Отчет по самообразованию
педагога-психолога Пихнивской Евгении Павловны
Тема: Использование методов арт-терапии в решении личностных проблем детей и взрослых
Цель: изучение особенностей использования арт-терапии при решении личностных проблем дошкольников и взрослых.
Задачи:
- выявление проблем поведения в социуме, взаимодействия личности ребенка/взрослого с окружением;
- изучение и подготовка необходимых приемов арт-терапии;
- применение на практике методов арт-терапии.
Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализовать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребенка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются. Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия, и обеспечивает её различными изобразительными материалами, красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы. Дети могут использовать предоставляемые им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребенка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.
Процесс арт-терапии предполагает следование следующим основополагающим принципам:
- занятия арт-терапией подразумевают под собой использование ребенком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира;
- работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного принимать психологическое содержание рисунков клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своим рисунком;
- работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в определенных условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира;
- арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определенных приемов, помогающих ребёнку осознать отраженные в его рисунке содержания его внутреннего мира.
Посредством чего достигается положительный эффект арт-терапии?
Первым фактором является сам процесс арт-терапии. Художественная экспрессия – выражение чувств, потребностей, мыслей ребенка через его работу с различными изобразительными материалами. Положительный эффект ар-терапии достигается за счёт «исцеляющих» возможностей процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает в себя элементы того и другого. Чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств коммуникации, ибо непосредственное их выражение будет слишком болезненным.
Вторым фактором являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме – то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты.
Занятия арт-терапии, помимо диагностического и исцеляющего эффектов, несут в себе обучающий. По мере того, как ребёнок передаёт свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно двигается к его осознанию. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непосредственного участника» изобразительного процесса и проводить самосознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами можно выделить наиболее значимые.
Арт-терапия:
- Даёт социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (способ выпустить "пар" и разрядить напряжение).
- Позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыты, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
- Развивает художественные способности и повышает самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
- Облегчает процесс терапии. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды терапии: изотерапию (рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве); библиотерапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений); музыкотерапию, сказкотерапию, телесно-двигательную, танцевальную и др. В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.
При организации арт-терапевтических занятий нужно иметь в виду, что изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует определенные виды активности ребенка. Специально подбирая изобразительные материалы к каждому занятию с учетом поставленных коррекционных задач и индивидуально-психологических особенностей участников, мы можем в определенной мере управлять активностью ребенка. Например, при работе с гиперактивными, расторможенными, проявляющими агрессивность в поведении детьми, не рекомендуетсяя использовать такие материалы, как краски, глину, пластилин, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.), легко переходящую в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от ребенка организации и управления своей деятельностью, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деяствия. Вместе с тем нужно прогнозировать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие в активной действенной форме осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.
Достоинство метода рисования заключается не только в том, что он позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что требует согласованного участия многих психических функций: мышления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.
№ | Направление работы | Сроки исполнения | Результат |
1. | Изучение особенностей применения Арт-терапии | Август 2018г. | Продолжается |
2. | Повышение игрового потенциала педагогов с помощью игротерапии | Сентябрь 2018г. | Приняло участие 15 педагогов |
3. | Психологическая разгрузка педагогического коллектива с помощью танцтерапии | Декабрь 2018г. | Приняло участие 17 педагогов |
4. | Психологическая разгрузка персонала ДОУ с помощью изо-терапии, танц-терапии и сказкотерапии | Март 2019г | Приняло участие 12 педагогов |
5. | Психологическая разгрузка педагогического коллектива с помощью изотерапии и музыкотерапии | Май 2019г | Приняло участие 14 педагогов |
6. | «Песочная релаксация» для детей с эмоциональными нарушениями | В течение года | 38 занятий |
7. | «Вода – мой друг» игры с водой для детей с нарушением моторики и для детей с гиперактивностью | В течение года | 15 занятий |
8. | «Изотерапия» сеансы рисования для тревожных, депрессивных и замкнутых детей | В течение года | 64 занятия |
9. | «Волшебные камешки» игры на световом столе для развития воображения, коррекции личностных нарушений | В течение года | 41 занятие |
10. | Коррекция психического состояния детей подготовительных групп с помощью музыкотерапии | В течение года | 27 занятий |
11. | Работа с кинетическим песком | В течение года | 35 занятий |
Планирование на 2019-2020 учебный год:
«Психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов с использованием арт-терапии»