрать методический материал (динамические паузы, дидактические игры, наглядные пособия). Расширить профессиональный кругозор и возможности реализации творческого потенциала в ходе работы по программе. Вести работу по совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ.
Список литературы
1.«Интегрированные Музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста с 5до 7 лет.» О.Н. Тверская, Е.В. Каменских, В.Н.Беляева Издательство «Детство- Пресс» 2018г.
2.Т.Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание) 1999г.(издательство»АСТ», Москва) .
3.Судакова Е.А. « Хороводные игры. Музыкально- развитие дошкольников возраста 4-7 лет. ФГОС» 2021г. издательство «Детство-Пресс»(Санкт-Петербург) А, Луговской «ритмичиские упражнения, игры и пляски» Издательство 1991г. Москва.
4.Тютюнникова, Т. Э. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» Музыкальная палитра-2006г.
5.Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах для муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1998г.).
6.Квактун Г.Г. «Будем с песенкой дружить(3-7 лет).Выпуск 3.Весна ФГОС» 2020г.
7.Нищева, Гавришева «Облака плывут куда то…Песенки распевки, музыкальные игры для дошкольников с 4 до 7 лет. ФГОС» 2018г. издательство «Детство-Пресс» (г.Санкт-Петербург).
8.Тверская, Беляева «Интегрированные музыкально логомитрические занятия для детей старшего дошкольного возраста». С 5 до7.ФГОС» 2020г.
9.Рядчекова, Комаров «Наша дружная семья. Песенки для музыкальных занятий и праздников(5-7лет). Выпуск 1. ФГОС» 2018 г.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. , «Игры, аттракционы, сюрпризы»(приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), 2003 г.
11.Итернет –ресурс.