ГБУЗ «ДС №15 ДЗМ»
Отчет по самообразованию:
«Формирование у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебе».
Учитель: Макей М.А.
МАЙ,2022
Одним из участников обучения является педагог. Он урок организует так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроке. Учитель формирует положительную устойчивую мотивацию. Деятельность учителя, профессионально компетентного, уверенного в своих силах, способного создать в классе атмосферу взаимного уважения, нацелена на качественное образование ученика.
Учитель - профессионал обладает следующими личностными качествами:
Стремлением к максимальной гибкости;
Способен сопереживать, сочувствовать, воспринимать потребности детей;
Владеет стилем доверительного (неформального) общения с учениками;
Эмоционально уравновешен, жизнерадостен;
Умеет придать личностную окраску преподаванию, словесно поощрять ученика:
-Ты на верном пути.
-Замечательно!
-Ты делаешь это сегодня значительно лучше.
-Продолжай работать так же, ты добьешься большего
-Это успешное начало.
-Отлично!
-Ты прав.
-Твои успехи все заметнее
-Я верю в тебя.
-Красивая мысль.
-Спасибо!
Так тоже закладывается учителем мотивация на успех, на достижение цели, на развитие себя как личности.
Личные качества учителя дополняет его профессиональная компетентность:
Знание и наполнение содержания учебного материала;
Организация учебной деятельности;
Стиль педагогической деятельности учителя;
Коллективные, групповые формы учебной деятельности;
Оценка учебной деятельности школьника в сравнении с собственными его результатами;
Наполнение каждого этапа элементами психологического содержания:
«Мы хорошо поработали над предыдущей темой»- так мы зафиксировали у детей мотивы предыдущих достижений;
«Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы» - вызвали мотивы относительной неудовлетворённости;
«А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях» - Усилили мотивы ориентации на предстоящую деятельность
Далее учитель подкрепляет возникшую мотивацию, чередуя разные виды деятельности, используя материал различной степени трудности, активизируя интерес через поисковую деятельность самих детей, самостоятельную работу, участие в проектной деятельности.
В конце урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы возникла установка на дальнейший процесс, т.е. положительная мотивация перспективы.
Все это я использую в своей работе.
Повышение моей мотивации обучения, как педагога, реализуется через:
Использование педагогических технологий, повышающих мотивацию учеников;
Обобщение опыта работы педагогов ;
Индивидуальные беседы;
Участие в методических объединениях ГБОУ «ДС№15» ДЗМ НОШ;
Проведение открытых уроков и внеклассных занятий и непосредственное
участие в праздничных мероприятиях для детей;
Изучение и публикация материалов на сайте МААМ.ru, использование значимых публикаций в своей работе с телеграмм канала «Логопед-дефектолог»;
Изучение и применение новых технологий, форм, методов и приёмов, как в урочной, так и внеурочной познавательно-воспитательной деятельности с обучающимися;
Систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт;
Повышаю уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Главными героями образовательного процесса являются обучающиеся. Изучение их мотивации происходило следующим образом:
- Во-первых, была проанализирована ситуация и выявлены причины отрицательного отношения к учебе: 1)субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика, затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств;2)объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития; приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).
Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.
- Во-вторых, определила задачи обучения, которые стали исходить из запросов, интересов и устремлений ученика.
Основными методами изучения были:
1)наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за разными видами деятельности ( учебной, общественно полезной, организационной) , за характером общения школьников;
2)использование ряда специально подобранных ситуаций (педагогические ситуации), которые включались в ходе обсуждения на классных часах;
3)индивидуальные беседы с учеником, предполагающие прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, цели учения для данного ученика.
Исследовав мотивы ребенка, зная его потребности, моей задачей стало найти способы, пробуждающие у неуспевающих учащихся стремление и желание учиться, целенаправленно развивать внутреннюю мотивацию, чтобы он по-настоящему включился в работу, чтобы задачи, стоящие перед ним были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для него. Акцент был сделан на развитие познавательного интереса.
Одним из эффективных средств развития интереса первоклассников к учебному предмету является игра. Поддерживаю интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.
Большое внимание в своей работе уделяю индивидуальной форме организации учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, предлагая дифференцированные задания. И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные; групповые; индивидуальные; работу в парах.
Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, пальчиковую гимнастику.
И, в заключении, проблема мотивации остается актуальной, т.к. остается достаточное количество обучающихся, которые не проявляют интереса и собственного желания учиться. Причин тому много: сложная социальная обстановка вокруг этих детей (безработица, нищета, нет перспективы), полнейшее безразличие и равнодушие некоторых родителей. Но, благодаря профессионализму учителя, который научит активному поиску, эмоции удивления, ожидания нового, интеллектуальной радости, успеха можно это преодолевать.